Приложение МААМ

Методический семинар «Развитие сенсорного восприятия детей 2–4 лет в изобразительно-речевой деятельности»

Юлия Аверьянова
Методический семинар «Развитие сенсорного восприятия детей 2–4 лет в изобразительно-речевой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый период детства важен. Время, благоприятное для развития определенных психических функций и форм поведения, но бесполезно упущенное, впоследствии нельзя наверстать, ведь сензитивные периоды проходят, уступая место другим. Поэтому так важно с раннего возраста создавать психолого-педагогические условия, соответствующие детской природе и образовательным потребностям детей.

Основой развития ребенка раннего возраста является его взаимодействие с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др., которое формирует систему восприятия.

Публикация «Методический семинар „Развитие сенсорного восприятия детей 2–4 лет в изобразительно-речевой деятельности“» размещена в разделах

Обратимся к понятию «восприятие». Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие – это сложный процесс, протекающий в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится, речью (называем предмет восприятия, чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем, волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

Одной из важнейших особенностей восприятия является то, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь.

В процессе работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста я обратила внимание на то, что при осознании педагогами важности и необходимости всестороннего, комплексного развития ребенка, в действительности природная любознательность и стремление детей 2-4 к познанию мира в условиях дошкольного учреждения сталкивается с упрощенной и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях. Визуальные наблюдения и преобладание словесных описаний в процессе образовательной деятельности лишает детей возможности приобрести собственный чувственный опыт, который и является основой познания.

Важным также является и то, что процесс развития сенсорного восприятия не может полноценно осуществляться в отрыве от речевого развития. В реальности же непосредственно – образовательная деятельность с детьми 2-4 лет осуществляется в форме отдельных занятий по художественному творчеству, чтению художественной литературы, коммуникации, познанию, т. е. задачи речевого и сенсорного развития решаются в отрыве, слабо прослеживается интеграция образовательных областей, а в современных условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования принцип интеграции необходимо соблюдать во всех видах деятельности с детьми.

Данное противоречие и актуальность обозначенной проблемы побудили меня к поиску новых, эффективных форм работы с детьми 2-4 лет по развитию сенсорного восприятия. Изучив работы В. И. Волынкина, А. В. Запорожца, В. И. Ядэшко, И. А. Лыковой, методические пособия Т. Г. Казаковой, Е. А. Дубровской, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. Б. Косминской, Н. Б. Халезовой, Н. П. Саккулиной, Н. Г. Третьяковой, Р. М. Чумичевой, я определила, что наиболее эффективно задачи сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста будут решаться в художественной и речевой деятельности на основе межпредметных связей.

Целью моего педагогического исследования стала разработка системы образовательной работы по развитию сенсорного восприятия детей 2-4 лет в изобразительно-речевой деятельности с использованием нетрадиционных техник.

Почему я остановилась на нетрадиционных техниках изодеятельности? По моему мнению, нетрадиционные материалы: лоскутки разнообразной по фактуре ткани, различная крупа, ватные диски, кусочки рваной бумаги, необычный пластилин и т. д. – очень хорошо служат для развития тактильной чувствительности, сенсорной системы ребенка. С их помощью легко создать объемный, понятный детям образ, ведь у малышей еще очень слабо развита мелкая моторика, координация движений пальцев. Кроме того, педагогу легко разработать конспект непосредственно образовательной деятельности, подобрав поделку к речевому материалу.

Задачи:

1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования знакомых предметов (игрушки, посуда, одежда и т. д., умение рассказывать об увиденном сложным предложением.

2. Учить детей узнавать изображенные на рисунке, аппликации, в поделке знакомые предметы и явления окружающего мира, называть их и некоторые их признаки (холодный, большой, мокрый и т. д.);

3. Побуждать детей создавать по подражанию педагогу художественный образ элементарных предметов и явлений (дождик, тучка, снеговик, ежик, цыпленок и т. д., являющихся частью окружающего мира, заучивать песенки и стишки о них;

4. Интегрировать образовательные области «Художественное творчество», «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» для решения задач сенсорного и речевого развития.

Целевыми ориентирами (образовательными результатами) своей работы по развитию сенсорного восприятия детей 2-4 лет в изобразительно-речевой деятельности я определила следующие показатели, разработанные на основе ФГОС ДО:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в сотворчество с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, проявляет инициативу и самостоятельность;

- владеет активной речью - может использовать речь для построения высказывания в ситуации общения, выражения своих мыслей и впечатлений, отражает в речи зрительные впечатления;

- наблюдает за художественной деятельностью воспитателя и активно подражает ему в движениях и действиях;

- проявляет интерес к стихами, песням и сказкам, рассматриванию картинок, иллюстраций детских художников, эмоционально откликается на произведения искусства;

- стремится к созданию из разнообразных материалов эмоциональных и ярких образов, сопровождает свои действия речью.

Итак, каким же образом я построила работу по развитию восприятия и творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения?

Непосредственно образовательную деятельность с детьми я строю на основе интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Интегрированная образовательная деятельность - это специально организованное образовательное событие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Частым героем наших встреч с детьми является Цветик – разноцветик – игровой персонаж (кукла, который рассказывает детям потешки, песенки, сказки и побуждает малышей к деятельности такими стимулами, как просьба о помощи, изготовление подарка, игра.

Сюрпризный момент очень нравится детям, для них наша совместная образовательная деятельность – это увлекательная развивающая игра : дети с удовольствием повторяют потешку, песенку, инсценируют сказку, наблюдают за показом настольного или кукольного театра, а затем занимаются изобразительной деятельностью : лепкой, аппликацией, рисованием. Если материал объемный, то я разделяю его на две части, между которыми делаю перерыв на подвижную, пальчиковую игру.

На начальном этапе непосредственно образовательную деятельность провожу по подгруппам, со второго полугодия в первой младшей группе – со всеми детьми одновременно (но не более 15).

Для комплексного решения задач речевого и сенсорного развития детей я подбираю произведения русского фольклора (песенки, потешки, заклички); фольклор народов мира (стихотворения, песенки, сказки, произведения поэтов и писателей России, рекомендованные для детей 2-4 лет. Так, по мотивам немецкой песенки «Три веселых братца» мы с ребятами играли в подвижную игру, а затем я с помощью игрушки Цветика-разноцветика познакомила детей с «веселыми братцами» - кисточками, которые дружат с красками и показала, как братцы-кисточки рисуют полоски. Дидактическое упражнение «Устроим кукле комнату» завершилось изготовлением лоскутного одеяла из фантиков от конфет, рассматривание курицы и цыплят сопровождалось дидактической игрой «Вышла курочка гулять», а затем мы с ребятами делали аппликацию «Цыплята» с помощью пшена.

В декабре 2014 года мною проведен практикум для родителей по сенсорному и речевому развитию детей с использованием нетрадиционных техник – дети рассказывали стихотворения про елочку, а затем в процессе моделирования родители с детьми создавали образ елочки на шаблоне, используя для этого комочки пластилина, полоски мишуры, блестящие махровые шарики. Результат такого сотворчества – нарядные елочки – были направлены на Всероссийский творческий конкурс «Елочка – красавица», все дети получили дипломы. Для каждого образовательного события я тщательно подбираю музыкальные произведения, которые помогают создавать нужную эмоциональную атмосферу в группе во время совместной деятельности с детьми.

Программа развития сенсорного восприятия детей в изобразительно-речевой деятельности «Цветик – разноцветик» для детей 2-3 лет повторяется с усложнением задач и расширением содержания а процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми 3-4 лет.

Для оценки эффективности проведенной работы я провожу педагогическую диагностику индивидуального развития воспитанников в соответствии с критериями развития детей раннего возраста (когнитивное развитие, тонкая моторика). В ходе образовательного процесса обращаю внимание на то, как происходит усвоение детьми техники рисования, лепки, аппликации, как развивается умение ориентироваться в формах, величинах, появляется желание создавать художественные образы знакомых предметов. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что на протяжении двух лет, в течение которых программа «Цветик – разноцветик» реализауется в работе с детьми 2-3 и 3-4 лет, отмечаются высокие показатели детского развития по образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» : 2012-2013 учебный год – 91%, 2013-2014 год – 94%.

Программа развития сенсорного восприятия детей 2-4 в изобразительно-речевой деятельности «Цветик – разноцветик» может использоваться в качестве дополнительной образовательном процессе первой младшей группы, или интегрироваться в свободную деятельность.

Программа не требует создания дорогостоящей развивающей среды. Предметно-развивающая среда группы должна быть подобрана и отвечать требованиям ФГОС дошкольного образования.

Результаты диагностики показывают, что предложенная система работы доказала свою эффективность и может использоваться в образовательном процессе ДОУ

Публикации по теме:

Консультация для родителей: «О взаимосвязи мелкой моторики рук и речи». Что же следует сделать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным? Ответы на эти.

Развитие двигательной активности детей раннего возраста Развитие двигательной активности детей раннего Развитие двигательной активности детей раннего возраста Дети раннего возраста в силу ряда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический семинар «Развитие сенсорного восприятия детей 2–4 лет в изобразительно-речевой деятельности»
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 12:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методический семинар «Развитие сенсорного восприятия детей 2–4 лет в изобразительно-речевой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Аверьянова (УИ 260786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД