Ульяна Борисова
Методические особенности организации начального периода обучения игре на фортепиано
▼ Скачать + Заказать документы
Методы обучения игре на фортепиано
«Игра на фортепиано, как инструменте, дающем полную картину музыкальной фактуры, не может не увлечь настоящий музыкальный талант»
Н. А Римский-Корсаков
«Задача начального обучения – введение ребёнка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной для этого возраста форме.» [1, с. 4]
Публикация «Методические особенности организации начального периода обучения игре на фортепиано» размещена в разделах
В начальном периоде обучения стоит педагогу обратить внимание на возрастные, психологические и музыкальные особенности ребёнка, на его характер, слуховые данные и представление об игровых навыков и в соответствии с этим подбирать музыкальный репертуар.
Обучение игре на фортепиано включает в себя не только освоение пианистических навыков, но и общемузыкальное развитие, воспитание мировоззрения, морально-эстетических качеств и музыкального вкуса.
В работе с начинающими пианистами следует принимать воспитательные и музыкально-воспитательные методы обучения близким по своей форме с работой детей дошкольного возраста и соединение принципов музыкально-эстетического воспитания с исполнительским обучением. Методические принципы начального периода обучение на фортепиано основывается на главных частях воспитывающего музыкального обучения. Во-первых, это развитие музыкального слуха и восприятие музыкальных образов, художественно-творческих и двигательно-технических навыков, эмоциональной и интеллектуальной работы ребёнка, знание музыкальной теории и исполнительского умения.
Самыми близкими педагогическими принципами, подходящими к работе с начинающими пианистами, считаются: принцип доступности, принцип постепенности и принцип наглядности.
Принцип доступности в работе требует учёта возможностей ученика, его уровня развития навыков и интеллектуальных возможностей. При подборе репертуара педагогу важно знать особенности своего ученика и насколько программа будет него доступна.
Принцип постепенности заключается в постепенном усложнении музыкального репертуара и нагрузки на ребёнка, усложнении техники игры и расширений знаний ученика. Поэтому с каждым новым произведением перед учеником встают новые исполнительские задачи давая ребёнку возможности расти дальше как пианисту.
Принцип наглядности включает в себя использование различных наглядных средств для усвоения учеником знаний, формирование и закрепление у него различных навыков и умений. Здесь могут быть показаны преподавателем технических упражнений или же показ музыкального произведения целостно.
Для ребёнка начальный этап обучения является сложным, восприятие новых нового у ученика формируется в процессе классных занятий. Так же появляются у него и исполнительские трудности, ещё тяжело даётся прочтение нотного текста, аппликатура пальцев, осмысление произведения, динамика и штрихи. На этой стадии можно использовать методический приём вычисления простого из сложного усилив внимание ребёнка на одной задаче немного заполняя другие, облегчая тем самым ребёнку восприятие музыки. Например, при точном чтении нот с листа и аппликатуры возможно слухом контролировать метроритм.
Так же в обучении игре на фортепиано важно использовать методы развивающего обучения. Эти методы делятся на три группы:
– методы активизации логического мышления;
– методы практического освоения музыкальной информации;
– методы развития творческих способностей.
Рассмотрим каждые из них подробно:
• Методы активизации логического мышления это некоторые методы использующие логическое мышление направленное осознание учеником полученных знаний, умений и навыков:
1. Метод наводящих вопросов. Задача этого метода задать вопрос, который направит ученика на размышление, ведущее для ответа на поставленный вопрос. «Лучше всего ставить вопросы в "совещательной" форме: "Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?", "Не думаешь ли ты, что. ?" и так далее.» [2, с 10] Этот метод может стать хорошим средством в воспитании у ученика слухового анализа музыки.
2. Метод сравнения и обобщения. Этот метод помогает закрепить учеником понятия и осознать не только теоретическую часть музыки, но слуховые впечатления. Важное значение обобщений для воспитания самостоятельности ученика отмечала Б. Кременштейн: "Следует сказать, что для развития мышления учащегося и расширения его кругозора важно не только количественное накопление сведений (привлечение нового и исходного материала, проведение сравнений и аналогий, но главным образом сам метод анализа произведения: важно внутри целого увидеть логику взаимодействия частей или элементов выразительности, зависимость исполнительского замысла от смысла и строения пьесы". [2, с. 13]
• Методы практического освоения музыкальной информации опираются на использование полученных ранее знаний на практике. В применении этого метода исполнитель в освоении нового материала сам подбирает различные действия, музыкальные приёмы или теоретические знание, которые помогут ему в изучении новой программы.
1. Ритмические карточки. Используются для освоения учеником различных ритмических формул и закономерностей. Обычно весь этот процесс раскладывания карточек в ритмический рисунок и их отгадывания очень увлекает детей. Самые первые задания заключаются в освоении равномерного пульса четвертей, что формирует восприятие метрической основы музыки. Весьма полезно сопровождать все ритмические схемы равномерным пульсом, который исполняется другой рукой. Затем осваиваются все варианты дробления длительностей. На этом этапе ученик должен получить как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков. [2, с. 14]
2. Карточки для освоения нотной грамоты. Все возможные наглядные карточки помогают в освоении ребёнком ноты и нотные знаки. Можно сделать как “нотные домики” из картона и бумаги на стенках этих домиков будет изображён нотный стан для скрипичного и басового ключа, затем ученик должен сам приклеивать на линейки и между ними карточки и названиями нот.
3. Метод решения задач, ребусов и загадок. Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение загадок обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Разгадывая кроссворды или загадки, ученик начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления.
4. Метод редакторской обработки нотного текста. Этот метод содержит в себе дополнение учеником нотного текста, варировании и изменении: расставлять лиги или другие знаки, обозначать аппликатуру, вставлять пропущенные тактовые черты или размер, указывать длительность нот, обозначенных только нотными головками, отменять знаки альтерации, динамику и паузы. В процессе выполнения редакторской работы у ребёнка формируются навыки записи нот и знаков.
5. Метод практической деятельности за фортепиано. Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента. Процесс формирования подбирания мелодии или игры по слуху можно разделить на три этапа:
Первый этап это освоение клавиатуры без нот. Все упражнения для развития игры по слуху сопровождаются пением, что помогает формированию внутреннего слуха. В подготовительных упражнениях для освоения навыка подбирания по слуху могут строиться по следующему принципу: сначала ученик поет мелодические попевки, показывая рукой движение мелодии - вверх, вниз, звуки подряд или через клавишу, большой скачок или маленький. Затем преподаватель медленно и ровно играет на инструменте простые мелодии (желательно, чтобы они начинались на первой ступени). Ученик также показывает рукой и комментирует особенности движения мелодии. [2, с. 15] Ещё есть очень интересный приём развития подбора это выучивание пьесы как раз этим методом подбора следующим образом: играется первая одноголосная фраза, затем она подбирается, потом играется следующая фраза и подбирается.
Второй этап это транспонирование мелодии, ученик может транспонировать те мелодии, которые повторяются.
На третьем этапе ученик уже должен уметь подбирать мелодию и аккомпанемент по слуху. Выше перечисленные этапы формировали нужных для подбора навыков.
• Методы развития творческих способностей.
Эти методы формируют у ребёнка творческое отношение к музыки и музыкальной деятельности. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. К методам развития творческих способностей ученика можно отнести сочинение подголосков и варирование мелодии, сочинение мелодии на текст, стихотворный или как сказки, и сочинение аккомпанемента на данную ребёнку мелодию. Так же сюда можно отнести и досочинение музыки, ритма, и редактирование нотного текста. На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения - ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы.
Ученик должен больше музицировать, чтобы познать, как создаётся музыка, как формируется музыкальная каждая музыкальная фраза и музыкальная мысль. Исполнитель должен уметь применять все свои музыкальные и музыкально-теоретические знания на практике, а не только знать все эти понятия и правила. И главная задача педагога здесь это поддержание ученика в его стремлении и желании ученика пробовать и экспериментировать самостоятельно в поиске ответов, и способов для решения поставленных задач. Воспитания самостоятельности мышления у ребёнка и есть главной целью творческих заданий.
«Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей» К. Орф
Список использованных источников:
1. Милич, Б. Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. М. : 2000. — 100 с.
2. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М. : Музыка, 1987. — 200с.