Татьяна Мягкая
Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем дыхание можно менять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д., т. е. выполняя определённые дыхательные упражнения. У детей в силу ряда анатомо-физиологических особенностей аппарат внешнего дыхания и газообмен функционируют в условиях, обеспечивающих потребности организма в кислороде за счёт наиболее напряжённой деятельности, чем у взрослых. Физиологические приспособительные механизмы детского организма нестойки, а резервы недостаточны, поэтому возникает дыхательная недостаточность. Это и объясняет сравнительно частые заболевания органов дыхания у детей.
Публикация «Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся ещё уже, и ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено : в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения необходимо включать дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика является составной частью комплексного лечения и используется в качестве средства, направленного на сохранение деятельного состояния организма, ускорение ликвидации местных проявлений болезни, предупреждение и лечение осложнений, вызванных пониженной двигательной активностью. Заниматься дыхательной гимнастикой с детьми можно, начиная с двух лет, меняя с возрастом различные комплексы упражнений. Особенностью их является регулярность применения в течение длительного времени: терапевтический эффект возможен только через несколько месяцев каждодневных занятий.
Занятия с детьми в условиях дошкольного учреждения имеют ряд специфических особенностей в организации и методике проведения. Дыхательная гимнастика для дошкольников требует решения следующих задач:
1. Восстановление нарушенной дыхательной функции ребёнка.
2. Повышение общего жизненного тонуса, сопротивляемости, закалённости и устойчивости организма ребёнка к заболеваниям дыхательной системы.
3. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо - и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы. Занятия рекомендуется проводить ежедневно, в облегчённой одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, желательно в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи, но и не на голодный желудок). Продолжительность занятий – от 5 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий:
• 1-ая младшая группа-5-10 мин.
• 2-ая младшая группа-10-15 минут
• средняя группа - 15-20 минут
• старшая группа - 20-25 минут
• подготовительная группа - 25-30 минут.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе производят значительный оздоровительный эффект (целесообразно использовать игровые и сюжетные комплексы, включать имитационные и подражательные упражнения).
2. Необходимо концентрировать внимание детей на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие (педагог сам в совершенстве должен владеть методикой и контролировать правильность и качество выполнения упражнений детьми)
3. Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
4. Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие (педагогу важно видеть каждого ребёнка и уметь грамотно определять его самочувствие в процессе выполнения упражнений). 5. Дышать надо носом.
6. Увеличивать число повторений и количество новых упражнений следует постепенно по мере усвоения и этапа возрастного развития.
7. От старших дошкольников следует ожидать осознанного выполнения дыхательных комплексов (педагог должен доступно объяснять детям пользу того или иного упражнения и поощрять ответственное отношение детей к занятию).
8. Упражнения желательно выполнять на фоне медленной музыки (это даёт не только улучшение дыхательной функции на клеточном уровне, но и обеспечивает более глубокое расслабление, что очень важно в процессе реабилитации детей с двигательными нарушениями).
Комплекс дыхательных упражнений.
Младшая группа.
Упражнение № 1. «Перекличка животных».
Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.
Упражнение № 2. «Трубач».
Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Инструктор хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.
Упражнение № 3. «Топор».
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести - ух! - на длительном выдохе.
Упражнение № 4. «Ворона».
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!
Упражнение № 5. «Гуси».
Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдохе произнести га, гы.
Комплекс дыхательных упражнений.
Средняя группа.
Упражнение № 1. «Поиграем животиками».
Цель: формирование диафрагмального дыхания.
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение № 2. «Узнай по запаху».
Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.
Упражнение № 3. «Носик и ротик поучим дышать».
Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза, показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения : вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).
Упражнение № 4. «Загони мяч в ворота».
Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.
Упражнение № 5. «Погудим».
Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.
Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.
Комплекс дыхательных упражнений.
Старшая группа.
Упражнение № 1. «Дышим по- разному».
Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:
Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
Вдох через нос, выдох через нос толчками.
Упражнение №2. «Свеча».
Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.
Упражнение № 3. «Упрямая свеча».
Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.
Упражнение № 4. «Погасит 3,4,5,6…10 свечей».
На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.
Упражнение № 5. «Танец живота».
Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение - одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.
Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.
Комплекс дыхательных упражнений.
Подготовительная группа.
Упражнение № 1. «Душистая роза».
Исходное положение - стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение - представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос - заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание - только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.
Упражнение № 2. «Выдох- вдох».
Исходное положение - стоя или сидя на стуле. Исполнение - после энергичного выдоха на п-ффф поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 - это вдох.
Упражнение № 3. «Поющие звуки».
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.
Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.
Упражнение № 4. «Птица».
Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх - вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны - выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.
Упражнение № 5. «Весёлые шаги».
Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.