Лучший педагог года

Семинар «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»

Наталья Батагова
Семинар «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»

Свой учительский путь я начала вместе со своими первоклашками в 2014 году. Каково же было мое удивление и недоумение, когда я столкнулась на уроках чтения с тем, что книга не вызывает у детей большого интереса, у них не развита достаточно речь, рассеяно внимание. Они не могут выражать свои мысли и чувства, у детей скудный запас слов. В моем классе дети разных национальных культур и из разных социальных слоев общества. Большинство из них не посещали ДОУ, а многие не видели книг вообще. А главное, они не любят читать. И для себя я решила, во чтобы то ни стало привить любовь своих воспитанников к книге. Таким образом и определилась тема для моего самообразования : «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках литературного чтения». Передо мной стала трудная задача: научить детей любить книгу. Ведь мы прекрасно понимаем, что от того как успешен ученик в чтении, зависят и его успехи по всем остальным предметам. И для этого я выбрала одним из видов внеурочной проектной деятельности театральный кружок «Закулисье» (Приложение №1). Ведь театральная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, развивает речь ребенка, учит выразительно пересказывать тексты,декламировать стихи, расширяет словарный запас ребенка.

Публикация «Семинар „Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой“» размещена в разделах

В своей работе я тесно сотрудничаю с сельской библиотекой. Мы проводим классные часы, литературные викторины (Приложение №2). Библиотекарь организовывает различные детские выставки, принимает участие в родительских собраниях (Приложение №3). На уроках и во внеурочное время я использую игровые технологи для развития речи и для улучшения техники чтения, такие как : загадки и кроссворды «Найди слова» (Приложение №4,, а также дети с удовольствием читают рассказы с картинками вместо слов (Приложение №5, тексты с «дырками»

(Приложение №6, тексты с «хвостами» (Приложение №7, «шиворот навыворт» (Приложение №8,составляют рассказы по картинкам (Приложение №9, из слогов слова (Приложение №10). Мы регулярно проговариваем чистоговорки (Приложение №11). В работе использую метод проблемного изложения материала, который дает возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них одноклассникам. Использую упражнения для скорочтения, разработанные учителями начальных классов с большим опытом работы, такие как: чтение чистоговорок шепотом и медленно, тихо и умеренно, а затем громко и быстро; чтение только согласных, чтение согласных только с одной гласной ( например: БАТАМАПАВАЧАФАКАНАШАЛАЖАЗАЦАСА….,складывание слов из половинок. Использую упражнения из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко, упражнения из системы Заика Е. В., Нечаева Н. В., Кудина Г. Н, пытаемся читать перевернутые тексты (Приложение № 12). Кроме того, чтение по ролям способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, умению слышать друг друга и работать в команде. Использую метод предвосхищения событий (по иллюстрации к тексту, по названию); наводящие вопросы, которые помогают добиться связанного восприятия текста («клиповое мышление» у современных детей). В конце учебного года, я предлагаю детям список произведений для летнего чтения (Приложение №13).

Сегодня есть у нас опасения,что у чтения появляются серьезные конкуренты, формируется новое поколение-мультимедийное, пользующееся популярностью у детей. К сожалению, из-за понятных финансовых проблем,глубинка не располагает материальной возможностью противостоять бездумным играм «электронного века чтения», на сегодняшний день предпочтение отдается традиционной стратегии чтения-как главной, изначальной миссии школы. Книга, хотя она и неживая, говорит с нами о разных странах, временах, судьбах. Каждый год я совершенствую свою работу, понимая, что без изюминок не обойтись, иначе уроки превратятся в сухие мероприятия для галочки, использую самые разные формы работы. Здесь и содержательные викторины, познавательные экскурсии в библиотеку, увлекательные игры, поучительные беседы. Время диктует нам свои правила подхода и к традиционным для школ формам работы -урокам. Современный урок-это не просто сухое чтение или пересказ, а сочетание литературы, театральных декораций, эффектов, презентаций, которые помогут привлечь внимание детей и нагляднее раскрыть содержание текста.

Анализируя свою работу, можно сказать, что я двигаюсь в правильном направлении. За время моей работы более половины детей стали читателями сельской библиотеки, техника чтения улучшилась, дети стали выразительнее читать, осознавая смысл прочитанного, увеличился словарный запас. Кроме того, дети участвуют в конкурсах чтения стихов, в олимпиадах. С начала работы по данному направлению мы проводим акцию «Читаем-рисуем», где дети рисуют сюжеты из прочитанных книг.

Ребята стараются быть похожими на положительных героев из добрых сказок и рассказов. Научившись пересказывать тексты и познакомившись с их разными видами, мы приступили к написанию изложений и сочинений.

Публикации по теме:

«Мир сказок» сценарий конкурса для младших школьников. Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Тисульского района «Мир сказок» сценарий конкурса.

Адаптация младших школьников средствами музыки Начало обучения в школе является одним из наиболее значимых и сложных моментов в психологическом, социально-педагогическом, а так же физическом.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС Тема: «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» СОДЕРЖАНИЕ 1. Актуальность метода.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Из опыта работы «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на.

Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений» «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения.

План работы по самообразованию на 2016–2017 год «Формирование связной речи детей через театрализованную деятельность» План работы по самообразованию на 2016 -2017 уч. г. воспитателя логопедической группы Дмитриевой Галины Николаевны I квалификационная категория.

Праздник для младших школьников «Осенняя полянка» казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» Сценарий праздника для младших школьников.

Сообщение из опыта работы на тему «Формирование ФЭМП в младшем возрасте через дидактическую игру» Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в.

Нарушение письменной речи у младших школьников Речь - это одна из важных высших психических функций человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Письменная речь - одна из видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 22:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД