Получи документы

Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования

Никитина Ольга
Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учебное занятие в системе дополнительного образования

1.1. Основные требования к современному занятию…. 4

1.2. Примерная модель занятия…. 4

1.3. Структура различных типов занятий…. 6

1.4. Методы организации занятия в детском творческом объединении … 6

1.5. Формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе… 7

1.6. Подготовка к учебному занятию…. 8

Публикация «Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования» размещена в разделах

2. Анализ учебного занятия…. 10

Литература…. 13

1. УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Основные требования к современному занятию

• Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных, развивающих, воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

• Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

• Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у учащихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

• Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

• Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

• Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я. А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е. Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России :

• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями учащихся);

• последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

• сознательности и активности;

• наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

• индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

• заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

• обеспечение отбираемой информации.

1.2. Примерная модель занятия

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Педагоги, творчески подходящие к разработке учебных занятий с учетом достижений педагогики, психологии, передового опыта, обеспечивают высокий уровень преподавания по своему предмету.

В целом учебное занятие любого типа можно представить как последовательность следующих этапов:

- организационного,

- проверочного,

- подготовительного,

- основного,

- контрольного,

- итогового.

Рассмотрим их подробнее:

1 этап – организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2 этап – проверочный.

Задача: установление пробелов в знаниях и их коррекция. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3 этап – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.

4 этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия : усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

• изложение исторических данных по теме занятия;

• устное описание объекта практической работы

• объяснение специальных терминов по теме занятия;

• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

• правила техники безопасности.

Практическая часть. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу на перенос в сходную ситуацию творческого характера.

Практическая работа разделяется на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

Далее обучающиеся приступают к выполнению работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

5 этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция. Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т. п.

6 этап – итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы. Подведение итогов занятия, формулирование выводов, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

На каждом занятии должно иметь место повторение закрепление знаний и умений посредством их воспроизведения и выполнения заданий на воспроизведение в измененной ситуации. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.

Основанием для выделения этапов служит структура процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. Этапы учебного занятия могут быть в различной комбинации или вовсе отсутствовать в зависимости от поставленных педагогом целей.

1.3. Структура различных типов занятий

Тип занятия Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

• Изложение нового материала.

• Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.

• Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

• Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

• Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.

• Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

• Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

• Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

1.4. Методы организации занятия в детском творческом объединении

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т. д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры, письменный контроль (проверочная работа, тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы) : при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Методы обучения на занятии должны соответствовать:

- задачам занятия;

- характеру и содержанию учебного материала;

- уровню знаний, умений и навыков учащихся;

- материальному обеспечению занятия;

- личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;

- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;

- бюджету времени.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.).

Отбор методов и средств обучения зависит от цели образования, конкретных дидактических задач, содержания обучения и реальных возможностей участников педагогического процесса.

1.5. Формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе

Традиционные занятия Нетрадиционные занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Социадрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т. п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. «Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью. Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т. д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

1.6. Подготовка к учебному занятию

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает :

учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

• согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

• определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;

• определяются тип и структура занятия;

• его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие, выходящие на реальный, достижимый результат.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу, определяется объем образовательного компонента учебного материала.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс : раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. При составлении плана- конспекта занятия педагог определяет :

- основную цель, и если нужно, дополнительные цели;

- структуру (деление его на части или этапы работы);

- содержание (теоретический и практический материал);

- методы и приемы работы педагога ДО и учащихся, учебно-методическое оснащение, предназначенное для каждого этапа занятия;

- формы организации работы обучающихся на каждом этапе (педагог - детский коллектив, обучающиеся по группам, индивидуальная работа каждого учащегося, учащийся-учащийся и др.).

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

2. АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

- научности;

- единства требований;

- доступности и оптимальности;

- обратимости;

- объективности и доброжелательности;

- целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога :

- организация занятия;

- дидактическая деятельность педагога;

- воспитывающая деятельность педагога;

- профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;

- характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

- состояние документации детского объединения;

- соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;

- соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;

- учет уровня работоспособности детей;

- выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

- рациональность использования времени на занятии;

- оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;

- организация ведения документации учащихся.

Качество дидактической деятельности педагога определяют :

- опора на основные принципы дидактики;

- оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

- эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

- объективность оценок их деятельности;

- степень технической оснащенности занятия;

- уровень методического обеспечения занятия;

- оптимальность использования технических средств и методических материалов;

- умелое использование смены видов деятельности;

- обеспечение обратной связи;

- достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют :

- воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

- опора на основные принципы воспитания;

- решение задач нравственного воспитания;

- эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

- использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;

- формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

- реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

- обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

- степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют :

- знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

- его речь;

- педагогическая культура и такт;

- внешний вид педагога на занятии;

- позиция педагога по отношению к учащимся;

- стиль педагогического руководства;

- степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

- степень их активности и работоспособности на занятии;

- заинтересованность темой и содержанием занятия;

- сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

- выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

- коммуникативная активность детей;

- интеллектуальное развитие учащихся;

- сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;

- организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

- стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

- внешний вид детей.

По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.

Независимо от направления (профиля) их структура такова:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к данному виду деятельности и техники безопасности:

технические параметры кабинета,

освещенность,

воздушный режим,

мебель,

покрытие пола,

состояние «школьной» доски (при необходимости,

размещение аудиовизуальных и технических средств обучения,

наличие инструкций по технике безопасности (при необходимости,

состояние рабочих мест (педагога, учащихся,

оснащение и состояние подсобных помещений (при необходимости).

2. Наличие необходимой документации:

- образовательная программа,

- план учебно-воспитательной работы (на данный учебный год,

- журнал учета работы объединения в системе дополнительного образования детей,

- положение о детском объединении (при необходимости).

3. Наличие необходимых условий для реализации образовательной программы :

а) Материально-технические условия:

- наличие и исправность оборудования (в полном объеме,

- наличие (организация обеспечения) необходимого оснащения,

- наличие и исправность аудио- и видеоаппаратуры (если она необходима).

б) Методические условия :

- наличие наглядных, раздаточных, аудио- и видеоматериалов (последнее при необходимости,

- наличие методических разработок педагога,

- наличие аннотации методических материалов к образовательной программе,

- наличие библиотечки специальной и методической литературы, периодики (в соответствии с профилем деятельности,

- наличие картотеки литературы,

- наличие материалов по организации и проведению детских творческих конкурсов (по данному профилю деятельности,

- наличие материалов для углубленного изучения, самостоятельной и индивидуальной работы воспитанников: библиотека (хрестоматии, книги для чтения, справочники, списки литературы, перечни заданий, методические рекомендации и др.

4. Представленность результатов творческой деятельности воспитанников детского объединения и педагога (в любой форме).

а) Сформированность системы оценки результатов реализации образовательной программы : наличие необходимых нормативных, методических и фактических материалов по педагогическому мониторингу деятельности детского объединения.

б) Участие педагога дополнительного образования в экспериментальной и методической работе учреждений дополнительного образования детей округа и города.

в) Оформление кабинета:

- соответствие содержания оформления профилю деятельности детского объединения,

- эстетика оформления (единство стиля,

- озеленение кабинета,

- наличие паспорта кабинета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В. П. Беспалько – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.

2. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю. Н. Кулюткин – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.

3. Левитан К. М. Личность педагога : становление и развитие. [Текст] / К. М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.

4. Ситник А. П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А. П. Ситник – М. : Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.

5. Фомин А. А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. // Завуч. – №1. – 2000. с. 59–65

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр» Консультация для родителей: «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр». 1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание,.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Уважаемые коллеги! Предлагаю вам вариант оформления конспекта открытого занятия. 1. Титульный лист: • Пишется полное наименование учреждения.

Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт»Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Дыхание - важнейший физиологический процесс,.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем дыхание можно менять, регулируя его,.

Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве.

Методические рекомендации по проведению прогулки с повышенной двигательной активностью В последнее время мы все чаще слышим тезисы о модернизации системы образования, о приоритетности повышения эффективности мероприятий, связанных.

Методические рекомендации по проведению сюжетно-игровых физкультурных занятий в ДОУ Сюжетно-игровые занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса.

Методические указания по организации и проведению практических занятий профессионального модуля ВВЕДЕНИЕ Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление теоретических знаний.

Рекомендации для педагогов по проведению игрового стретчинга Рекомендации по проведению игрового стретчинга: 1. Игровым стретчингом можно заниматься индивидуально или в группе. 2. Время проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования
Опубликовано: 20 августа 2018 в 10:55
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД