МААМ-картинки

Методические рекомендации по теме «Культура и традиции чувашского народа»

Светлана
Методические рекомендации по теме «Культура и традиции чувашского народа»

НАЗНАЧЕНИЕ:

Данный материал рекомендован для детей от 5 до 6 лет, а так же может быть использован родителями и логопедом. Вовлечь родителей в образовательный процесс, используя новую технологию. Расширить знания детей по теме.

Актуальность

Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания детей на своих местных, национальных традициях : забыты народные промыслы, дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи. Восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной земле, её природе, уважительное отношение к предкам, истории своей семьи - вот на что направлен проект «Кукла в чувашском наряде».

Публикация «Методические рекомендации по теме „Культура и традиции чувашского народа“» размещена в разделах

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, я поняла, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека. Несла добро и тепло человеческих рук, кукла появляется из воображения и по воле своего создателя-человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Часто самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на её кажущиеся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица. В ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой. А ведь это нужно современным детям, которых повсюду окружает электроника, и которым не хватает внимание родителей. Именно самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. И тем приятнее. что начало возрождается это искусство в школах. Конечно, для этого нужны педагоги, которые сами с добротой, уважением к традициям, передадут знания детям.

Когда то кто-то сказал: «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты?» Вот мы с вами кого хотим видеть в своих друзьях, монстра-зомби или доброго, заботливого друга!

играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость. Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно куклы могут рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях.

Я решила узнать историю возникновения и развития куклы. Как она выглядит в разных концах света. Может, есть ли что-то общее у всех кукол планеты.

Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

Какое место занимает чувашские куклы среди кукол мира?

ЦЕЛЬ.

Способствовать формированию личности, обладающей прочным духовным и творческим потенциалом, способной к его реализации в широком диапазоне сфер деятельности, личности, движимой высокими духовными идеалами. Задачи проекта: воспитание детей на народных традициях своей Малой Родины; воспитание любви и интереса к своей Малой Родине, к её прошлому; развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к различным народным промыслам; развитие самодеятельности, активности учащихся, предоставление им возможности выявить и реализовать свои способности.

ЗАДАЧИ.

Образовательные задачи:

- уточнить название республики, столицы, города;

- закрепить знания о флаге, гербе и гимне Республики Чувашия;

- учить узнавать флаг России, Мордовии, Татарстана, Чувашии;

- формировать элементарное представление о чувашском народе, населяющих Поволжье, о том, что государственная символика меняется с течением времени;

- знакомить с народными традициями, бытом, одеждой чувашей и с различными видами самодельных игрушек из природного материала

Развивающие задачи:

- развивать эстетическое отношение к цветам флага;

- развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов-определений.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей уважение к культуре чувашского народа;

- воспитывать интерес к чувашской национальной культуре.

ОПИСАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА.

Чувашская национальная одежда традиционно имела различные формы и варианты. Но все, вплоть до украшений, имело символический ритуальный характер. Особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке на мужских и женских платьях. Солнце, дающее силу и жизнь всему на земле, занимало в миропредставлении чувашей значительное место.

В народных одеждах – сочетании цветов и применении орнаментов, декоративных деталях и функциональности кроя – мы находим информацию о менталитете народа, о его условиях жизни и деятельности, ценностях и культурных традициях. Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.

Чуваши – тюркоязычный этнос с древней историей. Принято выделять три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые (обитающие на юге и за пределами Чувашии) – по течению реки Волги. Раньше по деталям одежды можно было определить, откуда человек родом. Имелись свои региональные особенности узоров, принятый для той или иной области цвет платья. Безусловно, всегда и для всех народная одежда и украшения имели обереговые функции. Костюм согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент – это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.

Основа чувашского костюма – белая рубаха. Для женщин – длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой – суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее.

Отдельные элементы чувашского национального костюма были в ходу до начала прошлого века. Сейчас бережно сохранённые традиции и мастерство рукодельниц позволяют нам любоваться красочными нарядами в музейных коллекциях, этнографических музеях, на концертах фольклорных коллективов, во время национальных праздников. Не зря Чувашию называют «краем ста тысяч песен и вышивок». Традиции здесь чтут, а рукоделием занимаются с самого раннего детства.

ВЫШИВКА

Национальная одежда немыслима без вышитого орнамента. И у чувашей наиболее распространён геометрический орнамент. В символах, образующих узоры по канту одежды, нагрудной части и рукавах, можно рассмотреть образы природы (солнце, дерево, поле, человеческих взаимоотношений (семья, род, сила, верность, трудолюбие). Одним из самых простых и при этом главных всегда считался солярный знак: солнце как источник жизни вышивалось в форме круга с лучами, креста и квадрата. Сложными и самыми красивыми узорами передавались понятия вечности (связь неба с землёй, памяти прошлого, мудрости предков и диалога поколений.

Самая ценная вышивка была двусторонней – без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) – сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный – цвет природы, жёлтый – солнца, синий – неба.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И УКРАШЕНИЯ.

Эти шапочки – настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после – только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.

Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.

В комплекс украшений женского чувашского национального костюма входят также нагрудные и шейные наряды (шуклеме и ама, браслеты и кольца, поясные подвески с кошелёчками и зеркальцем. Перевязь через левое плечо (тевет) девушки носили во время больших праздников и надевали на свадебное торжество (полное обмундирование невесты могло весить около 20 кг, эта широкая полоска холста была вышита бисером, рядами монет и ракушек.

КУЛЬТУРА И БЫТ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были : рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни

Сказки народов Чувашии.

Народные игры

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры. Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Слепой баран (Сукк р такалла)

По жребию выбирают водящего – слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит:

Дверь крепка и прочна,

Не пускает в дом она.

Тот, кто хорошо растет,

В эту дверь легко пройдет.

Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь.

Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим.

Лесничий (В рман хурал илл)

Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:

Славно мы в гуляем,

Да и травку собираем,

Для козленка, для ягненка

И для бурого теленка.

Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.

Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину (спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т. д.).

Ручейки (Юхан шывсем)

игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях

Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»

Пустая изба (Пуш пуртл)

игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.

Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.

Отгадай имя (Ятне п л)

Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.

ЭКСКУРСИЯ В ЭКСПОЗИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА.

«Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Сарпи»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

- Дать детям общее представление о нашей Чувашской республике,

- Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа, о национальной одежде.

- Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям чувашского народа.

- Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

Образовательная область: «Речевое развитие»

- Развивать свободное общение с взрослым и детьми, умение поддерживать беседу,

- Совершенствовать диалогическую и связную речь.

- Обогащать речь новыми словами: пиххи, тухья, хушпу, пата.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок чувашского народа, рассматривание одежды чувашского народа, знакомство с гербом, флагом Чувашии, разучивание народных подвижных игр, рассматривание иллюстраций о Чувашии.

Материал и оборудование: мини-музей «Чувашская национальная одежда», масмак и пояски – на каждого ребенка, чувашский народный костюм разных видов, иллюстрации одежды чувашского народа, проектор, экран, кукла Сарпи в чувашском костюме, конверт с письмом.

Методические приемы :

1. Игровая мотивация деятельности - Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Сарпи

2. Подарки: масмак и пояски на каждого ребенка

3. Беседа.

4. В гостях у куклы Сарпи: мини-музей чувашской национальной одежды.

5. Анализ.

Ход НОД

1. Организационный момент.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Д: Здравствуйте! Cывлх сунатпр!

2. Основная часть.

В: Ребята, сегодня рано утром я получила письмо. К нам пишет кукла Сарпи, и приглашает нас к себе в гости. Но, к сожалению, здесь нет адреса. Как же нам ее найти? Кукла Сарпи оставила нам подсказку и подарок. Нам нужно ответить на вопросы, и если мы справимся, мы сможем открыть коробку, где и будет разгадка. (Дети садятся на стульчики)

В: Ну что ж, начнем?

Д: Да! В: 1-ый вопрос: Как называется республика, в которой мы живем? (Индивидуальные вопросы)

Д: Чувашия, Чувашская Республика.

В: Молодцы! 2-ой вопрос: Как называется столица нашей республики?

Д: Чебоксары.

В: Правильно! А как будет Чебоксары по-чувашски? (Ответ детей)

Д: 3-ий вопрос: Какой мы с вами национальности?

Д: Чуваши.

В: Молодцы, ребята! А ещё с нами живут люди других национальностей. Кто знает, какой народ живет рядом? ( Ответы детей: марийцы, татары, русские, мордва)

В: Вот мы и справились с вопросами куклы Сарпи. Теперь мы можем открыть коробку. Посмотрите, здесь необычные вещи. Ребята, это элементы чувашского костюма : масмак – для девочек, пояски – для мальчиков. Наверно, это подарок от куклы Сарпи. Давайте их оденем. Какие вы красивые. А теперь, закроем глазки и покружимся. (Перемещаются к мини-музею). А вот мы и нашли, где живет Сарпи. (Встречает кукла Сарпи)

- Cывлх сунатп, ачасем! - Здравствуйте ребята (дети здороваются). Я очень рада вас видеть! Меня зовут Сарпи, и я пригласила вас музей чувашской национальной одежды. (Кукла кружится, дети рассматривают ее костюм, садятся на стулья). В: Ребята, какая кукла нарядная, и одежда у нее необычная. Как вы думаете, как называется ее наряд? (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на кукле? (фартук, платье, шапочка). Шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шур кпе. Посмотрите, какой у нее поясочек. Называется он пиххи. Фартук, по-чувашски саппун. Ребята, это – тухья – праздничный головной убор девушки.

Хушпу – головной убор женщин. Вышитая Налобная повязка – называется масмак. А вот это – кпе, женское платье. На голову женщины надевали сурпан, перевязывали талию поясом – пиххи. Поверх завязывают фартук- саппун. (Дети повторяют, на грудь и шею вешали украшения из монет, потом уже одевали хушпу. Весь этот наряд очень тяжелый. Обувью в старину служили лапти, которые носили с шерстяными носками или онучами и мужчины, и женщины, и дети. По-чувашски лапти – пата.

Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка - это достояние и гордость чувашского народа. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.

В: Ребята, я предлагаю вам поиграть. Подвижная игра «Угадай имя» («Ятне пл»). Только сначала выберем водящего. Посчитаем все вместе: Прре, икк, ви, тватт, Пиллк, ултт, ичч, саккр, Тххр, вунн – эс тух! (Игра проводится 1-2 раза).

В: Как хорошо мы поиграли! Подойдите, пожалуйста, все сюда. Посмотрите на экран. (Дети подходят к проектору).

В: Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Если вы правильно отгадаете загадку, то образ - символ появится на экране:

1-й слайд.

Золотое блюдечко

По небу катается,

Людям улыбается

Что это? (солнышко)

В: Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному. Показ вариантов узоров солнца. Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? ( лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку.

2-й слайд.

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала – опять побежала. (Вода)

Молодцы! Воду изображали зигзагообразным узором. Вода – это течение времени.

3-й слайд.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

В: Такими узорами чуваши вышивали все растения: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Дерево- это наследие жизни и торжество мудрости. Ребята, послушайте пожалуйста, последнюю загадку.

4-й слайд.

Он может стать шахтером,

Ученым и актером,

Учителем он может стать —

Детишек в школе обучать. (Человек)

В: Людей изображали в виде таких узоров. И чаще делали такие узоры парными. Человек - это разум, сила, здоровье.

В: Ребята, сколько интересного и нового мы узнали в гостях у куклы Сарпи В каком замечательном музее мы сегодня побывали! Но нам пора возвращаться в Детский сад, попрощаемся с куклой на чувашском языке : -Сыв пул, Сарпи! – До свидания! Кукла Сарпи: Сыв пулр!

В: Закроем глаза, покружимся вокруг себя…и вернемся в детский сад.

3. Итог.

В: Ребята, где мы с вами были сегодня? (ответы детей) Правильно, были в гостях у куклы Сарпи в музее чувашской национальной одежды. О чем мы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось (ответы детей). Вечером, родителям расскажите, где мы с вами побывали. Скажем гостям, до свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Методические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возрастаМетодические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возраста Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рекомендации по озвученной мной теме. Ознакомление детей с природой и ее объектами является одним.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации родителям на май во второй младшей группе по теме «Этот День Победы» и «Моя малая Родина»Методические рекомендации родителям на май во второй младшей группе по теме «Этот День Победы» и «Моя малая Родина» Сидим дома. Методические рекомендации для родителей на неделю (06.05.2020 – 08.05.2020) во 2 младшей группе Тема недели «Этот День победы…».

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по теме «Культура и традиции чувашского народа»
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 12:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД