Циммер Т А
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по теме «Изображение фигуры человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование является одним из любимых видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Через рисунок дети передают свое состояние, делятся наблюдениями, выражают свое отношение к окружающему миру. Круг объектов изображения довольно многообразен — это и природа, и транспорт, и животные. Однако, наиболее сложным оказывается рисование человека. Изображение человека всегда было главным в художественном освоении мира. В программах дошкольного образования перед педагогом одной из задач является содействие формированию у ребенка представлений о человеке, освоению разных областей знаний, в том числе, и посредством овладения выразительными средствами изобразительного искусства. Но чтобы передать художественный образ, ребенок должен овладеть изобразительными навыками и формообразующими движениями в разных видах художественной деятельности: лепке, аппликации, конструировании, рисовании. Часто педагоги на обучающих занятиях игнорируют темы, связанные с изображением людей, отдавая возможность самим детям рисовать человека так, как они хотят. Отчасти, это связано с тем, что многие педагоги сами испытывают затруднения при рисовании фигуры человека.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по теме „Изображение фигуры человека“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Обучение рисования человека начинают со второй младшей группы. Здесь только учат детей изображать человека в простом виде, например: неваляшку, колобка, снеговика.
В средней группе впервые вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Дети в этой группе начинают рисовать с конусообразного туловища. Самый простой способ рисования фигуры человека, это круг-голова и треугольник-платье. Изображается голова, к низу расширенный сарафан. «Снегурочка» голова, к низу расширенная шуба, руки от плеча. Детей учат так же передавать форму, расположения частей фигуры человека, их относительную величину, учить изображать простые движения, например, поднятая рука.
В старшей группе детей учат рисовать фигуру человека, передавать расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Учат так же точно передавать образ изображаемого, передавать характерные особенности: костюма, поз человека. В этом возрасте дети должны уметь изображать человека во фронтальном статичном положении и в движении, изображать людей как статично, так и в движении.
Самое сложное задание для детей старшей группы – рисовать человека в движении. Для наглядности фигуру человека выкладывают в виде аппликации, затем части тела заставляют «двигаться». Воспитатель обращает внимание детей на положение рук, ног, туловища, учит рисовать человека в движение.
Различна тематика рисунков. Детям предлагают такие темы: «Девочка в нарядном платье», «Девочка в зимней шубке», «Снегурочка», «Солдат на посту», «Дети делают зарядку», «Строители строят новый дом», «Это он, это он, ленинградский почтальон», «Как я с мамой (папой) иду из детского сада», «Девочка пляшет», «Кукла в национальном костюме», «Дети танцуют на празднике в детском саду».
В подготовительной к школе группе дети закрепляют и совершенствуют полученные в предыдущих группах умения и навыки. Дети упражняются в рисовании фигуры человека, учатся создавать образ человека, совершающего какое-то действие, передавать фигуру (в профиль, анфас, в статичном положении и движении, передавать форму и пропорции частей тела. Учить передавать относительную величину взрослого и ребенка.
Темы для рисования должны быть простыми и понятными детям. Они рисуют фигуру человека в профиль (школьник, пешеход, солдат).
Для того чтобы научить дошкольника правильно изображать фигуру человека, ему нужно рассказать об основных пропорциях человеческого тела, где за единицу измерения принимается размер головы. У взрослого человека размер головы укладывается в размере фигуры 6-7 раз, у ребенка – 4-5 руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени – посредине ноги. Следует обратить особое внимание на пропорции головы человека. Нужно рассказать, что общее ее очертание во фронтальном положении близко к овалу, который делится линией глаз приблизительно на две одинаковые части. Лицо можно схематически поделить на три части: от начала роста волос до линии бровей, от нее – к концу носа и от конца носа до подбородка. Верхний край уха должен быть расположен на уровне бровей, нижний – на уровне основания носа. Линию глаз во фронтальном положении головы можно условно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторая и четвертая будут равны размеру глаз. Ширина носа равняется длине глаза, а рот немного шире носа.
Рисунки человека детей старшего дошкольного возраста
Тема "Мои друзья"
Тема "Зимние забавы"