МААМ-картинки

Методический материал для педагогов «Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны» (2 фото)

Наталия Смирнова
Методический материал для педагогов «Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны»
▼ Скачать + Заказать документы

Методический материал для педагогов «Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны»

ВступлениеСегодня мы совершим необычную экскурсию по Московскому метрополитену.

Я уже давно заметила, что любые публикации, касающиеся московского (и не только московского) метро всегда вызывают большой интерес. Смею надеяться, что и предоставленные материалы используются коллегами в работе.

Публикация «Методический материал для педагогов „Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны“» размещена в разделах

Такую публикацию планировала я давно, очень хотела приурочить ее к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, да все руки не доходили (и материал, если честно, очень сложный). Но в связи с последними событиями, время появилось и надо, раз уж так сложилось, использовать его по максимуму продуктивно.

В ночь на 22 июля, ровно через месяц после начала войны, немецкие самолеты начали бомбить Москву. Газета «Красная Звезда» поначалу достаточно бравурно описывала «полчища гитлеровских асов», которые не могли пробиться сквозь ПВО столицы, потом успокоилась до «отдельных прорвавшихся самолетов» и «немецких летчиков, сбрасывающих бомбы на пути к цели».

Факт тот, что Москву бомбили (а некоторые районы - сильно бомбили) и самым-самым лучшим убежищем стал самый красивый в мире Московский метрополитен. Об этом я и расскажу.

Прежде чем начать подробный рассказ, хочу дать небольшие пояснения. Вероятно, все кто хоть чуть-чуть интересовался данной темой обратил внимание, что в основном фотографии, которые можно найти сделаны на станции метро «Маяковская». У многих складывается впечатление, что использовалась только эта станция. Это не так, но другие фотографии действительно найти сложно.

Во-вторых (особенно обращаю на это внимание моих московских коллег, прежде чем рассказывать детям о военном метро- посмотрите схему метрополитена на 1941 год. Обратите на нее внимание детей! Введена полностью в строй только первая очередь, вторая еще полностью не достроена. Третью очередь строили уже в военные годы. Еще нет уже давно привычного нам «кольца», еще нет очень многих «глубоких» станций… Вот поэтому то «Маяковская» и попадает чаще всего на кадры фотохроники.

Фото «Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны»

Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот же день по распоряжению Наркомата путей сообщения начались первоочередные работы по мобилизационным планам. Командный состав и некоторые работники были переведены на казарменное положение. На специально оборудованном командном пункте круглосуточно дежурили руководящие работники.

Более 30 процентов работников метрополитена сразу ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение. Многие из них, имея на руках удостоверение об отсрочке от призыва в армию, уходили добровольцами.

С первых же дней войны на площадках вагоноремонтных и механических мастерских были организованы работы для нужд фронта. В вагоноремонтных мастерских на территории электродепо «Сокол» был налажен выпуск военной продукции: здесь делали корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки.

В ночь с 30 июня на 1 июля в Москве была объявлена первая учебная воздушная тревога. А спустя ровно месяц после начала войны, 22 июля 1941 года, в Москве впервые прозвучала первая воздушная тревога: вражеская авиация совершила налет на советскую столицу. Началось укрытие населения на станциях и в тоннелях метрополитена.

Моссовет установил распорядок жизни «подземного этажа» столицы, где во время бомбежек находили приют до полумиллиона человек. В случае объявления сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов, и население размещалось под землей. В ночное время вне зависимости от налетов люди могли проходить в метро на ночевку до пяти часов утра. В октябре и ноябре, когда Москву бомбили особенно часто, движение поездов прекращалось сначала в 19, а затем в 17 часов. Женщины с детьми размещались на ночлег в вагонах, стоящих у платформ. Остальные ночевали в тоннелях. Разрешалось брать с собой постельные принадлежности.

На путях в тоннелях были настланы дощатые полы, общая длина которых достигала 36,5 км. Для облегчения спуска с платформ в тоннели на всех станциях установили 80 откидных металлических мостиков. На 20 станций завезли 3,8 тысяч детских кроваток и 4,6 тысяч топчанов. Провели дополнительное освещение, позаботились о питьевой воде - на платформах устроили питьевые фонтанчики, а в тоннелях - обычные водопроводные краны. Оборудовали туалеты - 25 постоянных и 15 переносных. Для укрытия населения помимо действующих линий использовались тоннели третьей, незаконченной очереди «Площадь Свердлова» - «ЗИС». Под убежища приспособили перегоны и недостроенные платформы. Неподалеку от станции «Новокузнецкая» некоторые участки тоннелей оборудовали деревянными нарами.

На станциях сумели организовать продажу вечером молока в бутылочках и белого хлеба для детей. Здесь можно было получить врачебную помощь, имелись передвижные библиотеки, демонстрировались кинокартины.

На некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. Уже на второй день войны станция «Кировская» (сейчас - «Чистые пруды») была закрыта для пассажиров. Дело в том, что в Кремле еще только строилось убежище, достаточно надежное для обеспечения бесперебойной работы Ставки во время бомбежек. И мало кто знал, что в неприметном особнячке с мезонином на улице Кирова, 37 работает Сталин. В расположенном рядом большом здании размещалось Оперативное управление Генштаба, которое лифтом соединялось с подземным комплексом командного пункта. Со станцией метро он был связан пешеходным переходом, выход из которого располагался под наклонным ходом эскалаторов на уровне платформы.

На станции «Красные ворота» был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Народного комиссариата путей сообщения. На станциях «Белорусская», «Площадь Свердлова» и некоторых других разместились различные военные организации.

Отступление для педагогов и детей старшего возраста:15 октября 1941 года был получен приказ закрыть метрополитен. Его планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование — эвакуировать. Ночью началась подготовка к затоплению метрополитена, его объекты минировались, рубился электрический кабель, на станции «Динамо» приступили к демонтажу эскалаторов, на подстанциях демонтировались трансформаторы, а в электродепо «Сокол» готовились к эвакуации последние вагоны. Утром 16 октября впервые с начала эксплуатации метро не было открыто.

Однако Государственный Комитет Обороны признал ошибочным решение демонтировать оборудование метрополитена и отправить в тыл подвижной состав, и эти работы были прекращены. В 14 часов 12 минут того же дня вновь подали напряжение на Кировско-Фрунзенской линии. В 18:05 пришел приказ возобновить движение, и в 18:45 пошёл первый поезд. Для восстановления движения на Горьковском радиусе потребовалось чуть больше времени — было необходимо расконсервировать, разгрузить и подготовить вагоны к эксплуатации, восстановить эскалаторы и кабельное хозяйство. После завершения всех работ движение на этой линии было возобновлено только с 17 октября.

На деньги, собранные работниками метро, были построены три танка и бронепоезд «Московский метрополитен», принимавший участие в боях на Курской дуге. 21 марта 1943 года на площадке электродепо «Северное» состоялся митинг, посвященный передаче бронепоезда в действующую Красную Армию.

6 ноября 1941 года, накануне годовщины Октябрьской революции станция метро «Маяковская» стала центром столицы - её, как самую глубокую из существующих станций, выбрали для торжественного заседания Московского Совета, посвящённого 24-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, на котором на котором выступил Сталин.

В 1941 году в результате бомбардировок были повреждены Смоленский метромост, вестибюль станции «Белорусская», перегонный тоннель на участке «Смоленская» - «Арбатская» под театром им. Вахтангова. Все повреждения оперативно ликвидировались работниками метрополитена и Метростроя, и перерывы в движении поездов не превышали одних суток.

Строительство метрополитена в Москве возобновилось в декабре 1941 года. В январе 1943 года был введен в эксплуатацию участок длиной в 6,5 км от «Площади Свердлова» (сейчас - «Театральная») до «Завода имени Сталина» (сейчас - «Автозаводская», а через год, с 18 января 1944 года, открылось движение на семикилометровом отрезке от Курского вокзала до Измайловского парка. Несколько позже были открыты промежуточные станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Электрозаводская».

Во славу подвига советских метростроителей на станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская», «Семёновская», «Бауманская», «Электрозаводская» и «Партизанская» были установлены памятные таблички с текстом: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны».

ЗаключениеЧто касается функции Московского метрополитена как бомбоубежища, то исследователи расходятся во мнениях: одни считают, что она была заложена в его проект изначально, другие утверждают, что метро сыграло эту роль вынужденно. Впрочем, даже если верна вторая версия, это не отменяет глубины и надёжности сооружений столичной подземки, достаточных для защиты людей от авиаударов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

70-летию Великой Победы посвящается! Рассказ о моих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны70-летию Великой Победы посвящается! Рассказ о моих родных, которые воевали в годы Великой Отечественной войны Великая Отечественная война 1941-1945 г. оставила страшный след в истории нашей Родины!Буквально из каждой семьи на фронт уходили мужья,сыновья.

Квест-игра «По дорогам Великой Отечественной войны» к 75-летию Великой Победы Квест -игра «По дорогам Великой Отечественной войны»Цель: формирование у воспитанников знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ,.

Методический материал для педагогов к 75-летию Победы «В небе «Ночные ведьмы». Часть 2Методический материал для педагогов к 75-летию Победы «В небе «Ночные ведьмы». Часть 2 Я продолжаю свой рассказ о улицах, памятных местах и истории района, где я сейчас живу, посвященным Великой Отечественной Войне. Еще.

Методический материал для педагогов к Всемирному Дню почты «Московский Императорский почтамт»Методический материал для педагогов к Всемирному Дню почты «Московский Императорский почтамт» Вступление: 9 октября- Всемирный день почты. Давно я задумала к этому дню написать что-нибудь «почтовое». Тем более в этом году Почте.

Методический материал для педагогов. «Знакомство с Москвой. Английский клуб»Методический материал для педагогов. «Знакомство с Москвой. Английский клуб» "Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах" А. С. Пушкин Сегодня мы продолжим «Московские прогулки» в несколько необычном формате.

Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны»Конспект НОД «Родной город в годы Великой Отечественной войны» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Памятная церемония возложения гирлянды к мемориалу павшим героям в годы Великой Отечественной войны в селе Кагальник.Памятная церемония возложения гирлянды к мемориалу павшим героям в годы Великой Отечественной войны в селе Кагальник. В нашем детском саду с 3 декабря по 10 декабря в целях повышения эффективности патриотического воспитания проводится "Неделя Воинской Славы".

Сценарий викторины с презентацией для педагогов «Знаете ли вы героев Великой Отечественной войны?»Сценарий викторины с презентацией для педагогов «Знаете ли вы героев Великой Отечественной войны?» Викторина с презентацией для педагогов «Знаете ли вы героев Великой Отечественной войны? 1. Имя этого 19-летнего юноши стало нарицательным.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войныВстреча с ветеранами Великой Отечественной войны Великою победу одержал наш народ в великой отечественной войне 1941-1945 году. Нелегко досталось стране эта победа. Сегодня к нам в детский.

Встреча с ветераном Великой Отечественной войныВстреча с ветераном Великой Отечественной войны В рамках реализации мероприятий посвящённых 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. г. в Воронежской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический материал для педагогов «Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 17:06
+134Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический материал для педагогов «Московский Метрополитен в годы Великой Отечественной Войны»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Смирнова (УИ 304153) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД