МААМ-картинки

Методические рекомендации для воспитателей: «Народное творчество и любовь к родному краю»

Моисеенко Жанна Васильевна
Методические рекомендации для воспитателей: «Народное творчество и любовь к родному краю»

В условиях духовного возрождения общества стала ведущей реализация идей демократизации и гуманизации в образовательной политике, укрепления связи обучения с истоками национальной и региональной культуры. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито времени. Первым и бесценным даром, который получает каждый человек от своих предков, является родной язык, родная речь. Народ существует – пока существует его язык. Первые годы жизни ребенка - важный этап в его воспитании. В этот период, начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в народных песнях, сказках, играх, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей: „Народное творчество и любовь к родному краю“» размещена в разделах

Фольклор – это устное народное творчество. Фольклор – слово английского происхождения, в переводе означает «народная мудрость». В народном творчестве (фольклоре) существуют различные жанры: * песенный – былины, исторические песни, баллады, лирические песни, которые в свою очередь делятся на обрядовые и не обрядовые; * прозаический жанр – сказки, преданья, легенды, былинки и бывальщины;

* драматический жанр – народные пьесы, например, «Царь Максимельян», «Лодка» и др., кукольные представления «Театр Петрушки», игры, хороводы и многожанровый по своему составу свадебный обряд.

Образцы устного народного творчества (фольклора) способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как чуду, но и способствует развитию познавательных процессов у дошкольников, решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками. Мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищением мастерством человеческих рук.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок, небылиц. И хотя они состоят из состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела.», Солнышко – ведрышко…», «Радуга – дуга…», действуют животные (кисонька – мурысенька, курочка – рябушечка, сорока – белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка – рябушечка идет на речку за водичкой – цыпляток поить; кисонька – мурысенька идет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока – белобока кашку варит – деток кормит; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы : собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д. Народные песни, сказки, легенды, предания, былины постепенно наполняют жизнь ребенка. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Всё это открывает путь к сердцу и уму ребенка.

В многонациональном Ставрополье можно ознакомится с своеобразной культурой и бытом многих народов. Ведь население Северного Кавказа складывалось в сложных исторических условиях. Со 2 в. н. э. – здесь жили ирано-языческие аланы, которые смешались с горскими племенами (карачаевцы, кабардинцы, адыгеи, половцы, ногайцы). Со строительством Азово – Моздокской линии казачество, а затем русское крестьянство заселяло привольные земли Ставрополья.

В 1810г. пробираясь через густую чащу леса на склоне г. Железной, доктор Ф. П. Гааз открыл целебный источник. Так было положено началу будущему железноводскому курорту. В 1842г. из г. Кисловодска было переведено на поселение 40 солдат и казаков с семьями. Казаки стали первыми жителями Железноводска. Сначала это была казачья слобода, статус города присвоен позднее, в 1917г.

Нелегкий военно – земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда в постоянной готовности, в хорошей физической форме, быть выносливыми, мужественными. Своеобразие казачьего характера замешано на вольнолюбии, физической и духовной силе. Детям с раннего детства внушались идеалы доброты и послушания, совести, справедливости, прилежания к труду, любви к Родине. Родина и воля были для казака всего дороже. Но вот ещё о чё м говорят заповеди казачества: Но помни:

воля не своеволие, лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Никогда не воюй со слабейшим, а только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив! Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть. Будь свободен душой, но страсти держи в оковах. Старики учили молодежь распознавать настрой человека: «Бойтесь козла спереди, коня – сзади, человека со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце.» Великое множество прибауток, побасенок слышал казачонок ещё в колыбели. Так привыкал он к ритму и музыке родного языка. А когда вставал на ножки и начинал ходить по куреню и по двору, он окунался в безбрежный океан фольклора. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Это тот груз, который, в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает. Казан проверяют по звону, а казака по слову. Казаком быть - не разиня рот ходить. Казак и в беде не плачет. У казаков в бою жизнь общая: одного ранило, всем больно. Глупость и гордыня растут на одном дереве. В основе казачьих сказок – жизнь с её заботами и трудностями, любовь, разлука, верность долгу, храбрость, мудрость, смекалка. Виды сказок: *сказки диалоги – анекдоты: - Односум, что это тебе рожу так разнесло? - Да вчера на рыбалке был. Оса на губу села. - И ужалила? - Слава Богу не успела! Брат её веслом убил! * сказки – былички. Рассказывает их «очевидец» или как говорят казаки «самовидец», то есть участник событий. Посвящены былички действительно существовавшим героям и имевшим место событиям, но строятся они по всем правилам сказочного повествования. И замечательны были тем, что в них любимый герой всегда такой, каким хотел видеть народ, всегда ярче, и в добром, и в дурном, чем бывает человек в жизни. * апокрифы, сказки на библейские сюжеты, где главным действующим лицам являются православные святые. Причем действуют они обязательно в реальном мире, помогая людям. Например, «Казак и Судьбина» - «Жил ты по совести». «Волк и собака» - «По мне лучше в степи на воле помереть, да чтоб только никто над тобой не куражился!» Каждый казак знал несколько тысяч песен. Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали о событиях с точным указанием времени и места. По песням учили казачата историю. Песенный океан окружал казаков с детства до могилы, песнями мерили расстояние, по песням учились воинской науке. Петь учили всего в церкви, учили петь дома, учили петь старики. Умение «играть песни» было таким общепринятым, что если про человека говорили, что у него нет слуха, казаки думали, что он глухой. В станичных школах обязательным предметом было обучение пению и игре на музыкальных инструментах. Например, частушка: Ну – ка, сядьте поскорей, ушки на макушке. Я спою частушки вам про вкусные галушки. Ел вчера кубанский борщ и салат со свёклой. Неужели подо мной половицы лопнут. В прошлом в каждой казачьей семье было много детей от 5 до 12 человек. И не последним делом была для них организация своего досуга. В играх дети приобретали ловкость, силу, терпение, умение подчинятся правилам. Например, «Ящерица», «Звонок», «Утушка», «Безвин», «Вырвать репу», «Опуститься плавно», «Столкнуть с места», «Кетоврас» и др.

Таким образом, фольклор является совершенным средством воспитания детей, заключающий в себе богатейший нравственно-этический, педагогический и художественный опыт народа.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю» В воспитании чувств ребенка, в формировании личности очень велико значение родного края, его природа. Общение с родным краем, любовь к нему,.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОУ по экологическому воспитанию» Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей «Как подготовить руку к письму» Рекомендации которые помогут в подготовке к школе. Хотим пожелать вам терпения и дать несколько рекомендаций, которые помогут в подготовке.

Методические рекомендации для воспитателей «Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС» Многие педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. 1 лист. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Вверху титульного листа указывается полное.

Методические рекомендации для воспитателей по формированию внеситуативно-деловой формы общения у старших дошкольников Пояснительная записка. Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дошкольных организаций. Цель – помочь педагогам в работе,.

Методические рекомендации для воспитателей «Работа детей на огороде» Методические рекомендации для воспитателей «ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ЦВЕТНИКЕ, ЯГОДНИКЕ, ОГОРОДЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ОБРАБОТКА.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития 1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности.

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование .

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать.

Как привить любовь ребенка к родному краю Статья на тему «Как привить любовь ребенка к родному краю» Составила воспитатель : Сунко Татьяна Александровна Проблемы воспитания гражданина,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей: «Народное творчество и любовь к родному краю»
Опубликовано: 11 октября 2018 в 12:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД