Елена Ческидова
Методические рекомендации «Трудовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд – это носитель и база человеческой культуры –
эстетической, познавательной, нравственной.
Цель – воспитание интереса и эмоционально-
положительного отношения к труду.
Задачи
1. Стимулирование переживания ребенком радости труда на всех этапах осуществления трудового процесса.
Публикация «Методические рекомендации „Трудовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
2. Воспитание личностных качеств: эмпатии,творческой самостоятельности, трудового усилия.
3. Формирование способности к труду:
--овладение системой знаний о трудовой деятельности
-- формирование трудовых умений и навыков.
4. Приобщение дошкольников к труду взрослых.
Условия организациитрудовой деятельности в ДОУ
1. Достаточное количество оборудования, соответствующего
возрасту детей.
2. Отношение взрослых к трудовой деятельности как важному
процессу (труд ради труда проводиться не должен).
3. Умелое руководство трудом:
--- расположить ребенка к труду:
--- сделать его добровольным участником трудового
процесса:
--- стимулировать инициативу, творчество, уверенность
в своих силах.
Своеобразие детского труда
1. Ребенок не создает в своем труде общественно –
значимых материальных ценностей.
2. Близость к игре.
3. Предполагает участие и помощь взрослого.
Виды труда
1. Самообслуживание – необходимо для независимости
(от воспитателя, взрослых)
2. Хозяйственно бытовой - труд взрослых, но доступных
для ребенка (уборка, стирка, приготовление пищи).
3. Труд в природе – вводится со ср. гр., дети должны
видеть необходимость труда (одно растение опрыскать,
другое протирать тряпочкой и т. д.)
4. Ручной труд – все, что в силах ребенка.
Планируется ввести умственный труд.
Формы организации трудовой деятельности. (Нечаева В. Г.)
1. Поручение – только тогда, когда ребенок сам может
выполнить задание.
2. Дежурство – вводится со ср. гр., зависит от навыков
детей (можно и с 1,2 мл. гр.)
--1 ребенок обслуживает один стол, сколько столов,
столько дежурных.
-- во 2 половине года вводится второй вид дежурства
(по занятиям)
-- в ст. гр. во 2 половине года добавляется дежурство по
уголку природы.
3. Коллективный труд – 3 вида:
--- Общий труд – такая организация детей, при которой
при общей цели каждый ребенок выполняет работу
от начала до конца.
--- Совместный или пооперационный труд – при
общей цели каждый ребенок выполняет часть работы,
передавая результат своего труда другому. Результат
труда зависит от качества работы каждого.
--- Коллективный труд – дети наряду с трудовыми
решают и нравственные задачи (договариваются
о разделении труда, помогают друг другу).
Необходимо научить детей работать в звеньях.
Диагностика уровня сформированности навыков дежурства (подгот. гр.)
Сентябрь
Дата
Ф. И. ребенка 1 2 3 4 5
1. ,
По столовой -
По занятиям +
По уголку природы -
2.,
Руководство трудом.
1. Подготовка воспитателя:
• определение воспитательно – образовательной задачи
• подбор участников работы
• выбор формы организации труда
• создание условий
2. Постановка цели, мотивировка и планирование работы
• пример плана воспитателя
• планирование по вопросам
• планирование – рассказ
• самостоятельное планирование
3. Место воспитателя в ходе труда:
• участник
• помощник
• контролер
4. Оценка деятельности:
• отношение к труду
• отношение друг к другу
• отношение к материалам и инструментам
• степень самостоятельности
• полученный результат, его качество
Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников
За последние годы разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями но целесообразно проводить её в двух формах – устной и письменной.
Преимущества личностно -ориентированного общения хорошо известны всем. Поэтому считаем подчеркнуть преимущества письменной формы.
• Во-первых: общение только в устной форме требует много времени.
• Во-вторых: родители не всегда в состоянии удержать в памяти всю информацию, полученную от специалистов ДОУ и к одному и тому же разговору иногда приходится возвращаться не один раз.
• И в-третьих: для того, что бы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их нужно вначале убедить в необходимости этого, предложить определённый алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Так, предоставление родителям определённой информации (требование к одежде ребёнка, выполнение режима дня в семье, культурно-гигиенические навыки и т. п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные с ребёнком.
Разного вида памятки, рекомендации в адрес родителей, предлагаемые им в письменной форме, лишь дополняют содержательное общение, а не подменяют его.
Объединить родителей и привлечь их к сотрудничеству в решении воспитательных задач в трудовой деятельности детей, для этого необходимо использовать наиболее оптимальные формы работы с родителями:
1. Совместные выставки поделок и рисунков детей и родителей по сезонам:
• «Осень дивная»
• «Зимушка хрустальная»
• «Как мы маме помогаем»
2. Совместное с родителями сооружение зимних построек.
3. Благоустройство территории (субботники совместно с родителями и детьми).
4. Встречи с интересными людьми («Все профессии важны…»)
5. Родительские собрания - создание условий в ДОУ для реализации ребёнка в трудовой деятельности.
6. Трудовой уголок для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольника».
7. Стенгазеты, фотоальбомы, папки-передвижки и другой наглядно-информационный материал.
Требования к наглядной информации для родителей
Может включать в себя следующее:
• Визитную карточку учреждения с указаниями направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т. п.
• Информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды, как сотрудников, так и детей, в том числе и выпускников).
• Права и обязанности родителей (краткие выдержки из нормативно-правовых документов).
• График работы сотрудников с детьми и родителями с указанием ФИО сотрудника, его почётных званий, наград и т. д.