Ольга Иванова
Методические рекомендации по преодолению у детей ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по преодолению у детей ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Всем известно, что организация эффективного коррекционного обучения невозможна без взаимодействия специалистов и воспитателей детского сада. Цель моей методической разработки показать, что коррекция и развитие речи детей в логопедической группе происходит не только на специальных коррекционных занятиях логопеда, а постоянно, так как воспитание и обучение детей проводится на основе родного языка, а это значит, чем больше мы развиваем речь ребенка, тем больше у него возможности познать действительность.
Публикация «Методические рекомендации по преодолению у детей ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Предлагаю вашему вниманию математические игры по сюжету сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница», которые вы можете использовать на занятиях НОД по развитию элементарных математических представлений в подготовительной логопедической группе. Игры проводятся вместе с презентацией. Сначала на экране появляется отрывок из сказки, затем предлагаем детям математическую игру, которая не уводит детей от сюжетной линии сказки.
Предварительная работа.
Чтение сказки с последующим обсуждением.
Задачи:
Воспитателю необходимо постоянно контролировать речь детей : следить за автоматизацией поставленных звуков, грамматическим строем речи, обогащать словарный запас детей, учить давать развернутый ответ.
Закреплять умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой. Закреплять умение писать цифры, знаки. Закреплять знания о составе числа. Учить составлять арифметические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять умение на глаз определять величину предметов.
Развивать внимание, память, коммуникативные функции.
Через игру прививать любовь к математике, художественному слову. Формировать навыки самоконтроля и умения работать в коллективе.
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно, – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие. (2 слайд)
Игра № 1 «Считай и называй»
Одна лягушка, две лягушки, пять лягушек … (3 слайд)
Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождём.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете». (4 слайд)
Игра №2 «Найди тень от лягушки»
Какая по счету тень от лягушки?
В каком ряду? (5 слайд)
Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают – на это есть весна. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают; фью-фью-фью-фью – раздаётся в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно: так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.
– Кря, кря! – сказала одна из них. – Лететь ещё далеко, надо покушать. (6 слайд)
Игра №3 «Сосчитай птиц»
Что ты замечаешь? (7 слайд)
И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, нырнула под корягу. Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки. (8 слайд)
Игра №4 «Собери уточку»
Дети собирают уточку из треугольников по образцу или по памяти.
Какие мы возьмем геометрические фигуры?
Сколько треугольников нам потребуется?
В какую сторону плывет уточка? (9 слайд)
– Кря, кря! – сказала другая утка. – Уж холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!
И все утки стали громко крякать в знак одобрения.
– Госпожи утки, – осмелилась сказать лягушка, – что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.
И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть её, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:
– Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные, тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге! (10 слайд)
Игра №5 «Сосчитай и раскрась» (11 слайд)
Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна:
– А много ли там мошек и комаров?
– О! целые тучи! – ответила утка. (12 слайд)
Игра №6 «Сравни»
Назовите нарисованные знаки.
Какое число больше и на сколько? (13 слайд)
– Возьмите меня с собой!
– Это мне удивительно! – воскликнула утка. – Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.
– Когда вы летите? – спросила лягушка.
– Скоро, скоро! – закричали все утки. – Кря, кря! Кря! Кря! Тут холодно! На юг! На юг!
– Позвольте мне подумать только пять минут, – сказала лягушка, – я сейчас вернусь, я наверное придумаю что-нибудь хорошее.
– Я придумала! Я нашла! – сказала она. – Пусть две из возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посредине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно. (14 слайд)
Игра №7 «Длиннее - короче»
Помогите подобрать самый длинный и тонкий прутик.
Какой прутик самый короткий?
Какой прутик самый толстый?
Есть ли прутики одинаковой длины? (15 слайд)
Хотя молчать и тащить хотя бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст не бог знает какое удовольствие, но её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её. Решили переменяться каждые два часа. (16 слайд)
Игра №8 «Часы»
Утки вылетели в 12 часов ровно. Сколько времени покажут часы через 2 часа? Найдите часы, которые показывают данное время.
Который час будет еще через 2 часа?
Затем утки через 2 часа поменяли друг друга снова. Сколько времени показывают часы? (17 слайд)
У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли; кроме того, утки летели неровно и дёргали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлёпнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и радовалась и гордилась. (18 слайд)
Игра №9 «Родные просторы»
Какие геометрические фигуры мы видим?
На какую геометрическую фигуру похоже озеро? Какого цвета овал?
На какую геометрическую фигуру похож лес? Какого цвета треугольник? (19 слайд)
Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарёю утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на неё руками. (20 слайд)
Игра №10 «Что перепутал художник?»
Что здесь лишнее? Почему?
Сколько предметов изобразил художник?
Сколько он нарисовал овощей? Сколько – фруктов?
Составь задачу по картинке. (21 слайд)
И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
– Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса.
– Смотрите, смотрите, – кричали дети в одной деревне, – утки лягушку несут!
Лягушка слышала это, и у неё прыгало сердце.
– Смотрите, смотрите, – кричали в другой деревне взрослые, – вот чудо-то!
«Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» – подумала квакушка.
– Смотрите, смотрите, – кричали в третьей деревне, – экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку? (22 слайд)
Игра №11 «Числовые домики»
Заселите домики числами. (23 слайд)
Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
– Это я! я! я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:
– Это я! Это я придумала!
Но вокруг неё никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из неё, то с удивлением смотрели на новую.
И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые носили её, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные, тёплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.
– Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, – сказала она. – Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. (24 слайд)
Игра №12 «Времена года».
Что раньше? Что потом? Назови времена года.
В какое время года от нас улетают перелетные птицы?
В какое время года они возвращаются обратно? (25 слайд)
Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её. (26 слайд)
Данные игры можно использовать с детьми в различных видах деятельности.
Желаю успехов в работе.