Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов

Кристина Буторина
Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов

«Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов»

Цель: раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

1. Знакомство с темой выступления.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Вы знаете,у меня сегодня прекрасное настроение: я рада вас видеть, полна сил и желания работать вместе с вами. Приклеив красный лепесток, я обозначила свое настроение. А с каким настроением пришли Вы? Выберите лепесток, цвет которого совпадает с вашим эмоциональным состоянием, и приклейте его к сердцевинке нашей ромашки.

Давайте рассмотрим палитру нашего настроения.

Красные лепестки приклеили лидеры, те, кому не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.

Голубой лепесток говорит, что вы мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.

Зелёный цвет означает потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.

Надеюсь, что наша встреча позволит кому то получить яркие впечатления, кому то просто отдохнуть и снять усталость.

Как назвать деятельность, которую мы сейчас осуществляли?

САМООЦЕНКА

Тема моего выступления: «Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов»

Эпиграфом для своего выступления я взяла слова Евгения Доманского. научного сотрудника Института содержания и методов обученияРоссийской академии образования: «Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед» .

2. Актуальность темы.

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.

Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе обучения и воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент и называется самооценкой.

Вы замечали,как дети по-разному сдают тетради с контрольными работами или тестами: одни, выполнив задание, тщательно все проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, боясь выпустить ее из рук.

На замечание учителя : «Ты допустил ошибку в работе» - ученики реагируют также неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить.Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» - и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Как можно это объяснить?

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. Данные примеры говорят о разных уровнях самооценки обучающихся

Изменяется ли уровень самооценки с возрастом?

Характеристика самооценки учащихся автор Г. А. Цукерман

1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.

2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается, дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.

Существует множество различных форм оценивания и каждый педагог выбирает, свои метод, формы и приемы.

Все формыможно разделить на несколько групп:

По содержанию: устная и письменная.

По способам проведения: анкеты, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок и др.

По форме: фронтальная, индивидуальная, групповая.

По цели: оценка эмоционального состояния, нравственных, физических качеств, оценка деятельности и усвоения содержания учебного материала.

По типу урока: знакомство с новым материалом, промежуточная, итоговая.

Вам предложена небольшая картотека приемов формирования навыков самооценки, которую вы можете дополнить своими примерами.

Существует много различных методик и приемов формирования самооценки. Я остановлюсь на тех, которые использую в своей работе.Наиболее простым инструментом можно считать:

Данные методики и приемы использовались в 1 классе, в основном самооценка первоклассника строится на эмоциональном уровне, понравилось, не понравилось, могу / не могу, получилось/ не получилось.

Прием «Стрелочки»

Предлагается детям определить настроение в начале урока и показать соответствующий смайлик и стрелочку определенного цвета. И таким же образом оценивают свое состояние, настроение в конце урока, и с чем получилось легко справиться, что оказалось сложным.

Также из этой же серии, эмоциональное состояние считается прием

«Солнышко и тучка»

Если хорошее настроение, все было понятно на уроке, со всеми заданиями справились, то поднимают солнышко. Если вдруг, что то оказалось сложным, не получилось у ребенка ответить на несколько вопросов, то в данном случае поднимается тучка. И обязательно анализируем, что не получилось и по какой причине.

Во втором классе использую более сложные приемы,такие как:

«Корзина знаний»

Используется на уроках закрепление знаний или рефлексии, во время урока самые активные ребята наполняют корзину яблоками. И в конце урока она пополняется, но уже яблоки будут разного цвета в зависимости от активности на уроке и ответов.

Прием «Лесенка»

Инструкция: показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке.

При анализе работ обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.

1-4 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

5-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Прием «Линеечки»

После выполнения самостоятельной работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале. Вместе с классом договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа.На этот раз это три критерия: правильность, аккуратность и оформление работы классе на стенде висит образец критериев). На полях тетрадей ученики чертят три отрезка — линеечки с делениями,которые показывают уровень выполнения работы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П»«А» или «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы. Высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Я договариваюсь с детьми, за что ставится та или иная оценка, поэтому дети могут определить, какому уровню соответствует работа. Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки аккуратности и оформления работы. Оценивание включает ещ один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока.

Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это. Это методика в большей степени подходит для учащихся 3-4 классов.

«Самостоятельный ЁЖИК»

(для с/работы, теста).

Ребята, напишите на яблочках, которые собрал ежик, номера заданий,

с которыми вы справились самостоятельно.

А на яблочках, которые оставил, номера, в которых вам потребовалась помощь.

«Сосед по парте»

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

«Оценивание по критериям».

Ребята дают оценку выполненной работы своего соседа по парте, рассказчика стихотворения и т. д.

«Работа в группе»

По подготовленному листу, ребята оценивают свою деятельность, и всей группы. Принимают определенные роли в группе и выполняют ее до окончания урока.

Также формированию Адекватной самооценки помогает использование алгоритмов самооценивания. Данные алгоритмы разработаны для каждого класса, автор данной разработки ___

Представляю вашему вниманию «Алгоритм самооценивания для 1 класса».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать

ошибки)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).

Алгоритмы для 2-4 классов представлены на слайде.

За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:

- зная критерии учебной оценки, более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и воспринимают границы своих знаний;

- повысился уровень ответственности за учебную деятельность;

Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

Предлагаю выполнить несколько заданий для диагностики нашей самооценки.

Задание №1: Возьмите лист бумаги и заставьте его улететь как можно дальше.

Задание №2: нарисуйте на листе бумаги дом.

Задание 1 Самооценка:

1) Какое задание было дано?

2) Довольны ли вы полетом своего самолетика?

3) Почему?

4) Что нужно сделать в следующий раз?

Задание № 2. Взаимооценка рисунков.

А теперь оцените рисунок по таким критериям как

1. Фундамент – 1 балл

2. Стены -1 балл

3 Крыльцо, ступени –1 балл

4. Перила – 1балл

5. Дверь – 1 балл

6. Окно - 1 балл

7. Окно на чердаке – 1 балл

8. Водосточная труба – 1 балл

9. Труба на крыше дома – 1 балл

10. Трава или деревья возле дома – 1 балл

Максимальное количество баллов - 10 0-4 балла - «2»

5-6 баллов - «3»

7-8 баллов - «4»

9-10 баллов - «5»

Рефлексия по заданию:

Какие виды оценивания были применены?

Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?

Насколько отличались оценки и почему?

Какой из оценок вы остались довольны и почему?

В первом случае мы использовали формативное оценивание. Оно применяется для получения данных о текущем состоянии дел, отражает внутренний контроль качества и направлено для определения ближайших шагов в направлении улучшения методов и форм обучения.

(что сделано, как, получилось или нет, ошибки, что предстоит сделать.)

Если представить, что дети - это цветы …

Формативное оценивание - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

Формативноеоценивание осуществляется в виде качественного показателя: словесные высказывания о процессе и результате работы, эмоциональная реакция.

Сегодня на уроке я понял…

Я узнал больше о ….

Я понимаю ___ и могу объяснить

Я все еще не понимаю ___

Я не совсем уверен в ___

Я изменил свое отношение к….

Я удивился тому, что…

Я почувствовал …

Хотелось бы узнать…

Мне удалось….

Я могу себя похвалить за то, что…

Я не справился…

На следующем уроке я….

Итоговое оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Итоговое оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т. п.).Оценивание осуществляется в виде количественного показателя: отметка, баллы и т. п.

Если представить, что дети - цветы …

Итоговое оценивание – это просто их измерение. (высота цветка, ширина листьев, количество бутонов и т. д.) Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Такое оценивание осваивается детьми гораздо быстрее, так как при оценивании используются четкие критерии.

Итог

И хотелось бы закончить своёвыступление притчей : «Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Желаю вам, чтобы ваша работа приносила вам только удовольствие.

Публикации по теме:

«Безопасный интернет». Классный час для обучающихся 3–4 классов Классный час для обучающихся третьих – четвертых классов. Продолжительность 45 минут. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет.

«День Дружбы». Сценарий игры по станциям для обучающихся начальных классов День Дружбы – игра по станциямЦель: - способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми, сплочению коллектива; - формировать.

Игра для формирования здоровой самооценки у ребенка Игры необходимы ребенку для получения знаний, развития разнообразных умений и навыков, в том числе связанных с общением со взрослыми и сверстниками,.

Классный час для обучающихся начальных классов «Птицы — наши друзья» «Птицы - наши друзья» открытый классный час Пояснительная записка Данная методическая разработка может быть использована для проведения.

Методика преодоления лексико-грамматических нарушений у обучающихся начальных классов с ОВЗ Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии проводится в следующих направлениях: - уточнение и усложнение структуры предложения;.

Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведения в различных видах детской деятельности. Часть 2 Педагогические методы и приемы формирования культуры общения и поведения в различных видах детской деятельности. Задачи Познавательная.

Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.

Приемы обучения правилам техники безопасности учащихся начальных классов на уроках технологии В практике преподавания трудового обучения в начальных классах наибольшую потребность, в последние годы, учителя испытывают в освоении приемов.

Психологические основы формирования самооценки в дошкольном возрасте Выступление на ММО для педагогов-психологов ДОУ ЗМР РТ на тему "Психологические основы формирования самооценки в дошкольном возрасте"МБДОУ.

Занятие «Сказочное путешествие» для обучающихся начальных классов школы V вида (игра — путешествие) Занятие «Сказочное путешествие» для обучающихся начальных классов Автор: Савенкова Галина Владимировна, ГКОУ ЛО «.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов
Опубликовано: 28 октября 2019 в 14:56
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 апреля. Всемирный день искусства

Международный день искусства отмечается ежегодно, начиная с 2012 года. 15 апреля было выбрано датой торжества потому, что это день рождения знаменитого художника и изобретателя Леонардо Да Винчи. Нам всем...

14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

Фотоотчёт о изготовлении стенгазеты «Дружбой с детства дорожи!», в технике...
В нашей группе «Родинчок», прошёл среднесрочный проект «Умей дружбой дорожить», целью которого было научить детей дорожить дружбой, выявить друзей в группе....
Фотоотчёт ОД по рисованию «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»
Цель: формирование умения рисовать фигуру человека, передавать различие в величине взрослого и ребёнка. Задачи: - вызвать у детей желание передать в рисунке...
Сценарий праздника к 23 февраля «Мы — мужчины» для старшей группы 5–6 лет 2021 г
Ведущий: День нашей армии сегодня, И ей уже немало лет. Привет защитникам народа! Российской армии… Дети: привет! 1 ребенок: Чудесный праздник в...