Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке»

Пантелеева Ирина Николаевна
Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке»

Представление методических рекомендаций к проведению урока

Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке».

Тип урока: урок получения и закрепления новых знаний, бинарный урок.

Цель: Формирование представления у учащихся о направлении в музыке и живописи «Импрессионизм», развитие у детей умения анализировать и сравнивать художественные произведения, свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием искусства.

Задачи:

связать жизненные впечатления детей с художественными образами;

развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к сотрудничеству;

развивать эстетический вкус учащихся посредством музыки и живописи;

воспитывать чувства сопричастности к природе, доброго отношения к ней;

развивать творческое воображение, умение отражать музыкальные впечатления в творческой деятельности.

Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой «Музыка» 5 класс, IV четверть, раздел «Музыка и изобразительное искусство»; программа Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство», 6 класс, IV четверть, раздел «Человек и пространство в изобразительном искусстве». 1 час.

(Мной разработан бинарный урок по теме: «Импрессионизм в живописи и музыке» в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Бинарный урок – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов (в рамках интегрированной образовательной технологии). Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок показывает взаимосвязь различных видов искусства.

На бинарном уроке развивается одновременно познавательная деятельность и формируются практические умения, навыки. Такой урок позволяют интегрировать знания из разных областей (музыка, изобразительное искусство, история, литература и др.) для решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике. Развивает у обучающихся навыки самообразования, развиваются аналитические способности, обладают огромным воспитательным потенциалом.

Урок по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» проводят учитель музыки и изо. Можно провести интегрированный урок музыки или интегрированный урок изо в соответствии с планом программы по предложенному конструкту урока. На уроке изо исключить исполнение песни в вводной части урока и слушание музыки, как этап урока. Уделить больше внимания изучению художественной техники и значению в создании художественного образа в работах импрессионистов; подробному анализу картин. На уроке музыки уделить больше внимания слушанию музыки, анализу музыкального произведения.)

Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов:

Методы, приёмы и средства обучения, применяемые на уроке:

Методы, которые применяются на уроке, должны:

- обладать проблемным характером;

- иметь возможность пользоваться сравнительной характеристикой материала и применением аналогий;

- позволять использовать личный опыт и субъективность оценки.

На данном уроке использовались следующие методы:

- словесной передачи информации и слухового восприятия информации;

- наглядной передачи и зрительного восприятия информации;

- передачи информации с помощью практической деятельности;

- эмоционального воздействия;

- познавательные;

- устные;

- практические;

- интерактивные;

- проблемно-поисковый;

- творческие;

-моделирования художественно-творческого процесса;

- контроля

Приёмы:

- беседа;

- сообщение учащихся;

- инструктаж;

- интерактивные фрагменты;

- практические задания;

- кроссворд.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Метапредметные:

умение анализировать произведения искусства;

организовывать работу в группах;

умение представления своей работы;

умение аргументировать свои ответы

Предметные:

освоение художественных произведений как духовного опыта поколений;

знать особенности средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности

Личностные:

развивает эстетическое чувство, проявляет себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, жизни;

реализовывает творческий потенциал в процессе коллективной и индивидуальной художественно-эстетической деятельности;

оценить художественно-творческие возможности;

умение вести диалог, аргументировать

свою позицию

Определение необходимого уровня подготовки (знания, умения, способы действий) обучающихся для проведения представляемого занятия и достижения планируемых результатов:

Предварительная подготовка учащихся: На предыдущем уроке музыки учащиеся разучивали песню «О картинах» Г. Гладкова, повторяли жанры живописи, средства выразительности, опережающее задание получает 1 учащийся от группы: «подготовить сообщение об импрессионизме и ярких представителях в живописи».

Прогноз возможных учебных действий и возможные результаты:

Мы рассчитываем на то, что цель урока будет достигнута в целом. И надеемся, что после урока учащиеся закрепят свои знания и умения при выполнении дифференцированного домашнего задания:

- Подобрать или сочинить самим стихи к прослушанной музыке.

- Найти картины художников – импрессионистов, отражающих настроение и образы прослушанной музыки

- написать свои впечатления наиболее понравившейся картины, музыки (в форме эссе).

- приготовить сообщение о других художниках – импрессионистах, композиторах – импрессионистах.

Определение необходимого перечня компетенций и умений преподавателя для проведения представляемого занятия и достижения планируемых результатов:

Учителя должны обладать следующими компетенциями и умениями:

1. Знать современные технологии обучения (личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, критического мышления). Владеть методикой обучения;

2. Умение сотрудничать с другим педагогом;

3. Обладать наличием всех качеств, обуславливающих эффективность обучения и воспитания, формирование у обучающихся убеждения в связности предметов музыки и изо, в целостности мира.

4. Владеть педагогическими действиями, обеспечивающими организацию познавательной деятельности учащихся, ее контроль, анализ, оценку, корректировку.

5. Умение организовать работу в группах;

6. Умение владеть методами и приемами мотивации;

7. Владение понятийным аппаратом;

8. Умение разрабатывать целесообразные задания, вопросы;

9. Умение грамотно составлять конструкт урока по технологиям;

10. Умение подобрать дидактический и наглядный материал, умение создавать мультимедийную презентацию.

Выявление рисков при проведении представляемого занятия и пути их преодоления:

• Не все учащиеся могут быть готовы к бинарному уроку. Отсутствуют материалы для рисования (гуашь, кисти, альбом). Поэтому учитель изо должен иметь запас материалов к уроку.

• Формирование групп (образование сильных групп или слабых групп). В таком случае необходимо заранее распределить учащихся по группам (сильный-слабый). Предполагается, что в классе получится 4- групы по 5-6 человек. Перед уроком производится расстановка парт для коллективной работы.

Представление набора наглядности и раздаточного дидактического материала (инструментальных карт, оценочных листов, матриц для заполнения, и др.) необходимого для проведения представляемого занятия и достижения планируемых результатов. Комментарии и рекомендации по его составлению:

Для обеспечения урока было подготовлено следующее:

Оборудование урока: медиапроектор, компьютер, фортепиано, листы формата А4, гуашь, кисти №5, баночки для воды.

Наглядные и дидактические материалы: Словарь, таблицы со средствами музыкальной выразительности, рабочие листы для групп, кроссворд.

Музыкальный материал: К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» часть №3 из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) «Море», «Лунный свет», маленькая сюита 1 часть.

Информационное обеспечение урока: мультимедийная презентация «Импресионизм в живописи и музыке»

Портреты композиторов и художников: К. Дебюсси, К. Моне.

Картины художников: К. Моне «Впечатление. Восход солнца», репродукции картин художников – импрессионистов.

Описание заданий базового и повышенного уровней:

Задания базового уровня на данном уроке это умение отвечать на вопросы, выполнение рисунка-впечатления, после прослушивания музыки Дебюсси К., а также в дифференцированном домашнем задании: - Найти картины художников – импрессионистов, отражающих настроение и образы прослушанной музыки.

Повышенный уровень заданий проявляется в умении учащихся формулировать вопросы самостоятельно, анализировать информацию и обсуждать, в дифференцированном домашнем задании: подобрать или сочинить самим стихи к прослушанной музыке написать свои впечатления наиболее понравившейся картины, музыки (в форме эссе, приготовить сообщение о других художниках – импрессионистах, композиторах – импрессионистах.

Описание заданий для индивидуальной, групповой и фронтальной работы:

Групповая работа : хоровое исполнение песни Г. Гладкова» О картинах», заполнение рабочих листов.

Индивидуальная работа: творческий рисунок, воплощающий восприятие музыки в цвете своих впечатлений, заполнение кроссворда в конце урока.

Методическая структура урока:

Ход урока и распределение рабочего времени:

1 этап. Вызов: Организационный момент. (1 мин)

1.1. Актуализация имеющихся знаний. Исполнение песни. (3 мин.)

1.2. Пробуждение интереса к получению новой информации. Просмотр интерактивного фрагмента по теме. (4 мин)

1.3. Постановка учениками собственных целей. (2 мин) 1.4. Исследовательская работа. Работа в группах. (7 мин.)

2 этап. Осмысление содержания:

2.1. Получение новой информации. (5 мин.)

2.2. Корректировка учащимися поставленных целей. (2 мин) 2.3. Физкультминутка. (1 мин.)

2.4. Творческое задание (7 мин.)

3этап. Рефлексия:

3.1. Постановка учениками новых целей обучения при подведении итогов урока. (2 мин.)

3.4. Контроль усвоения знаний. (5 мин.)

4. Дифференцированное домашнее задание. (1 мин.).

Принципы урока:

- взаимосвязь изученного материала и личного опыта обучающихся,

- системный подход к изучению материала;

- опора на интуицию, наглядность.

Данная группа принципов определяет отбор методов и приёмов преподавания и обучения.

Психологическая структура урока:

Известно, что у подростков пик работоспособности и проявления интереса приходится на 10-15-ой минуте урока. Работая с классом 40 мин., обязательно приходится учитывать психологические и физиологические особенности подростков. Для поддержания познавательного интереса необходимо разнообразить виды преподавания и контроля, предлагать для различных групп учащихся посильные задания. Учащимся нравится коллективная работа в мини группах. Всё это позволит оптимально распределить психологическую нагрузку, снижать напряжение и сохранять эмоциональный комфорт в течение всего урока, создать благоприятный режим для психологической подготовки и мотивации на познание. Конечно, в ходе урока мы старались учитывать особенности восприятия, памяти, речи, внимания, мышления, обращать внимание на каждого обучающегося. Высокая работоспособность обеспечивается за счет постоянной постановки перед обучающимися проблем, которые необходимо решить для выполнения задания.

Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением.

Перегрузок нет, т. к. постоянно идет смена учебной деятельности. Нормы СанПин выдержаны.

Запасные методические ходы необходимы для более слабых групп – во время опроса – наводящие вопросы, во время практики – индивидуальное объяснение нового материала – демонстрация приемов работы.

Критерии оценивания

Во время урока учитель проводит несколько форм работ, по которым он оценивает учащихся:

1. Работа на рабочем листе.

2. Разгадывание кроссворда.

3. Выполнение творческого задания.

На уроке проверяется и оценивается качество усвоения учащимися данного урока.

Учебная деятельность предполагает освоение учащимися различные виды деятельности: слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование, передача музыкальных образов через прослушанную музыку как устно, так и через рисунок.

В ходе проведения урока учащийся:

- устанавливают взаимосвязь между музыкой и живописью;

-усовершенствуют выразительное исполнение песни;

- развивают работу в группе;

- узнают новые понятия;

- обобщают свои знания на уроке

- совершенствуют умение сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний;

- овладение мастерства мазка, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу цвета, и необходимыми навыками использования художественных средств в изображении и выражении своих впечатлений.

- анализировать музыкальные произведения, средствами музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

«Педагогическая оценка должна побуждать ребенка быть лучше, она должна помочь ребенку видеть его лучшие качества» В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками Прогулки-походы. Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются.

Методические рекомендации по подготовке и проведению спортивных праздников и досугов в детском саду Методические рекомендации. «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги» Физкультурно-оздоровительный праздник наиболее приемлемая.

Методические рекомендации по проведению бесед с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации проведения бесед с детьми дошкольного возраста С детьми дошкольного возраста очень важно грамотно использовать.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем дыхание можно менять, регулируя его,.

Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве.

Методические рекомендации по проведению Недели дорожной грамотности в разновозрастной группе малокомплектного ДОО Методические рекомендации по проведению «Недели дорожной грамотности» в разновозрастной группе малокомплектного ДОО Автор-составитель: воспитатель.

Методические рекомендации по проведению прогулки с повышенной двигательной активностью В последнее время мы все чаще слышим тезисы о модернизации системы образования, о приоритетности повышения эффективности мероприятий, связанных.

Методические рекомендации по проведению сюжетно-игровых физкультурных занятий в ДОУ Сюжетно-игровые занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса.

Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования СОДЕРЖАНИЕ 1. Учебное занятие в системе дополнительного образования 1.1. Основные требования к современному занятию…. 4.

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке»
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 22:31
+147Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июня. День часов на МААМ

Часам и времени посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей определять время по часам и привить им полезную привычку...

25 июня. День мореплавателя

День мореплавателя, или День моряка – это международный праздник ООН, учреждённый в 2010 году по инициативе Всемирной морской организации. Он подчёркивает значимость этой профессии и посвящается именно...


Горячие темочки