МААМ-картинки

Методические рекомендации для воспитателей по сенсорному развитию детей раннего возраста «Почемучки»

Ольга Канаева
Методические рекомендации для воспитателей по сенсорному развитию детей раннего возраста «Почемучки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 40 «Подснежник»

«МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ»

Методические рекомендации для воспитателей

по сенсорному развитию детей раннего возраста

Автор-составитель:

Канаева Ольга Сергеевна,

Воспитатель.

Содержание

1. Введение 3

2. Основная часть

2.1. Категории сенсорного воспитания 6

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей по сенсорному развитию детей раннего возраста „Почемучки“» размещена в разделах

2.2. Сенсорные эталоны 7

2.3. Сенсорное развитие детей 2-3 лет 8

2.4. Особенности работы с детьми раннего возраста 9

3. Учебно-тематическое планирование

3.1. Примерный перспективный план игр 11

по сенсорному развитию детей 2-3 лет

3.2. Список игр 13

4. Работа с родителями 15

5. Заключение 17

6. Литература 19

7. Приложение 20

1. Введение

Дошкольный возраст – это время первоначального знакомства с окружающей действительностью. В это время активно развиваются познавательная деятельность и способности ребенка. Ребенок знакомится с явлениями природы, предметами и различными жизненными событиями. Самым первым этапом в познании окружающего мира является опыт, накапливающийся при помощи чувств и ощущений, полученных от предмета. Именно поэтому ранний дошкольный возраст называют «золотым периодом» сенсорного воспитания. Главной составляющей всего умственного воспитания ребенка является сенсорное воспитание, оно способствует развитию и насыщению чувственного опыта, формирует представления ребенка о качествах и свойствах различных предметов.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста направлено на развитие у них ощущений и восприятий. Психологи утверждают, что без такого развития восприятий детей долгое время остается поверхностным и не создает необходимого фундамента для умственного развития в целом, всестороннего усвоения навыков и знаний в начальной школе.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, запахе, вкусе и т. д. с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельности, а истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,совершенствование движений, начинают складываться черты характера. А сенсорный опыт обогащается посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Т. о. актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущения и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Новизна данной проблемы состоит в том, что в настоящее время, когда НТП достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий проблемы.

Развития сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны на только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Цель данной методической разработки, активная и целенаправленная помощь ребенку в накоплении представлений о предметах, их свойствах и положения в пространстве окружающего мира.

По мнению многих исследователей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Д. Б. Эльконин и др., первые годы жизни – это критически важный период для социализации, т. е. для социального, интеллектуального и личностного развития. А анализ данной проблемы таким ученым как О. В. Артамонова, которая выделяет один из подходов социализации дошкольника (приобщения ребенка к социальному миру) – это восприятие детьми мира предметов. Поэтому именно в раннем детстве у человека начинает формироваться и закладываться первые представления об окружающем мире.

Основная часть

2.1. Основные понятии сенсорного воспитания дошкольников

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п., а познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т. д.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве велико и его трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

С одной стороны, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо не только для успешного обучения детей в детском саду и школе, но и для многих видов деятельности.

А готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Поэтому ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений как можно раньше.

2.2 Сенсорные эталоны

В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор меток, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предметов и дать ему надлежащее определение.

Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств. Поэтому развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста важную роль играет освоение этих сенсорных эталонов.

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра (радуга, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры. В слуховом восприятии эталонами являются фонемы родного языка, музыкальные ноты. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетание и т. д. Поэтому в процессе восприятия накапливаются разнообразные образцы, а закрепляют эти образы, делают их более четкими слова. Ведь если образы восприятия закреплены в слове, их можно назвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

2.3. Сенсорное развитие детей 2-3 лет

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Ведь не зря профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст “золотой порой” сенсорного воспитания.

На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представление о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, через игровые ситуации, в которые вносят те цели, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, познают начало логики. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

В раннем детстве усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно происходить систематически, так как период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей раннего возраста:

1. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

2.4. Особенности работы с детьми раннего возраста

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятия, игры с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого так же не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:

1. Подбором специальных дидактических игрушек, в основу которых заложен обучающий принцип и учет возрастных особенностей (пирамидки, матрешки, кубы Каосса, доски Сегена и т. п.).

2. Организацией веселых подвижных игр с использованием разнообразных игрушек.

3. Использованием игр, сопровождаемые устным народным творчеством (потешки, четверостишьями. Чтение потешек всегда сочетается с действиями, которые любят выполнять все малыши.

Главное помнить, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.

Развитие зрительного, слухового восприятия, осязания, обоняния и вкуса может происходить как спонтанным образом в ходе режимных моментов, так и посредством игр и занятий. Занятия в основном проводятся согласно календарному планированию, а игры в свободное от занятий время, как индивидуально, так и по подгруппам.

Учитывая то, что ребенку необходимо познать самые разные свойства предметов, материалов и явлений, узнать мир во всем его разнообразии был разработан примерный перспективный план игр по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, где игры были дифференцированы по видам сенсорных ощущений и применялись ежемесячно.

Представленный перспективный план можно использовать довольно гибко, дополняя его новыми заданиями. Кроме того, сами дети часто придумывают и предлагают интересные варианты проведения игр.

Время проведения с сентября по май.

. Учебно-тематическое планирование

3.1. Примерный перспективный план игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет

Предлагается примерный перспективный план игр на развитие зрительного, слухового восприятия и осязания. Использование и выбор категорий игр и самих игр на усмотрение педагога с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста (от простых, легких до сложных).

Далее приводится примерные игры, а краткое описание этих игр см. в приложении с. 20

п\п Месяц Категория игр Цель

1 сентябрь Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие осязания

2 октябрь Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие осязания

3 ноябрь Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие осязания

4 декабрь Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие осязания

5 январь Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие осязания

6 февраль Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие осязания

7 март Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

зрительного восприятия

слухового восприятия

Развитие осязания

8 апрель Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие осязания

9 май Свет

Цвет

Форма

Величина

Количество

Расположение в пространстве

Целостный образ предмета

Игры на слуховое восприятие

Игры на осязание

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие осязания

3.2. Список игр

1. Развитие зрительного восприятия

Свет

Игра 1. Пляшущие тени

Игра 2. Гуляем в темноте

Игра 3. День и ночь

Игра 4. Солнечный зайчик

Игра 5. Тени на стене

Игра 6. Фонарик Цвет

Игра 1. Мой веселый звонкий мяч

Игра 2. Цветные кубики

Игра 3. Построим цветные башню, домик, стол, кровать, стул

Игра 4. Найди цвет одежды, игрушки

Игра 5. Цветная мозаика

Игра 6. Цветные карандаши

Игра 7. Стихи о цвете

Форма

Игра 1. Стихи про фигуры

Игра 2. Катится – не катится

Игра 3. Почтовый ящик, разложи фигуры по местам

Игра 4. Найди пару по форме, найди такую же фигуру Величина

Игра 1. Собери пирамидку

Игра 2. Большие и маленькие

Игра 3. Веселые матрешки

Игра 4. Покормим кукол

Игра 5. Вот какие мы большие …

Игра 6. Построй башни, ворота

Игра 7. Две башни, два поезда, две коробки

Количество

Игра 1. Зайцы и лиса

Игра 2. Собираем шишки

Игра 3. Песочница

Расположение в пространстве

Игра 1. Где же мишка, зайка, кошечка?

Игра 2. Найди игрушку

Игра 3. Вверх - вниз Целостный образ предмета

Игра 1. Найди свою игрушку

Игра 2. Найди свое место

Игра 3. Разрезные картинки

Игра 4. Собери картинку из кубиков, пазлов

2. Развитие слухового восприятия

Игра 1. Узнай по звуку

Игра 2. Веселый Петрушка

Игра 3. Мишка и зайка

Игра 4. Кто там кричит?

3. Развитие осязания

Игра 1. Горячо - холодно

Игра 2. Помяли - пощипали

Игра 3. Переливание воды

Игра 4. Холодное царство

Игра 5. Круглое - квадратное

4. Работа с родителями

Успешностью освоения сенсорных эталонов и познание окружающего мира у детей является систематическая и планомерная работа не только с детьми, но и с родителями. Только совместными усилиями ребенок овладеет всеми качествами, рекомендованными новыми ФГТ.

Ранний возраст – это сенситивный возраст в сенсорном развитии ребенка, поэтому педагогу совместно с родителями надо приложить максимум усилий для того, чтобы ребенок удовлетворял свои потребности в познании окружающего его мира.

Мы предлагаем примерные мероприятия, которые педагог может использовать в своей работе с родителями детей раннего возраста по развитию сенсорных способностей.

1. Общая лекция – рассказать об особенностях познавательной деятельности ребенка данного возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды.

2. Памятка – для каждой семьи с кратким содержанием лекции.

3. Справочный материал – вывешивается на стенд для родителей. Можно отразить правила общения с детьми, варианты игр, адреса магазинов, где можно приобрести качественные игрушки на развитие сенсорики, дать перечень этих игрушек и т. д.

4. Библиотечка для родителей - в нее войдут периодические издания на заданную тему, а также новинки популярной литературы.

5. Консультации по теме и индивидуальные консультации - проводятся с учетом особенностей каждого ребенка. Проводятся как по инициативе родителей, так и по инициативе воспитателя.

6. Семинар-практикум - по организации сенсорного воспитания ребенка в семье. Сочетает в себе лекционный материал и описание примеров из жизни в сочетании с наглядностью.

7. Тренинги - формируют у родителей необходимые навыки общения с ребенком, организации наблюдений за живыми и неживыми объектами, проведения простейших экспериментов. Проведения познавательной беседы.

8. Семейные проекты – позволяют родителям в тесном контакте с педагогом проводить исследовательскую деятельность и учить этому ребенка.

9. Дискуссионные клубы – где родители могут не только задать возникшие вопросы, но и поделиться своим положительным опытом.

10. Встречи со специалистами - где родители могут получить максимально полную консультацию по теме вопроса.

11. Видеоматериал игр детей в детском саду – позволяет наглядно увидеть уровень освоения детьми сенсорных эталонов, овладение действиями с предметами и эмоциональный отклик детей на сенсорное воспитание.

5. Заключение

Итак, в результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п., в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка;

- обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. ;

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.);

- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

6. Литература

1. Белая К. – составитель. Первые шаги. [ТЕКСТ]: М. : Линка-Пресс - 2002.

2. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. [ТЕКСТ]:

3. Бондаренко Е. А. Развивающие игры для детей от года до трех лет. [ТЕКСТ]: М. : ООО “Издательство АСТ” - 2003.

4. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. [ТЕКСТ]: Ярославль, Академия развития - 1996.

5. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. Кроха. [ТЕКСТ]: М. : Просвещение - 2001.

6. Павлова Л. Н., Э. Г. Пилюгина Раннее детство: познавательное развитие. [ТЕКСТ]:

7. Пилюгина Э. Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. [ТЕКСТ]: Развитие восприятия цвета, формы и величины. / Пилюгина Э. Г. – М. : Мозаика-Синтез – 2009. – 120с. - илл.

8. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. [ТЕКСТ]: Москва, Просвещение - 1983.

9. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. [ТЕКСТ]: М. : “Эскимо” - 2002.

10. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). [ТЕКСТ]: Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Янушко Е. А. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ - 2011. – 72 с.

11. Официальный сайт МАДОУ Центр развития ребенка Детский сад № 9 «Буратино» г. Пушкино, Московская область

12. Официальный сайт МДОУ Детский сад № 215 общеразвивающего вида

г. Краснодар

Публикации по теме:

Консультация для родителей и рекомендации для воспитателей «Гимнастика для глаз для детей раннего возраста» Консультация на тему: Гимнастика для глаз для детей раннего возраста Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы.

Методические рекомендации «Игра — не забава» для родителей по игровой деятельности детей раннего возраста  Игра - не забава,  а длительный и плодотворный процесс обучения детей раннего возраста. Все свои знания они получают в игровой деятельности,.

Методические рекомендации для родителей по развитию предметных действий у детей раннего возраста Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию! В дошкольной педагогике.

Методические рекомендации для родителей по развитию творческого воображения детей среднего дошкольного возраста В 5 лет ребенок уже может фантазировать мысленно – придумывать сказочные сюжеты, фантастических животных и многое другое. Именно в этом.

Методические рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей в домашних условиях через предметы ближайшего окружения Методические рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей в домашних условиях через предметы ближайшего окружения Основой сенсорного.

Методические рекомендации для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» Методические рекомендации для воспитателей: «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» Игра пронизывает всю.

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста Развитие фонематического слуха ребенка необходимо.

Методические рекомендации для воспитателей: «Метод психодрамы в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по психологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.

Методические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Рекомендации для воспитателей «Закаливание детей раннего возраста» Закаливание детей раннего возраста (1,5 – 3лет) Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей по сенсорному развитию детей раннего возраста «Почемучки»
Опубликовано: 11 октября 2019 в 10:27
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД