Ольга Кузьмина
Методические рекомендации для воспитателей и родителей по обучению грамоте.
▼ Скачать + Заказать документы
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А. Куприн.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По – другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей и родителей по обучению грамоте,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
По утверждению Л. А. Венгера и С. В. Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
В основе своей работы использую принцип развивающего обучения, который предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В. А. Сухомлинский сказал: «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!» В занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. На каждом занятии вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные и поисковые моменты.
Главное место в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.
Обучение грамоте детей - дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных мультфильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному.
Особенности этого метода:
- осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка;
- анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны;
- обучение по слоговому принципу.
Задачи:
- обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- учить читать без утомляемости и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей;
- работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению;
- формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
ЗВУК
Основные цели: научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.
Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и так далее. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов. Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а., у-у-у., о-о-о… При произнесении гласных рот в различной степени открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.
Гласных звуков шесть: А, О, У, И, Ы, Э.
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:
Я - [а] и [йа]
Ю - [у] и [йу]
Е - [э] и [йэ]
Е - [о] и [йо]
Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
- в начале слова (яблоко, юрта) ,
- после мягкого знака (обезьяна, льют) ,
- после твердого знака (объявление, разъединять) ,
- после гласной буквы (большая, мое).
В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лед, семя, рюкзак).
Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П – звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф – в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа. Некоторые согласные звуки можно произнести длительно (м-м-м, р-р-р, но пропеть нельзя.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно. При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит» (вибрирует); если такого дрожания нет – значит, звук глухой.
Согласные звуки русского языка.
Парные:
1)Звонкие:
Б (БЬ), В (ВЬ), Г (ГЬ), Д (ДЬ), Ж, З (ЗЬ);
2)Глухие:
П (ПЬ), Ф (Фь), К (КЬ), Т (ТЬ), Ш, С (СЬ)
Непарные:
1)Звонкие:
Й, Л (ЛЬ), М (МЬ), Н (НЬ), Р (РЬ);
2)Глухие:
Х (ХЬ), Ц, Ч, Щ
Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро [n]) и перед глухими согласными (сла [т] кий). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способностями проверки написания слов с оглушаемыми согласными.
Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими. Согласные Ж,Ш,Ц – всегда твердые; согласные Й,Ч,Щ – всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласных. Ребенок может научиться их различать только на слух, с помощью тренировки.
Слово
Основные цели: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова – названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки).
- При изучении букв соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов
- Учить читать прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные, односложные, двухсложные и трехсложные слова, слова с двумя рядом стоящими согласными
- Учить составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова
- Много внимания уделять работе с разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы, слоги через пальцы.
Работа над предложением и устной речью.
Основные цели: обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, песенок, потешек, считалок, чистоговорок и воспроизведение их с соблюдением интонации; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
- Отметить, что наша речь делится на предложения и слова
-Обращать внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения)
- Учить красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение.
Игры и задания с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове.
Уважаемые коллеги и родители!
Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.
Помните: обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим и учениками. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью!
Список используемой литературы:
-Журова Л. Е. «Обучение дошкольников грамоте». М. ,1998;
- Федорин Е. «Я учусь читать». М. ,1993;
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Саратов,2002