Хугаева Любовь Борисовна
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации:
«Развивающая предметно-пространственная среда детского сада».
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это педагогически организованная пространство детского сада. (п. 3.2 примерной ООП ДО, которая функционирует как средство развития детей дошкольного возраста (п3.6,3 ФГОС ДО) и выступает условием их социализации (п2.4. ФГОС ДО).
В РППС входит :
• групповое пространство;
• межгрупповое пространство;
• территория детского сада.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Основные требования к РППС установлены в ФГОС ДО :
• насыщенность;
• трансформируемость;
• полифункционнальность;
• вариотивность;
• доступность и безопасность для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ (п. 3.3.4 ФГОС ДО0
Насыщенность среды : соответствие возрастных особенностей детей, содержанию реализуемой программы ДОУ, и способствует реализации всех видов детской деятельности : игровой, познавательной, творческой, Исследовательской, двигательной, коммуникативной.
Полифункционнальность предполагает :
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды : детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д
• наличие в группе полифункионнальных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности. В качестве предметов заместителей в детской игре.
Трансформируемость пространства подразумевает возможность изменения ППРС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся и6нтересов и возможности детей.
Вариотивность среды предполагает :
• наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и т. д,а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную активность детей.
Доступность среды предполагает :
• открытость для всех воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОУ где осуществляется образовательных процесс;
• свободный доступ, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ (группу), к играм, игрушка, пособиям, материалам, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность ППРС подразумевает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Традиционно предусматривают зоны :
• игр и подвижной занятости;
• творчества;
• познавательного развития;
• уединения.
Зона игр и подвижной занятости необходима, чтобы удовлетворить потребность детей в движении, в активных играх, научить их безопасному поведению в ходе игр, сформировать первичные навыки контроля своих эмоции.
Зону творчества организуют, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом: конструированием, рисованием, ручным трудом, театрально-игровой деятельностью.
СОВЕТ : проектируйте зону творчества с учетом гендерного подхода.
Для развития творческого замысла девочек предусмотрите предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики, украшения и т. д.
Для мальчиков – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей и т. д.
Зону познавательной активности организуют с применением игровых пособий, которые побуждают детей к освоению грамоты, начальных математических представлений, освоению правил безопасного поведения, например :
• алфавит;
• дорожные знаки;
• ноты;
• модели и макеты;
• предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки;
• иллюстративные альбомы;
Зоны уединения организуют в свободной форме. Здесь главное – создать условия для того, чтобы ребенок мог отвлечься от игр, осмыслить свое поведение, побыть один.
СОВЕТ. Создайте в зоне уединения «Уголок настроения».
Заведите правило по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку, на установленное место, или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» - средство формирования у дошкольников первичных навыков рефликсии, а воспитателю он поможет контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить комфортность пребывания ребенка в детском саду.
Планируйте зоны таким образом, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу.
Для организации межгруппового пространства используют:
• стендовую наглядность;
• выставки;
Стендовую наглядность различают по назначению:
• информация для родителей;
• наглядность, которая попадает в зону внимания для воспитанников.
В информацию для родителей включают:
• ежегодно обновляемую информацию, которая дублирует обязательную для размещения на сайте образовательной организации;
• еженедельно обновляемая информация, которая отражает содержание воспитательно-образовательных мероприятий на неделю.
• Ежедневно обновляемую информацию: объявления, оповещения, мероприятия, проведимые в течении дня.
В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников включают:
• детские поделки и рисунки;
• образовательно-развивающие плакаты, например по правила безопасного поведения.
СОВЕТ. Организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга.
Выставки могут быть временными и постоянно действующими.
Временные выставки посвящают:
• памятным датам, юбилеям, праздникам, например: выставка ко Дню осетинского языка и письменности, Дню Космонавтики;
• отдельным областям знаний, например, «Осетинские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы»;
• региональной тематике, например : «Животные и природа Северной Осетии», «Дикие животные наших лесов».
Постоянно действующие выставки организуют, как мини-музеи, панорамы, центры.
Пример постоянно действующей выставки
В детском саду организованна стационарная выставка мини-музей «Осетинское подворье». Выставка представляет собой макет хадзара с настоящими предметами старины : подворье, домашней утварью, очагом, предметами одежды и т. д.
В мини-музее педагоги рассказывают дошкольникам, как жили их предки, чем они занимались, во что одевались, что ели и пили, во что играли. Знакомят с обычаями и традициями осетинского народа, пословицами и поговорками, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Обязательный элемент «посиделок» проведение сюжетно-ролевой игры «В гостях к бабушки Нана».