Приложение МААМ

Методические рекомендации по формированию грамматических форм существительных у детей c ТНР в домашних условиях

Яна Васютина
Методические рекомендации по формированию грамматических форм существительных у детей c ТНР в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы

«Я учусь, играя с мамой»

Актуальность. Дошкольники с ТНР (ОВЗ) с первым и вторым уровнем речевого развития позже, чем сверстники начинают говорить. На этапе формирования фразовой речи, таким детям, особенно тяжело дается понимание падежных окончаний существительных. Часто мы слышим, что дети говорят: «ухи», «стулы», «много ножов» и т. д. Логопеды долго и упорно формируют навыки словоизменения на своих занятиях, для этого используются различные настольные игры. Например, лото «Что, без чего?» (заяц без уха) «Кто, чем питается?» (белка орехами) и т. д., но нередко встречается проблема так называемой «кабинетной речи», когда ребенок не пользуется приобретенными навыками в свободной речи. Поэтому для переноса навыка в повседневную жизнь и собственную речь, ребенку нужно создавать условия в не кабинета. И вот тут на помощь приходит мама и другие взрослые. Именно, многократные проговаривания словоформ в бытовых ситуациях – на прогулке, в магазине, во время приготовления еды, уборки и простой игры с мамой, помогают применять новый навык в процессе практической деятельности.

Публикация «Методические рекомендации по формированию грамматических форм существительных у детей c ТНР в домашних условиях» размещена в разделах

Цель: Предоставить родителям речевой материал для закрепления беспредложных падежных словоформ существительных.

Задачи: 1. Научить ребенка пользоваться новым навыком словоизменения.

2. Активизировать и пополнить словарь ребенка.

Методические рекомендации по формированию грамматических форм существительных у детей имеющие тяжелые нарушения речи в домашних условиях :

1. Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных именительного падежа единственного и множественного числа:

«В магазине» (Можно заранее подготовить чек-лист с покупками и в магазине ребенок проговаривает и отмечает то, что купил. Речевой образец: «это банан, это бананы»

Словоформы : пакет-пакеты, банан-бананы, слива-сливы, арбуз-арбузы, апельсин-апельсины, торт-торты, перец-перцы, огурец-огурцы, груша-груши, булка-булки, яблоко-яблоки, яйцо-яйца и т. д.

«На прогулке»

Словоформы : дом-дома, подъезд-подъезды, дерево-деревья, цветок-цветы, лист-листья, собака-собаки, паук-пауки, жук-жуки, голубь-голуби, комар-комары и т. д.

«Дома»

Словоформы : стол-столы, стул-стулья, кот-коты, нос-носы, таз-тазы, зуб-зубы, книга-книги, ухо-уши, рука-руки, кубик-кубики, мяч-мячи, носок-носки, глаз-глаза, зеркало-зеркала, кольцо-кольца, и т. д.

2. Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных родительного падежа единственного числа:

«В магазине»

Словоформы- В магазине много – воды, колбасы, крупы, сметаны, капусты, мяса, молока, кукурузы и т. д.

«На прогулке»

Словоформы : Нет - машины, собаки, кота, мухи, жука, комара, снега, щенка и т. д.

«Дома»

Словоформы : Нет- папы, брата, сестры, бабы, дивана, кота, стола, стула, супа, мяча, карандаша, молока, яйца, мыла, и т. д.

3. Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных дательного падежа единственного числа:

«В магазине»

Словоформы : Рад – банану, лимону, апельсину, соку, морковке, конфете, яблоку, мороженому, торту, мылу, колбасе, муке, ягоде, кукурузе, капусте и т. д.

«На прогулке»

Словоформы : Рад - машине, собаке, снегу, кузнечику, жуку, радуге, дождю и т. д.

«Дома»

Словоформы : Рад - папе, маме, брату, деду, каше, малине, мячу, карандашу, слону, хомяку, пауку, щенку, дивану, пирожному и т. д.

4. Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных винительного падежа единственного числа:

«В магазине»

Словоформы : куплю - муку, сметану, капусту, колбасу, воду, крупу, конфету и т. д.

«На прогулке»

Словоформы : Вижу - муху, осу, луну, семью, сосну, траву, ягоду, радугу, корову, машину собаку, жука, паука, кота, щенка, воробья, голубя, и т. д.

«Дома»

Словоформы : Надеваю- шапку, куртку, майку, юбку, футболку, кепку, панамку

Кидаю в суп - картошку, морковку, свеклу, кукурузу, крупу, рыбу, и т. д.

5. Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных творительного падежа единственного числа:

«В магазине»

Словоформы : Доволен / не доволен - игрушкой, бананом, конфетой, куклой, водой и т. д.

«На прогулке»

Словоформы : Доволен / не доволен - самокатом, машиной, солнцем, собакой, погодой, дождем, и т. д.

«Дома»

Словоформы : Чем? ест-ложкой, чистит –щеткой, режет-ножом, гладят - утюгом, пишет - ручкой, подметает- веником, смотрит- глазами, слышит-ушами, нюхает-носом, сушит-феном, копает - лопатой, и т. д.

Регулярно используя такие игры в повседневной жизни, родители помогут своему ребенку научиться правильно употреблять окончания существительных в разных падежных формах. А в дальнейшем развить навык красивой правильной связной речи, которая очень важна для социализации ребенка с ТНР (ОВЗ).

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Сидим дома. Фокусы для детей в домашних условиях В ожидании Светлого праздника мы готовимся с интересом и вдохновением. Мы можем не просто покрасить яйца и красиво оформить их рядом с куличом.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком дома, самое время для совместного экспериментирования.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! В период самоизоляции предлагаю вам материал для совместного экспериментирования. Всем известно, что дети - это маленькие.

Экспериментирование детей 4–5 лет в домашних условияхЭкспериментирование детей 4–5 лет в домашних условиях Опыт дома - Лизун Все дети любят опыты и мой ребёнок не исключение. А после того, как они создали своего собственного Лизуна их любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию грамматических форм существительных у детей c ТНР в домашних условиях
Опубликовано: 12 января 2023 в 09:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по формированию грамматических форм существительных у детей c ТНР в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Яна Васютина (УИ 362599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД