Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Развитие креативности педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
Задачей современного образования, является стремление научить каждого растущего человека приспосабливаться в быстро изменяющемся мире сообразно его опыту, возможностям и желаниям.
Современное общество все острее нуждается в интеллектуально-инициативных личностях, способных к творческим преобразованиям. Развиваясь, оно диктует потребность в гражданах, которые могут быть востребованы в новых социальных условиях, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать разные задачи. В сегодняшнем быстро меняющемся обществе необходимы креативные личности.
Публикация «Методические рекомендации „Развитие креативности педагогов“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уважаемые коллеги, давайте ответим с вами на ряд вопросов:
• Что такое креативность?
• Что такое творчество?
• Что общего и различного в их понимании?
Многие думают, что «творчество» и «креативность» -это синонимы. Но это ошибочное мнение.
Что такое творчество? Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Что такое креативность? Креативность - способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
По мнению Э. Фромма, креативность – это способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Что общего и различного в их понимании? Общим для всех определений является то, что креативность определяется как способность к творчеству. Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям, - вот определение креативности в научной литературе. Креативность не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, она представляет собой одну из самых глубоких характеристик личности. Личность же нельзя сформировать, ее можно только воспитать. Воспитание, в свою очередь, не может быть ничем иным, как созданием условий для самовоспитания личности. Прямое обучение творчеству невозможно. Возможно создание условий, которые стимулируют или тормозят творческую деятельность.
Творчество - не деятельность. Не следует думать, что любое нанесение линий или красочных пятен на бумагу, картон или холст, любое воспроизведение звуков собственным голосом или извлечение их из музыкальных инструментов следует квалифицировать как творчество.
Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым он следует. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание:
• зачем нужно что-то создавать,
• для кого нужно что-то создавать,
• как нужно что-то создавать,
• что именно нужно создавать.
Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность. Творчество всегда первично и фундаментально. Творчество может сопутствовать любой деятельности и отсутствовать там, где его непременно ожидают увидеть.
Смысл же педагогической деятельности, заключается, прежде всего, в стремлении педагога реализовать самого себя через создание условий для развития личности своего воспитанника, для раскрытия его творческого потенциала, для проявления интереса к его внутреннему миру.
Поэтому, прежде всего, необходимо создать условия для развития и раскрытия творческого потенциала личности педагога. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека.
В большей или меньшей степени каждый человек обладает задатками, необходимыми для поиска креативных идей. И свой потенциал в этой области мы используем не в полную силу. У каждого есть своя планка, и к ней можно и нужно стремиться. В данной ситуации весьма полезны креативные тренинги. Хотя научиться креативности нельзя, можно только с помощью специальных технологий и методик обнаружить и развить в себе уже имеющиеся скрытые творческие способности.
«Задатки к творчеству – это как автомобиль, который будет бесполезно стоять в гараже до тех пор, пока вы не пойдете в автошколу и не научитесь на нем ездить». Таким образом, практическая и поисковая деятельность педагогов является условием формирования познавательного интереса, развития интеллекта дошкольников.
Я думаю, что уверенность, как и любой другой навык — это мышца, которую можно развить и увеличить, приложив определенные усилия. А это значит, что ЛЮБОЙ человек, с любым мировоззрением и набором знаний, способен разбудить в себе креативность.
Поэтому я предлагаю вам 7 эффективных способов развить в себе креативную уверенность :
1. Запас оптимизма.
Вера в собственные возможности и оптимистичный взгляд на них — первый шаг. Оптимизм поможет отыскать баланс между желаемым и осуществимым.
2. Желание развиваться.
Ваши способности не есть что-то раз и навсегда застывшее. Люди, обладающие консервативным мышлением, верят в то, что все рождены с ограниченными интеллектуальными способностями и талантами. Таким людям удобнее остаться в своей зоне комфорта из-за страха, что пределы его способностей станут всем известны. Развивайтесь!
3. Избавление от страхов.
Самый распространенный страх — это страх поражения, нежелание быть осужденным, испуг перед попыткой или неизвестностью. Чтобы воспринять креативный, образ мышления, иногда просто необходимо «дотронутся до змеи». Самый эффективный способ преодолеть страх — встретиться с ним.
4. Парадокс поражения.
Все творческие гении достаточно часто терпели поражения. А все дело в том, что они делают множество попыток, чтобы достичь цели. Ранние поражения могут стать ключевыми факторами будушего успеха, потому что чем раньше вы обнаружите слабое место, тем быстрее его исправите. Хотите добиться успеха? Приготовьтесь пройти через множество неудач. Вернитесь к первому пункту и запаситесь оптимизмом!
5. Будьте упрямыми.
Учитесь у детей: малыш, делающий первые шаги — а как еще научиться ходить? Или подросток, без конца падающий на лед в стремлении научится играть в хоккей — как ему стать великим хоккеистом? Падаем, встаем и идем дальше!
6. Перестаньте сравнивать.
Озабоченность тем, насколько вы соответствуете параметрам, мешает прокладывать новые пути и рисковать. Вместо того, чтобы состредоточиться на достижении цели, человек отходит в сторону, беспокоясь о мнении окружающих. Если кто-то делает что-то лучше вас — обратитесь за помощью! Это не показатель слабости, а стратегия, ведущая к успеху.
7. Решитесь стать креативным.
Просто сделайте это осознанно. Вам предстоит идти на риск, преодолевать препятствия и принимать поражения, быть готовым к неопределенностям, все время расти и не позволять простаивать своим знаниям и навыкам. Само по себе намерение стать креативным не гарантирует появления креативности, но без такого намерения она точно не сформируется. Креативность зависит не от редких умений или одаренности, а от собственной убежденности в том, что вы способны сделать что-то с УЖЕ имеющимися талантами и навыками. И вы можете развить и отточить эти умения, преумножить таланты и веру в свои возможности. Как сказал венгерский писатель Дьё рдь Конрад: «Смелость – это всего лишь совокупность небольших шагов».