Татьяна Катаева
Методические рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2. Особенности театрализованной деятельности в ДОУ
Список используемой литературы
1. Введение
И взрослые, и дети не хотят жить без праздника. Та радость, которую они получают, остаётся с ними навсегда. Воспоминания о празднике будут согревать их в трудные минуты жизни, радостное ощущение жизни сделает их добрее к людям, щедрее, отзывчивее. Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух.
Публикация «Методические рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Помочь сделать этот праздник незабываемым - цель данных методических рекомендаций. Предлагаемые сценарии музыкальных сказок, праздников, музыкальных гостиных будут интересны музыкальным руководителям детского сада, воспитателям, педагогам дополнительного образования в работе с детьми 4-7 лет.
Музыкальная гостиная позволяет создать условия для коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников и их родителей. Музыкальный, литературный, поэтический материал подчинён сюжету праздника. Он включает в себя и детскую, и классическую, и народную музыку.
Для автора очень важным является участие каждого ребёнка на празднике, его пусть маленькая, но значимая роль. Поэтому в сценариях так много игр, хороводов, сольных и массовых фрагментов для исполнения детьми.
Надеюсь, что рекомендации будут интересны уважаемым коллегам, а дети будут «проживать» праздник вместе с вами. Пусть праздник продолжается!
Желаю всем творческих успехов!
2. Особенности театрализованной деятельности в ДОУ
Для эстетического развития личности огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно- речевая. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность. Она позволяет развивать творческие способности детей дошкольного возраста, формировать социально- коммуникативные навыки, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, он выражает своё отношение к добру и злу, выступает в роли волшебника, придумывая окончание сказки. Так Муравей протягивает руку помощи Стрекозе, предварительно поучая её : «Пусть будет для тебя урок, готовиться к зиме не забывай ты в срок!» (сказка «Стрекоза и Муравей» по мотивам басни И. Крылова) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театр позволяет ребёнку решить проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Я наблюдала, как изменяется отношение ребёнка к окружающим в процессе репетиций, какими становятся отношения между участниками спектакля. Например, отношения Дарё нки к животным: кошке, Серебряному копытцу (музыкальная сказка «Дарёнка» по мотивам сказа П. П. Бажова, заботливое отношение Деда и Бабы в музыкальной сказке «Колобок»
Важнейшим в детском театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, усвоение социальных норм поведения. Кроме участия в праздниках и развлечениях ДОУ, дети удивляют своих родителей и сверстников талантливой игрой в детских спектаклях. В основе того или иного сценария, написанного автором, лежит сказочный сюжет. Дети становятся главными действующими лицами музыкальной сказки. Они радуются, переживают, удивляются, получая эмоциональный заряд. Вместе с детьми читаем сказку- сценарий, обсуждаем его, выбираем роли. Зарисовка персонажей сказки, изготовление предполагаемых костюмов позволяет детям раскрыть индивидуальную активность. Слушание музыки, подбор определённых фрагментов для разных сцен спектакля, шумовых инструментов, обсуждение и создание необходимых костюмов или элементов костюма, декораций происходит совместно с педагогами, родителями и детьми.
Музыкальная сказка «Дарёнка» рассчитана для исполнения детьми старшего дошкольного возраста, которые достигли хороших результатов в области пения, декламации. Для разучивания можно использовать не весь сценарий, а лишь отдельные сцены.
Одним из главных методических принципов в работе с детьми по развитию творческих способностей является создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и раскрепощёно. Встречаем детей с улыбкой, радостно, говорим добрые, ласковые слова, как мы рады их видеть.
Следующий принцип заключается в последовательности усложнения поставленных задач по всем видам театрализованной деятельности.
Немаловажным является принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более активной, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Список используемой литературы
1. Бажов П. П. «Серебряное копытце». М. ,1985.
2. Липатникова Т. Н. Праздник начинается. Я. ,2003.
3. Маханёва М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2007.
4. Открытие возможности: поддержка детской инициативы/Сост. Т. Н. Гусева, М. М. Цапенко, Н. Ю. Симонова, К. Ю. Белая. - М. ,2010.
5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. ,2004.