Сообщение из опыта работы на тему «Формирование ФЭМП в младшем возрасте через дидактическую игру»

Эльмира Исатова
Сообщение из опыта работы на тему «Формирование ФЭМП в младшем возрасте через дидактическую игру»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие элементарных математических способностей.

Элементарные математические навыки уже в младшем возрасте обладают уникальным развивающим эффектом. Они способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Как известно основными задачами в развитии ФЭМП в младшей группе является умение детей определять:

слайд 3

-Количество

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов: много – один (один – много, много – мало (мало – много).

-Величину

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом —маленький домик, большая матрешка– маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т. д.).

-Форму

Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

- Умение Ориентироваться в пространстве

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, туалетную и другие комнаты.

- Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Ход работы

Я работаю в группе раннего возраста, по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы».

За время работы и обучения детей Фэмп я пришла к выводу, что в развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Образовательная область «Познание», и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. А обучение элементарным математическим способностям детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.

Игры на развитие элементарных математических способностей рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Чтобы повысить показатели по формированию элементарных 

математических представлений детей, я поставила перед собой цель, 

разработала задачи. Изучив необходимую литературу, я узнала о своеобразии дидактических игр, их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей: игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, результат или оценка.  

Cлайд 3

Дидактические игры которыми пользуюсь я в своей работе я, делятся по характеру используемого материала на игры с предметами, настольно - печатные и словесные. Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, я применяла такие виды работы, как совместная игра-забава, выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого; использовала такие приёмы, как показ действий с предметами, обучение целесообразным действиям с данными предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание.  

Зная о том, что мышление ребёнка носит наглядно-действенный характер, различение параметров величины предметов и фигур в играх я осуществляю с помощью практических действий: приложения, наложения, ощупывания, группировки на два признака: величину - форму.

Для игр подбираю знакомые игрушки, чтобы детям они были знакомы. Игры хороши тем, что предполагают принцип добровольности и самостоятельного выбора.

Слайд 4

В группе есть такие игры:

-Найди такой же

-На что похоже

-Бабочка

-Большой маленький

-Геометрический поезд

-Гномики и домики

- Скажи сколько

-Разноцветная посуда

-Противоположности

Все дидактические игры провожу по правилам- если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, я даю детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, я показываю все приемы работы и детально разъясняю последовательность действий. При этом мои объяснения предельно четкие, ясные, конкретные, доступные восприятию маленького ребенка. Потому что если я буду говорить торопливо, то дети перестанут меня понимать и начнут отвлекаются. Наиболее сложные способы действия я демонстрирую 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. По такому принципу я провожу игры

Слайд 5 «Геометрический поезд» учимся находить картинку по форме,

Слайд 6

«Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах зрительно и на ощупь.

Слайд 7

Играя в игру «Кружок и квадратик», знакомлю детей с основными геометрическими фигурами. я учу сравнивать пары фигур (круг и квадрат) .Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.

Слайд 8

Дидактическая игра «Разрезные картинки» позволяет мне формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорю детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.

Слайд 9

В дидактической игре «Украсим елочку» дети учатся подбирать предметы, обозначающие цвет, по слову. Я рассказывала детям о том, что скоро праздник Новый год. Все будут наряжать елки. Елка будет и у нас в группе, но не настоящая, а игрушечная. Мы ее сами нарядим, но есть одно условие: шар будете вешать того цвета, который я назову. Дети наряжают елку сначала разноцветными шарами, а затем и разноцветными игрушками. В данной игре развиваются не только познавательные, но и речевые способности детей: дети называют игрушку, которую берут и ее цвет. Или же после того, как елка украшена, дети перечисляют, какого цвета игрушки на елке.

Слайд 10

Дидактическая игра «Большой –маленький» помогает различать одинаковые предметы, изображения по величине.

Слайд 11

Дидактическая игра «Один -много» помогает мне познакомить детей с понятием один -много, учить подбирать пары картинок по этому признаку, учить подбирать заданное количество предметов- один, много.

Читая книги, мы различали их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и, наоборот, с мышки. Вспоминаем пространственные отношения персонажей: Дед стоит впереди, за дедкой бабка и т. д

Слайд 12

Так же закрепляем умение различать геометрические фигуры и количество читая сказку «Теремок» происходит это так:

Стоит в полянке теремок-теремок, он не низок невысок, невысок. На что похож сам домик? (Ответы детей: на квадрат).

На что похожа крыша теремка (Ответы детей: на треугольник).

На что похожи окна в теремке? (Ответы детей: на круги). Сколько окон в теремке? (Ответы детей: много).

Вот по полянке мышка бежит? Сколько мышек (Ответы детей: одна).

У дверей остановилась и стучит, никто ей не ответил и стала она жить в теремке.

Вот по полянке лягушка скачет? Сколько лягушек скачет? (Ответы детей: одна).

У дверей остановилась и стучит, мышка позвала её к себе жить.

Вот по полянке зайка скачет? Сколько зайчиков скачет? (Ответы детей: один).

У дверей остановился и стучит, позвала лягушка зайку в теремок.

Вот по полянке лисичка бежит? Сколько лисичек бежит? (Ответы детей: одна).

У дверей остановилась и стучит, позвал зайка лисичку в теремок.

Вот по полянке волк бежит? Сколько волков бежит (Ответы детей: один).

У дверей остановился и стучит, позвала лисичка волка в теремок.

Вот по полянке медведь идёт? Сколько медведей идёт по полянке? (Ответы детей: один).

У дверей остановилась и стучит, позвал волк медведя в теремок.

Сколько животных оказалось в теремке? (Ответы детей: много).

А как получилось их много (Ответы детей: 1 мышка, 1 лягушка, 1 зайка, 1 лисичка, 1 волк, 1 медведь и получилось много).

Стали они дружно жить в теремке.

Работая с детьми младшего возраста я сама всегда включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Я вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

Слайд 13

Я учу собирать из 3-5 колец разноцветные пирамидки, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания возрастания, выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т. д.

Слайд 14

Учу нанизывать на штативы различные фигуры.

Слайд 15

Разбирать и собирать игрушки вкладыши, блоки/

Слайд 16

Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Мы с детьми группируем посуду по цвету, величине, сравнивали, чашки и блюдца. Всегда обращаю внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые.

Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. Упражняю детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т. п.).

Слайд 17

Работа с родителями. Для улучшения игровой деятельности детей, я веду работу с родителями, беседую с ними. В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учета их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, никак не руководят детскими играми. Проанализировав эти недостатки, я помогаю родителям советом как создать условия для игр детей, какие игры, игрушки нужны детям для формирования ФЭМП. Для пропаганды педагогических знаний я использую письменные консультации.

-Фэмп для малышей

-Первые шаги в математике

-Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста».

-ФЭМП – это интересно

Результативность. Используя такой подход к работе в формировании ФЭМП в течении года я замечаю, что мои воспитанники проявляют высокую познавательную активность, задают много разнообразных вопросов об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети стали пользоваться разнообразными обследовательскими действиями: группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; составлять целое из 2-3частей;

Сейчас я планирую еще пополнить свою группу новым дидактическим материалом, но уже можно сказать, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить элементарные математические навыки. В мае я проведу диагностику по данной теме. Надеюсь, что результаты значительно улучшатся по сравнению с началом года. И тогда поставленные задачи будут выполнены, цель достигнута.

Обучая маленьких детей через игру, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.

Прикреплённые файлы:

cobschenie-iz-opyta-raboty-na-temu_5ko6k.pptx | 5507,07 Кб | Скачан: 81
 
Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте .

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Из опыта работы «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на.

Из опыта работы «Формирование представлений о растениях, о их взаимосвязи с внешней средой через наблюдения в природе» Из опыта работы «Формирование представлений о растениях, о их взаимосвязи с внешней средой через наблюдения в природе и дидактические.

Как создать дидактическую игру Электронная дидактическая игра «Презентации MicrosoftPowerPoint» с использованием триггеров. 1. На рабочем столе кликнуть правой клавишей.

Проект Тема: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру» Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. Введение Сенсорное.

Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы)Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы) В 2013 году была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов.

Развитие математических представлений у старших дошкольников через дидактическую игру «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ» (слайд 1) Составитель воспитатель Савина Н. В.

Реализация ФГОС в раннем возрасте через дидактическую игру в разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Реализация ФГОС в раннем возрасте через дидактическую игру в разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (сенсорное.

Сообщение из опыта работы на тему «Работа с родителями по воспитанию у детей любви к природе». В. Сухомлинский учил: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы на тему «Формирование ФЭМП в младшем возрасте через дидактическую игру»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 20:01
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о беседе «20 января 1921 г. образование Республики Дагестан»
Цель: Привить детям чувство любви к родному краю; воспитание патриотизма. Пробудить интерес к истории родного края. Приобщать детей к прекрасному, к...
Стенгазета «Счастье-это…» в старшей группе
Простая истина — счастье внутри нас, иногда забывается и теряется в суете наших будней. А ведь смысл счастья — в моменте, умении ухватить его в суете и...
Итоговая контрольная работа «Встречи со знаменитыми композиторами — И. С. Бах» в 4...
1 четверть Ответь на вопро сы: 1. Назови годы жизни и смерти композитора________________________________ 2. В каких жанрах работал И. -С. Бах?...
Лэпбук «В ожидании Нового Года»
В ожидании новогодних утренников все активно готовятся к праздникам. Поэтому, моя задача, не нагружать детей новыми знаниями, а закреплять то, чему уже...
Мастер-класс «Вязаное печенье «Орео» для сюжетно-ролевых игр
Мастер-класс «Вязаное печенье «Орео» для сюжетно - ролевых игр. Наталья Пугач Здравствуйте, уважаемые коллеги. Успешность сюжетно-ролевой игры, зависит от...