Байрта Сахранова
Реализация ФГОС в раннем возрасте через дидактическую игру в разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация ФГОС в раннем возрасте через дидактическую игру в разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (сенсорное развитие)
Подготовила: Сахранова Б. А.
Элиста, 2016
Тема моего выступления «Реализация ФГОС в раннем возрасте через дидактическую игру в разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (сенсорное развитие).
Публикация «Реализация ФГОС в раннем возрасте через дидактическую игру в разделе „Развитие познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Ключом развития познавательных способностей ребенка является его личный опыт в – все зависит от стимуляции в первые три годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
• Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
• Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
• Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)
Направления моей работы:
• Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
• Обучение способам обследования предметов
• Развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина)
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.
Работая в группе раннего возраста, я уделила большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через игры с дидактическим материалом. После отбора необходимого содержания из дошкольных методик, мною был составлен примерный перспективный план игр-занятий с дидактическим материалом, который охватывает все программные требования по сенсорному развитию детей в соответствии требования ФГОС и программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксе, Т. С. Комарова, м. А. Васильева.
Работая в первой младшей группе, я составила примерный перспективный план по предметно-игровой деятельности, куда входят игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Само слово «игра» используется условно как характеристика времени, отведенного на специальную работу с детьми. За время такой игры часто провожу смену форм и видов деятельности, которые связаны сюжетной линией или действующим персонажем, что позволяет удерживать внимание детей. В игру входит 2-3 игровых упражнения.
Основные игры, используемые мною в работе по сенсорике - это, конечно, дидактические игры. Эти игры представляют собой разновидность игр с правилами, которые специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. В своей работе по формированию сенсорных эталонов детей широко использую следующие виды дидактических игр :
• Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д.).
• Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения.
• Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей
своей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
• Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.
• Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».
• Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (цвет).
Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают сам процесс обучения более занимательным, эмоциональным. У моих малышей повышается произвольное внимание детей, создается предпосылка более глубокого овладения знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Именно поэтому игру использую как средство воспитания коллективных взаимоотношений между детьми, формирую навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. В соответствии с требованиями ФГОС в своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:
Принцип дифференцированного подхода
Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
Принцип сотрудничества
Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же справишься».
Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.
Принцип вариативности
Работу вне «занятий» или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др. В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.
Мною подготовлены консультации для родителей «Как ребенок познает мир», «Малыш и его игрушки», «12 игр на цвет», которые оформлены в виде папок и предоставлены для изучения родителям. Проведено родительское собрание на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста», организовала выставку дидактических игр и пособий по предметно - игровой деятельности, которые можно не только приобрести в магазине, но и сделать своими руками. Например: «Разложи по цвету», «Посади бабочку на цветок», «Подбери пару», «Собери бусы», «Большие и маленькие», «Прищепки» и др., также были продемонстрированы видеозаписи занятий «К нам приехал паровозик» (по предметно-игровой деятельности, «Степашка в гостях у детей», «Играем с машиной и мишкой» (по развитию сенсорных способностей). Данная работа позволяет моим воспитанникам в дошкольном возрасте реализовать свои знания сенсорных эталонов о цвете, форме, величине в повседневной жизни, делает их любознательными, способствует развитию познавательных способностей.