МААМ-картинки

Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями

Виктория Ветрова
Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями

Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями

Развитие речи детей с нарушениями развития – одна из важнейших задач, которая решается в процессе воспитания, обучения. Работа над исправлением различных нарушений речи, формирование речевых умений и навыков развивает у дошкольников познавательные способности, совершенствует психические функции.

Публикация «Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Полноценная речь – это также средство повышения уровня коммуникабельности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации.

Конкретно задачи работы по развитию речи детей с нарушениями интеллектуального развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром сводятся к следующему:

1. Изучение речевого развития ребенка.

2. Исправление дефектов речи и обработка произносительных навыков.

3. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.

5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

Задача 1 осуществляется преимущественно на первом этапе обучения и воспитания, поскольку точное знание уровня речевого развития каждого ребенка – непременное условие правильного построения системы работы как индивидуальной, так и подгрупповой.

Задачи 2-5 решаются на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в течении всего периода обучения.

Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно.

Первым методическим условием формирования речи является уточнение и обогащение представлений детей с ограниченными возможностями о предметах и явлениях окружающего мира. На занятиях с детьми подробно разбирают прочитанные им произведения (стихи, сказки, рассказы, басни, рассказанное, устанавливают всевозможные связи, выполняют практические работы. Так создается конкретная основа для самостоятельных высказываний детей, а педагог получает возможность воздействовать на речь воспитанников.

Повышение заинтересованности ребенка в речевом высказывании – второе методическое условие успешности работы по развитию речи детей. Повышение речевой мотивации достигается путем использования различных вспомогательных приемов, которые служат внешними побудительными средствами речи: наглядные пособия, поощрения, вопросы и так далее.

Третье условие – обеспечение высказываний детей необходимыми языковыми средствами. Выполнение этого условия заключается в обязательной подготовительной работе, которая должна помочь овладеть нужным «строительным» материалом: словами, словосочетаниями, предложениями.

Большое внимание уделяется словарной работе. Учитывая основные недостатки речи детей, словарная работа педагога с детьми обязательно должна решать ряд задач.

Задачи работы над словом:

1. Обогащение словаря.

2. Закрепление и уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

3. Активизация словаря.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные)

Данные задачи реализуются во всех видах непосредственно образовательной деятельности, особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но в зависимости от специфики проводимого занятия и даже от этапа занятия та или иная задача может становиться ведущей, выступать на первый план.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром все задачи, как правило, решаются комплексно, в единстве

Некоторые общие требования к проведению словарной работы:

1. Должна быть выдержана дозировка слов.

2. Необходимо стремится к конкретному объяснению новых слов.

3. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов.

4. Для введения слова в речь ребенка необходимы система упражнений, постоянное повторение слов, включение его в различные контексты.

5. Необходима комплексная работа над всеми сторонами речи и постоянное применение изученного материала, иначе новая информация ложится в памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается.

Необходима специальная работа с детьми с ограниченными возможностями над предложениями, так как у таких детей слабо сформирован смысловой план предложения.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром совершенствуется умение пользоваться простыми распространенными предложениями. Кроме того, осуществляется практическая работа над опережающим освоением более сложных синтаксических конструкций. В результате создается речевая основа для последующего речевого развития.

Работа, направленная на развитие связной устной речи, проводится на каждом занятии непосредственно образовательной деятельности, а также во время свободного общения педагога с детьми. Источником развития связной речи являются: анализы текстов, работа с картинами, правильная речь педагога в диалогах и беседах, при обучении отвечать на вопросы полными предложениями и так далее.

Для развития устной речи необходимо создать соответствующие условия, способствующие возникновению у детей потребности говорить. Во время организации любых видов деятельности детей должна проводится работа на повышение речевой активности воспитанников.

Развитие устной речи удобнее всего проводить в связи с изучением предметов и явлении окружающей действительности. Это способствует совершенствованию речевой практики детей.

Публикации по теме:

Адаптивная программа «Логопедическая коррекция» коррекционно-развивающих занятий Аннотация Данная программа раскрывает этапы, направления и содержание логопедической ра-боты с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные.

Методика работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией Разработкой методики преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стёртой дизартрией занималась Е. Ф. Архипова, Л. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями
Опубликовано: 2 марта 2015 в 10:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД