МААМ-картинки

Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Мария Ишнязова
Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: определить пути совершенствования в организации экспериментальной деятельности с дошкольниками; выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

2. Проанализировать уровень организации работы по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ.

3. Продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства.

Публикация «Педагогический совет „Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования“» размещена в разделах

4. Активизировать деятельность педагогов в организации условий для детского экспериментирования.

Теоретическая часть.

1. Выступление заведующего ДОУ

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается учеными с позиции структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности и предстает как своеобразное проявление природного, социального и индивидуального.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Имеет смысл культивировать в детском саду исследовательскую деятельность, имеющую основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка. Конечно, ребенок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

2. Сообщение воспитателя младшей группы на тему: «Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте».

3. Сообщение воспитателя средней группы на тему: «Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте».

4. Отчет старшего воспитателя по итогам тематической проверки: «Состояние воспитательно-образовательной работы по созданию условий для экспериментирования детей дошкольного возраста».

Справка по результатам тематического контроля

Цель: Выяснить состояние работы с детьми по организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.

1. Оценка развития детей.

Анализ диагностических карт развития интегративных качеств: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные, личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, показал:

1младшая 2 младшая

Смешарики 2 младшая

Почемучки Средняя Старшая Подготовит.

Высокий уровень 3 29 39 26 67 82

Средний уровень 54 53 57 56 33 18

Низкий уровень 43 18 4 18 0 0

По итогам диагностического обследования было выявлено:

высокий уровень - 41%; средний – 45%; низкий – 14%.

Исследовательски-активным считается такой ребёнок, который проявляет целеустремлённость в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы.

Беседы с детьми показали, что им нравится работа в центрах экспериментирования, некоторые в домашних условиях занимаются опытной деятельностью. Однако у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов, только память о том, что делали с воспитателем. Некоторые дети деятельность экспериментирования путают с игрой.

В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью было отмечено, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. Дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес у детей выражен недостаточно.

2. Оценка профессионального мастерства воспитателя

Оценка профессионального мастерства педагогов проводилась через наблюдения и посещения образовательной деятельности. В ходе наблюдений было установлено, что ООД во всех возрастных группах проводится в соответствии с расписанием НОД. Воспитатели ДОУ в своей работе чаще всего используют готовые конспекты занятий из методического пособия «Комплексные занятия в ДОУ» под редакцией Н. Е. Вераксы. В ходе проверки была посещена НОД у воспитателей: Савенко В. Н., Тимакова Л. В., Береговенко О. С., Тагирова Р. Р., Грунина И. А., Твердохлебова О. А. Все педагоги к проведению НОД были готовы, занятия соответствовали возрасту детей и календарному планированию, формы проведения НОД были разнообразными: игры-путешествия, викторины. Хочется отметить воспитателя старшей группы Савенко В. Н., которая творчески подошла к написанию конспекта НОД и применяла ИКТ. В ходе наблюдений за действиями воспитателей в процессе ООД было отмечено следующее: все педагоги владеют достаточным теоретическим багажом знаний о формировании элементарной поисково-исследовательской компетентности у дошкольников, кроме воспитателя, который не смог продемонстрировать свои знания и умения на практике: Грунина И. А. (тема НОД не соответствовала теме проверки).

3. Оценка создания условий в группах

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. В ходе проверки создания условий для познавательно-исследовательской деятельности было выявлено, во всех группах созданы центры экспериментирования. В ходе беседы с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования. Во всех группах на основе анализа реализуемой комплексной программы «От рождения до школы» разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование, однако не во всех указана форма фиксация результата эксперимента. Следовательно, в этой части картотеки нуждаются в доработке. Интерес представляют картотеки в группах «Смешарики» ( воспитатели: Твердохлебова О. А., Грунина И. А, «Звездочки» ( воспитатели: Тимакова Л. В., Малова И. Л).

Однако выявлено, что содержание уголков экспериментирования не в полной мере соответствует возрастным требованиям дошкольников. Оборудование во 2 младших группах «Смешарики» и «Почемучки» расположено хаотично и бессистемно. В средней и подготовительной группах разделение оборудования частичное. Во всех группах отсутствуют приборы для измерения массы и времени, лупы. В младших, средней, подготовительной группах не предусмотрено использование детьми спецодежды для проведения экспериментов и опытов. Недостаточно внимания уделяется применению демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности. Не в полной мере педагоги занимаются ведением соответствующей документации: карточки-схемы проведения экспериментов и опытов имелись только в старшей группе. Во всех группах, кроме старшей и подготовительной отсутствует фиксация результатов.

С целью определения популярности и степени использования детьми оборудования мини-лабораторий, использовали метод наблюдения за самостоятельной деятельностью дошкольников. В процессе наблюдения выявлено, что часть детей не проявляют интерес к содержимому лаборатории в самостоятельной деятельности, часть детей использует оборудование не по назначению. Таким образом, в самостоятельной деятельности дошкольников экспериментирование не находит отражение.

4. Оценка планирования работы.

Анализ планирования работы по элементарному экспериментированию свидетельствует о недостаточном планировании работы в течение дня в данном направлении. Планируется работа по наблюдению веточек деревьев и кустарников, зарисовки наблюдений за ростом лука в разных условиях, наблюдения за свойствами снега, льда, воды и так далее. Данная работа в основном планируется на прогулке и на ООД. Следует отметить регулярное планирование по экспериментальной деятельности в старшей группе «Непоседы», во 2 младшей группе «Почемучки». В остальных группах работа в данном направлении проводится в не полном объеме.

5. Работа с родителями по данной проблеме.

Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников проводится в основном через консультации.

В ходе проверки в группах ДОУ был проведен смотр-конкурс стенда для родителей «Все интересно, что неизвестно». Было установлено, что во всех группах имеются, 1 младшей группы, в приемных была представлена наглядная информация. В подготовительной и во 2 младшей группе «Смешарики» информация для родителей интересно и красочно оформлена, доступна для просмотра и чтения, практического использования. Во всех группах оформлена фотовыставка для родителей. В группах ДОУ прошли родительские собрания по данной теме, во 2 младшей «Смешарики» с показом ООД. Протоколы родительских собраний оформлены правильно, грамотно.

В ДОУ проведено анкетирование родителей по теме: «Детское экспериментирование в семье», было опрошено 38 родителей, которым были предложены вопросы и получены следующие ответы:

1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

- 23 родителя (60,%) ответили, что любит узнавать новое из разных источников;

- 15 родителей (39,5%) ответили, что пробует создавать новое из обычных предметов, веществ.

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

- с водой – ответили 24 родителя (35,3%);

- моющими средствами – ответили 6 родителей (8,8%);

- стеклами – ответили 6 родителей (8,8%);

- бумагой – 23 родителя (33,8%);

- тканью – 9 родителей (13,3%).

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

- Часто – 12 родителей (32%);

- Редко – 9 родителей (24%);

- Всегда – 7 родителей (18%);

- Никогда – 3 родителя (8%);

- Ничего не ответили – 7 родителей (18%).

4. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию :

- проявляю заинтересованность, расспрашиваю – 15 родителей (30%);

- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю – 13 род. (26%);

- сотрудничаю – 22 родителя (44%);

- другие методы – (0%).

5. Какое из наиболее ярких открытий для самого себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

Ответы родителей были разнообразными: превращение снега в воду, где находиться воздух, свойства воды, ветки березы в воде, эксперимент с железной рудой, закипание воды без огня, исчезновение звезд при свете дня, движение облаков по небу.

6. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок?

- любознательностью – 19 родителей (46,3%);

- познавательной активностью – 22 родителя (53,7%);

- чем-то другим – 0%.

7. Что вам больше по душе:

- когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир – 9 родителей (25,7%);

- при тесном взаимодействии с родителями – 26 родителей (74,3%).

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:

- работа педагогического коллектива детского сада по развитию познавательно-исследовательской деятельности ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты.

Практическая часть.

1. Тест «Что я знаю о познавательно-исследовательской деятельности детей.

№ Вопрос Варианты ответов

1. Выберите из предложенных видов - эксперименты для детей 2-3 лет. Игры с водой (Тонет - не тонет)

Эксперименты с магнитом

Эксперименты с почвой

Извлечение звуков

Исследование поверхности предметов

2. Какие интегративные качества формируются у ребенка в процессе экспериментирования? Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками.

Любознательный, активный.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

3. Отличительная особенность в познании детей 2-4 лет? Вижу - действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями.

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

4. Выберите из предложенных - формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет?

Наблюдение

Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Отгадывание загадок

Беседа

Создание коллекций, музеев

Проектная деятельность,

Проблемные ситуации

Подвижные игры

Дежурство

5. Назовите объекты познания для детей 3-4 лет. Рукотворный мир

Мир неживой природы

Мир живой природы

Предметы своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание

6. Выстроите последовательность детского экспериментирования : выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения.

5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

5. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

2. Обмен опытом: презентация опытно-экспериментальной деятельности всех возрастных групп.

3. Подведение итогов конкурса «Все интересно, что неизвестно».

Решение:

1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, самостоятельной деятельности.

3. Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ, книгами познавательного характера, атласами, обеспечить свободный доступ детей к материалам.

4. Администрации ДОУ приобрести недостающее оборудование для организации познавательно-экспериментальной деятельности воспитанников.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебные пузыри» Цель: развитие экспериментальной деятельности, активизацию и обогащение словаря, развитие познавательно -исследовательской деятельности.

Гербарий — деревья на участке детского сада. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеГербарий — деревья на участке детского сада. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Конспект познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема. Гербарий – деревья на участке детского сада. Цель:.

Педагогический совет «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Корягина Ольга Васильевна., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Берёзка» города Алатыря Чувашской Республики Цель: повысить значимость.

Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников»Педагогический совет «Познавательное развитие дошкольников» Педагогический советТема:«Познавательное развитие дошкольников»Место проведения: МБДОУ «Детский сад №2» Дата проведения: 20.04.2016г. ЦЕЛЬ:.

Педагогический совет. Самореализация и развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Аналитические отчеты педагогов по работе.

Педагогический совет «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада» Педагогический совет Тема: «Метод проектов в образовательной деятельности детского сада Цель: совершенствовать освоение технологии проектной.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования (фотоотчёт)Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования (фотоотчёт) Использование экспериментирования развивает потенциал самих воспитанников. Побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению.

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраст» (оформление документации) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №___" Приказ. 03.2016г. г. Троицк № О проведении семинара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Опубликовано: 21 июня 2016 в 07:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ишнязова (УИ 119038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД