Приложение МААМ

Методические разработки для воспитателей «Экологические тропинки в детском саду»

Оксана Ивановна Демина
Методические разработки для воспитателей «Экологические тропинки в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, на Земле жили бы все те растения и животные, которых мы больше не увидим. Они исчезли, вымерли. И виноваты в этом люди. Почему? По разным причинам. Кто-то зарабатывает немалые капиталы на продаже редких животных, кто-то любит охотиться. Человек с корнем вырывает цветок, убивает мелкую лягушку.

Публикация «Методические разработки для воспитателей „Экологические тропинки в детском саду“» размещена в разделах

Иногда слышишь: «Человек – царь природы». Но кто поставил человека над природой? Сам человек. А что значит человек без природы? Представить себе это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения к себе. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.

Очень важная для нас с вами задача: воспитание доброты, человечности у наших детей. И для решения этой задачи нам нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. В беседах с родителями мы говорим, что если их сын или дочь схватили котенка за хвост и смеются, видя мучения животного, не умиляйтесь его веселью, не оставляйте это без внимания, имейте в виду: воспитание уже началось, плохое воспитание. Ребенок должен жалеть живое существо. Если ему больно. Мы взрослые отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении природы.

Как научить детей любить и уважать природу? Я расскажу вам об одном направлении в этой работе нашего детского сада – экологических тропинках. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки : мы включаем в нее как можно большее количество разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для детей. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений, деревья, кустарники и травы, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях; микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых.

Как создавались экологические тропинки.

1. Детально обследовали территорию и выделили наиболее интересные объекты.

2. Составили карты-схемы тропинок с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунка-символа. Карты-схемы у нас доступны для детей, они вместе с нами участвовали в разработке маршрутов. Наши ребята гордятся этим.

3. Далее вместе с детьми мы выбирали «хозяина тропинки» - сказочного персонажа, который дает им задания и приглашает в гости.

4. Изготовили таблички с рисунками, подписями для точек маршрута.

5. Составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми, у которых основным требованием стали правила безопасности для детей на экологических тропинках.

Для повышения интереса к занятиям мы выбрали несколько сказочных героев для «хозяина тропинки» - Боровичка, Лесовичка, Флорика. Их мы изобразили на всех табличках. Если в начале маршрута они встречают детей, то в конце – прощаются с нами. Наши сказочные герои периодически посылают нам письма-задания.

За оказанную помощь, удачно выполненные задания-загадки, сказочные персонажи оставляют на тропинках сюрпризы – шишки для поделок, конфеты, орехи на деревьях и кустарниках.

Выходя с детьми на экологическую тропинку, мы берем с собой таблички только тех объектов, которые мы намерены посетить. Красиво цветущие растения мы подбираем таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменяли другие, т. е. непрерывно цвели. Мы обращали внимание детей на то, если сорные растения не мешают выращивать другие растения. То их не нужно уничтожать, позднее мы их тоже включили в состав экологической тропинки, как одна из точек.

На примере сорняков мы объясняем детям биологические особенности растения, сравниваем с вытоптанными участками, обсуждаем правила поведения на прогулке, отдыхе. Интересными для наблюдения стали такие места, как: скопления дождевых червей, холмиков с муравьями, гнезда ворон, сорок и других птиц. Шаг за шагом наши дети учились делать выводы, проводили опыты: ставили дождемеры, изготовленные из пластмассовых бутылок, размещали в разные точки тропинки (на открытом месте, под кронами разных деревьев, сравнивали, где больше выпадает осадков и почему.

На наших тропинках мы проводим дидактические игры, наблюдения, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе. Свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной деятельности, физкультуре, в подвижных играх. В совместной работе мы добиваемся желаемого результата:

1. Поделки и выставки руками родителей.

2. Экологические викторины.

3. Создание аппликаций со сказочным героем.

4. Выставки детских работ.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :

- использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;

- использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- сделать общение с природой безопасным для ребенка и самой природы;

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

- проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе :

- проведение занятий, сезонных экскурсий;

- мини-субботники;

- исследования на тропе;

- фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам) ;

- развешивание кормушек;

- наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам) ;

- оформление гербария;

- фотографирование;

- рисунки, плакаты, поделки;

- сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья.) ;

- экологические беседы;

- наблюдения в природе;

- уроки доброты;

- целевые прогулки;

- познавательные вечера;

- решение экологических ситуативных задач;

- чтение художественной литературы;

- детские проекты;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- труд в природе.

Публикации по теме:

Экологические тропинки детского сада №4 «Ладушки» Экологические тропинки детского сада №4 «ЛАДУШКИ» Подготовила: Воспитатель детского сада О. Ф. Сорокина Здравствуйте дети! Здравствуй.

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте! Доброго здоровья люди вам. Каждый день и час желаю-здравствуйте! Я для вас тепло.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические разработки для воспитателей «Экологические тропинки в детском саду»
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 16:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические разработки для воспитателей «Экологические тропинки в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ивановна Демина (УИ 258298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД