Лучший педагог года

Методические рекомендации по формированию предметно-развивающей среды групп для детей раннего и младшего возраста

Анна Карташова
Методические рекомендации по формированию предметно-развивающей среды групп для детей раннего и младшего возраста

Составитель Карташова Анна Анатольевна,

воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида

«Золотой ключик» г. Тамбова.

А. В. Занков отмечает: «Прежде чем начинать что-то делать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить?».

Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить эти слова замечательного отечественного психолога. Зачем нужна развивающая среда ребенку? Конечно же, для удовлетворения его потребностей. Но ребенку необходима только та среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития.

Публикация «Методические рекомендации по формированию предметно-развивающей среды групп для детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим. Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С. Л. Новоселовой.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

В данном случае понятие «предметная среда» выступает в узком смысле своего значения, т. е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Предметно - пространственная среда предполагает понимание ее как совокупности предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. По словам Леонтьева – главнейшее условие психического развития ребенка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества.

Неудивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.

Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».

В методологическом плане интерес представляет «теория возможностей» Дж. Гибсона. Он, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность – мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и активнее личность использует возможности среды, тем более успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие.

Какой же должна быть развивающая среда в дошкольном учреждении? Прежде всего, она должна удовлетворять потребности в движении, деятельности, в общении, в познании.

Основными характеристиками предметной среды для дошкольников являются:

разнообразие: наличие всевозможного игрового и дидактического материала;

доступность: расположение материала в поле зрения ребенка;

зонирование: организация предметной среды (игровые, учебные зоны, зоны отдыха).

Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группах должны быть созданы зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и зоны отдыха, а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Другим инновационным подходом в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста может стать оформление его по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации) и т. д. (Л. Н. Павлова «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста», Айресс Пресс, М. ,2006).

Для, того чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В. А. Петровского и С. Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.

С. Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:

• Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

• Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• Интеллектуальное развитие;

• Создание условий для развития личности;

• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.

Основные принципы построения

развивающей среды

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии -

ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

• Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности –

это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды

• Использование больших модульных наборов,

• центров песка и воды,

• мастерских,

• инструментов для уборки,

• использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности

ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группыэто зона стабильности:

• Использование сборно-разборной мебели,

• игрушечной мебели,

• емкостей для хранения игрушек,

• игрушки,

• мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформации пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

• Использование игрового спортивного оборудования,

• игровых столов сложной конфигурации,

• мебель – трансформер,

• вертикальных разделителей,

• кукольного театра,

• костюмерной,

• игрушек – заменителей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования-

реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

• Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка,

• место отдыха,

• место уединения.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

• Использование больших ярких игрушек из винила и кожи, ткани, пластика,

• элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий,

реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

• Создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:

• темы;

• сюжета;

• необходимых игрушек;

• места;

• времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»

• Содержать предметы и материалы известные детям,

предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,

• совсем незнакомые предметы и материалы.

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Каждый компонент развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками. Поэтому развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.

Развивающую предметно-пространственную среду, мы рассматриваем и как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта. Геометрия пространства группового помещения позволяет каждому ребенку изменить среду согласно своим интересам, желаниям и потребностям, расширяет возможности участия каждого в разнообразной исследовательской, художественно-изобразительной и игровой деятельности, способствует накоплению социального опыта.

Создавая условия для гармоничного всестороннего развития ребенка, не стоит забывать и об эстетической составляющей организации пространства. Поэтому в оформлении помещения желательно соблюдать единый стиль и использовать только высокохудожественные произведения. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а, следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников.

Ребенок жадно впитывает впечатления от окружающего мира. Острота эмоциональных ощущений и восприятия ребенка обязывает дизайнеров и педагогов при создании интерьера помещений, где находятся дети, максимально учитывать возможную реакцию ребенка. Окружающие детей условия должны не только ласкать глаз, но и быть удобными, целесообразными. Красиво оформленная, приятная по цвету групповая комната, спальня и приемная – все это пробуждает у детей любовь к прекрасному, создает комфорт, удобство.

Цветовые решения детского сада следует рассматривать и в связи с возрастными особенностями детей. Так малыши очень восприимчивы к ярким простым цветам. Для окраски помещения, где находятся дети младшего возраста, можно рекомендовать очень светлые теплые (оранжевые, розовые, персиковые, желтые) тона, с выделением зоны для игр с более яркими, насыщенными тонами.

При оформлении детских помещений следует учитывать, что надписи, символы, формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль здесь играет контрастное окрашивание, размещение предметов.

Вспомогательные помещения – коридоры, раздевалки можно предложить окрасить более интенсивные по тону, в основном солнечными цветами, которые увеличивают освещенность коридора, приемной.

Большое значение имеет в оформлении украшении – эстампы, изделия декоративно-прикладного искусства, которые должны яркими пятнами дополнять цветовую гамму интерьера.

До сих пор мы говорили об общих стратегических принципах организации игровой среды, но для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений, причем из женских «предпочтений», т. к. выбор в основном осуществляется женщинами. Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для детского сада» предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности ребенка

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:

1. игровая;

2. продуктивная;

3. познавательно - исследовательская;

4. двигательная.

Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом :

• Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка, целостную, многофункциональную среду;

• Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;

Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

• провоцировать ребенка на агрессивное действие;

• вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);

• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

• остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);

• многовариативность;

• обобщенность;

• открытость (возможность придумывать новые задания);

• полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

• дидактические свойства;

• разнообразие по уровню сложности;

• возможность применения группой детей;

• использование различных фактур.

Материальная база должна включать следующие разделы:

1. Оборудование помещений для создания развивающей среды

2. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

• оборудование для развития общих движений;

• игровые средства для развития мелкой моторики;

• игровые средства для развития сенсорного восприятия;

• игровые средства для развития мышления;

• игровые средства для развития речи и языка;

• игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

• игровые средства для социально-эмоционального развития;

• игровые средства и материалы для творческого развития;

• игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

Организация предметной среды для младшей группы :

1. В функциональном помещении «кабинет» располагают материалы по сенсорике:

1)башенки (пирамидки) - одноцветные, окрашенные в цвета спектра;

2) пирамидки из 6-8-10 толстых колец, из 12 тонких колец, окрашенных в цвета спектра;

3) мисочки-вкладыши (из 10 штук);

4) матрешки 2,3-4-местные;

5) наборы игрушек (мелких, деревянных и пластмассовых) одноцветных, основных цветов спектра и их оттенков;

6) мячи 3-4-х размеров;

7) наборы песочных формочек для игр с водой.

Все эти игрушки хранятся на полках или в шкафчиках, к которым ребенок имеет свободный доступ; он может брать их в любое время, отведенное для игр и свободной деятельности.

8)Раздел грамоты представлен :

предметными картинками,

• звуковыми «часами»,

• атрибутикой для игр «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу» и др.

2. В функциональном помещении мастерская располагается материал по конструированию. Важно, чтобы он был расклассифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведенных для него шкафах в открытых коробках. Строительный материал:

• готовые универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) 2-3 разных размеров;

• напольный (крупный) строительный материал размещается в той части «мастерской», которая свободна от других видов деятельности детей; свободное пространство на полу дает возможность детям сооружать постройки для игры;

• Мелкий пластмассовый строительный и бросовый материал, различные тематические наборы деталей воспитатель подбирает на свое усмотрение, учитывая в первую очередь возможности трехлетних детей.

Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала хорошо иметь наборы разнообразных мелких игрушек (кукол, зверей, елочек, грибочков, машин различной величины).

3. Для изостудии оптимально иметь отдельное помещение, но возможно использовать другие, временно свободные (в частности, раздевалку, коридор, зал и др.). В изостудии должны быть:

• специальные столики с поднимающимися под наклоном крышками или мольберты,

• краски (гуашь, уголь, акварель,

• кисточки - тонкие и толстые, щетинные (не для клея, беличьи или колонковые,

• бумага разного формата,

• губки из поролона,

• тряпочки для рук и кистей,

• баночки для красок,

• фартуки,

• тазики и баночки для воды,

• пластилин.

Функциональное помещение «театр» и уголок для сюжетно-ролевых игр располагаются недалеко друг от друга. Ниши, ширмы могут помочь в организации этих пространств.

4. В «театре» находятся следующие материалы:

• настольный театр, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок;

• театр, сделанный самими детьми и воспитателем (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации, зеркало); материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и т. п.).

• театр – драматизации - здесь могут быть готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; условные заместители (круги разных цветов, полоски разной длины и т. п.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры.

5. Уголок «книги» должен воспитывать положительные реакции на книгу и положительные чувства к ней. В младшем возрасте главным предметом детской литературы признается книга, изданная особым образом для детей, имеющая возрастной указатель и оформленная в соответствии с психологическими возможностями восприятия и интересами ребенка.

Индустрия развитой детской литературы представляет читателям великое разнообразие детских книг: большеформатные и малышки, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок и без них, настольные и напольные. Для самых маленьких детей придумали книгу из мягкой, бархатной, цветной ткани, чтобы она была уютным предметом развивающей среды. Они радуют и восхищают, удивляют и заставляют задуматься.

Все материалы и готовые предметы периодически обновляются. Новые книги появляются в соответствии программой по чтению. Изменения вносит воспитатель, но можно спрашивать детей, что им нужно.

6. Оформление уголков для сюжетно-ролевых игр осуществляется воспитателем. Кроме атрибутов для сюжетно-ролевых игр и разнообразных игрушек, которые подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в игровом пространстве могут находиться

• игры из раздела «Сенсорика» «Прокати шарик», Попади в ворота», «Спрячь мышку», лото «Цвет», «Цвет и форма», мозаика геометрическая плоскостная, игра «Поймай рыбку» (с удочками, где лески разной длины);

• игры из раздела «Развитие представлений о себе и окружающем мире»;

• атрибуты различных профессий и общественных мест (сумка доктора; одежда повара, милиционера; зеркало, расческа парикмахера; формуляры библиотеки, театральные билеты и программы и т. д.,

• куклы девочки и мальчики,

• игрушечные дикие и домашние животные.

7. Организуя работу по программе, взрослый включает детей в деятельность по выращиванию растений, уходу за животными, ведется активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды.

П. Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет утверждает : «Если Вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».

Список используемой литературы

1. Артамонова О. А.

Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности.

Москва, 2005

2. Гогоберидзе А. Г.

Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для 1 и 2 гр. Раннего возраста ДОУ.

Москва, 2008

3. Кирьянова Р. А., Марецкая Н. И.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы.

Москва, 2009

4. Первова Г. М.

Работа с книгой в детском саду.

Тамбов, 2007

5. Петровский В. А.

Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.

Москва, 1993

6. Полякова М. Н.

Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие.

Москва, 2008

7. Рунге В. Ф., Манусевич Ю. П.

Эргономика в дизайне среды.

Москва, 2007

8. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Под ред. О. В. Кольцова, С. Н. Щедько

Тамбов, 2009

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию предметно-развивающей среды групп для детей раннего и младшего возраста
Опубликовано: 19 марта 2013 в 21:50
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД