Приложение МААМ

Методическое пособие «Организация краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Наталья Роздорожнюк
Методическое пособие «Организация краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное образование г. Муравленко

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Методическое пособие

«Организация краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Автор: Н. П. Роздорожнюк, воспитатель I кв. категории 2012 г.

Введение

Публикация «Методическое пособие „Организация краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Коллективные походы, прогулки, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, глубокого понимания моральных ценностей и принципов социального образа жизни.

Главными героями в истории ребенка оказываются близкие люди. Именно они становятся его проводниками в сложном и неоднозначном сложном мире, от них зависит избираемый путь. Поэтому в детском саду задача воспитателей в сотрудничестве с родителями создать все необходимые предпосылки для полноценного развития каждого ребенка, заложить фундамент уверенности в себе, своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями.

Климатические условия Крайнего севера не позволяют детям проводить достаточное количество времени на свежем воздухе, что негативно сказывается на развитии дошкольников. Образовательное учреждение и семья должны в полной мере находить и использовать всяческие возможности для организации детского досуга на улице.

Актуальность

В условиях становления России – как суверенной державы, остро востребован современный человек, обладающий инициативностью, предприимчивостью, профессиональной компетентностью и коммуникабельностью. Формирование коммуникативных навыков – есть одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Актуальность данного методического материала продиктована требованием времени и социальным заказом общества.

Организация краеведческой работы как эффективное средство коммуникативного развития дошкольников наиболее актуальна, т. к. развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено на подготовку к обучению, успешную адаптацию детей в школе, что невозможно без формирования основ коммуникативной компетентности дошкольников, развития их социальных навыков.

Выбор предлагаемого направления организации работы с детьми обусловлен также работой по программе «Развитие» (Л. А. Венгер, а также реализацией Программы развития учреждения и Проекта муниципальной опорной площадки, цель которых – формирование основ коммуникативной компетентности дошкольников.

Проблема

Однако на данном этапе уровень развития коммуникативных способностей воспитанников не соответствует ожидаемому результату. Наблюдения за детьми во время их пребывания в детском саду и беседы с родителями позволили выявить следующую проблему: уровень коммуникативного развития дошкольников недостаточен для организации благоприятного и эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Дети редко общаются друг с другом за пределами сада. Родителями не проводятся совместные с детьми походы в места отдыха, досуга.

Существуют различные средства решения данной проблемы, одно из которых – организация краеведческой деятельности, т. к. в процессе таковой дети:

• увлеченно и творчески играют в сюжетно-ролевые игры;

• умеют строить связную продуктивную речь;

• подбирают слова, передающие эмоциональное состояние, переживания, чувства (в соответствии с возрастом)

• умеют четко выражать вербально свои мысли и чувства другого;

• применяют способы невербального общения;

• свободно идущий на контакт;

• умеющий действовать в коллективе, легко входить в него;

• обладающий рефлексией, умением дать оценку происходящему.

Цель организации краеведческой работы : развитие коммуникативных способностей дошкольников через коллективную деятельность в процессе подготовки и проведения краеведческих экскурсий.

В процессе работы решаются следующие задачи:

- привить детям коммуникативные навыки в процессе коллективного труда и творчества;

- познакомить ребят с окружающей природой и закономерностями её развития; формировать бережное отношение к природе;

- развитие продуктивной и репродуктивной речи детей в процессе составления описательных рассказов, монологической и диалогической речи;

- посетить памятные места нашего города и предоставить детям возможность узнать много нового о сегодняшнем дне родного края;

- познакомить детей с известными историческими событиями, научить понимать их взаимосвязь;

- проводить подвижные игры на воздухе;

- предоставить родителям информацию:

• о необходимости развития детей обращаться вне сада;

• о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста;

• о важности развития коммуникативной культуры самих родителей;

• о некоторых приемах и подходах в работе с детьми по данному направлению.

Одним из основных условий коммуникативного развития является создание такой образовательной сферы, которая позволит осуществить полноценное развитие личности ребенка:

- достаточно высокая коммуникативная культура взрослых;

- предметно развивающая среда, создающая благоприятную атмосферу сотрудничества и общения (содержание учебных занятий и мероприятий, позволяющая детям свободно общаться).

Участниками организации краеведческой деятельности стали воспитатели групп старшего дошкольного возраста, дети, родители.

Ожидаемый результат – в процессе взаимодействия «педагог – дети – родители» в организации краеведческой экскурсионной работы дети :

- имеют достаточный уровень развития коммуникативных способностей, позволяющий бесконфликтно и эффективно общаться со сверстниками и взрослыми;

- имеют достаточный уровень знаний об окружающем (история города, края и т. д.) и навыков ориентирования в пространстве;

- имеют более высокий уровень физического развития;

- имеют достаточный уровень развития речи, позволяющий ребенку сформулировать свои мысли, бесконфликтно общаться со сверстниками и строить монологическую речь.

Предлагаются следующие конспекты:

1. Прогулка по окрестностям «Я познаю мир»;

2. Прогулка «Путешествие по волшебному лесу»;

3. «Поход следопытов»;

4. Прогулка по парку «Путешествие в царство растений»;

5. «Поход робинзонов».

Методические рекомендации педагогам:

- данный методический материал может быть использован воспитателями старших групп в дошкольных образовательных учреждениях для проведения коллективных мероприятий с родителями и детьми; родителями для организации семейного досуга;

- данный материал может быть использован воспитателями старших групп в дошкольных образовательных учреждениях для реализации детских проектов, которые помогают испытывать радость открытия, чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.

- прогулки, экскурсии, походы станут действительно эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут содержать игры, различные конкурсы и соревнования, способствующие развитию речи детей, умению действовать активно и самостоятельно, требующие определенной физической подготовки;

- педагогам нужно заранее познакомиться с местом, окружающей средой, природой, куда будет организованна экскурсия. Следует провести с детьми предварительную работу перед организацией краеведческих экскурсий : беседы, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, просмотр видеоматериалов;

1. Прогулка по окрестностям «Я познаю мир».

Цели и задачи: познакомить с местностью, научить ориентироваться на местности по карте при помощи взрослых; учить составлять план местности в радиусе 1 км, наносить ориентиры; учить сравнивать свой план с картой города Муравленко; учить составлять маршрут и отмечать его на карте; развивать воображение, придумывая название каждому участку на карте.

Несколько добрых советов ребятам:

Учись понимать природу, стань её другом и защитником.

Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.

На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай, не шуми.

Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что - либо полезное.

Будь другом для всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках.

Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и несознательных туристов.

Рекомендации воспитателям: составить план прогулки и обдумать её организацию; перед прогулкой познакомить детей с историей города, рассмотреть иллюстрации, фотографии; послушать вместе с детьми песню о городе Муравленко, рассказать её историю, познакомить детей с её авторами.

Оборудование: фонарики, флажки, наденем соответствующую одежду, инвентарь для игр.

Подвижная игра «Секрет»

Цель: тренировать внимание, память.

Задание: перед прогулкой раздать красные карточки. Дети не должны использовать в разговоре слова: где? Почему? Когда? Тот, кто ошибся – отдает карточку и считается разгласителем тайны.

Конкурс «Читаем карту»

Цель: учить ориентироваться по карте; развивать и тренировать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление.

Содержание: рассмотреть вместе с ребятами карту города с пустыми кружочками. Дети, внимательно рассмотрев карту, должны дополнить, нарисовать и определить о каких зданиях идет речь.

Викторина «Кто в городе живет?»

Цель: обогащать детей знаниями, развивать речь, прививать любовь к своему городу, быть патриотом.

Вопросы:

• В честь кого так назван наш город?

• Сколько лет нашему городу?

• Какие вы знаете, есть достопримечательности в нашем городе?

• Какие вы знаете улицы города Муравленко.

• Какие вы знаете основные здания в городе.

• Как зовут мэра нашего города?

• Какие известные люди живут в нашем городе?

• Что изображено на флаге нашего города?

• Сколько жителей в нашем городе?

• За каждый правильный ответ победитель зарабатывает 2 очка.

Игра на наблюдательность

Цель: тренировать внимание, память, наблюдательность.

Содержание: воспитатель напоминает историю города. Ребята следят за правильностью рассказа. Внимательный игрок зарабатывает 3 очка.

Задание: 1) опиши здание, возле которого ты делал остановку;

2) вспомни и назови дорожные знаки.

2. Прогулка по лесу

«Путешествие по волшебному лесу»

Цель: учить детей ориентироваться по приметам (компасу, карте); развивать и тренировать воображение, наблюдательность, память, речь; расширять кругозор, глазомер; формировать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.

Задание: рассмотреть карту лесной местности, запомнить маршрут; назвать все условные изображения, нанесённые на карту.

Оборудование: инвентарь для игр, карандаши, блокноты, коробка для интересных находок и гербария.

Рекомендации воспитателям: перед прогулкой познакомить ребят с пословицами, поговорками, загадками, стихотворениями о лесе.

Загадки

- Что за дерево стоит? Ветра нет, а все дрожит? (осина).

- Не балует дуб детей, одевает без затей; все в его семействе носят тюбетейки (желуди).

- Шишки словно у сосны, но орешки в них вкусны (кедр).

- Лист горбочком, с желобочком, шипы имеет, а ранить не умеет. Зато лечит в любой день и час (алоэ).

- Я – болотное растенье, конопатят мною стены (мох).

- Как зовут иголки у сосны и ёлки? (хвоя).

- Эти домики для листьев открываются весной, и из каждого выходит к нам листочек молодой (почки).

- Не пугает её снег, оттого и раньше всех в поле серебриться. Хоть и сбросит колпачки, почки, как пуховички (верба).

- У неё одежки колки – всё иголки да иголки. Звери шутят: «Дядя Ёж на неё слегка похож» (елка).

- Эти маленькие бочки распечатает весна, а пока в них спят листочки и растут во время сна (почки).

- У неё кусты высоки, густы. Ствол и ветки - трубкой, очень хрупкой. Ягоды красны, да не вкусны (рябина).

- Вы его всегда найдете, и в лесу и на болоте, хоть на вид он неказистый – мягкий, нежный, бархатистый (мох).

- Изменили цвет монетки, и к зиме слетели с ветки (листья).

- У ёлки иголки колки.

Стихотворения

«Береза»

Во поле березонька стояла; во поле кудрявая стояла;

Некому березу заламати; некому кудряву заламати;

Я пойду во поле погуляю, белую березу заломлю,

Срежу я с березы три пруточка.

Из – за леса, леса темного, из – за зеленой дубравушки

Наступала туча грозная, а другая не погожая,

Все с дождями да с морозами, все с снегами невылазными.

«Ели»

Ели на опушке – до небес макушки –

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата – елочки, тонкие иголочки –

У лесных ворот водят хоровод

«Разговор ветра и осинок»

- Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь вихрастый?

Что поднялся до зари? Погоди, поговори!

- Я спешу, Осинки, в город я несу приветов ворох,

Должен их сегодня сам разнести по адресам.

Площадям и переулкам, фонарям, тоннелям гулким,

перекресткам и домам я приветы передам.

От тропинок и дорожек, от рябинок – тонко ножек,

От калиновых кустов, от малиновок, дроздов.

Чтобы город стал весенним, чтоб пришло туда веселье,

Чтоб запахло там весной, светлой радостью лесной!

«Зелёный город»

Мы посадим липы, клены. Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами. Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу, пусть звенит над ней гомон веселый.

Любят зелень российские дети, любят видеть деревья в расцвете.

Пусть цветет с каждым часом всё краше молодое Отечество наше.

«Прилет скворцов»

Ждет гостей высокий клен – дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша, есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен – к нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано, ждали птиц ещё вчера.

Ходит по двору охрана, гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем, барабаним и поем:

-Поживите в доме нашем! Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться, долетели до двора,

Не смогли мы удержаться, громко крикнули: - Ура!

Удивительное дело: все семейство улетело!

Конкурсы

Цель: 1) закреплять знания, умения и навыки ориентировки по карте и на открытой местности;

2) закреплять ПДД; развивать внимание, память.

Задание: 1) Кто быстро и правильно сможет объяснить, каким маршрутом мы доберёмся на место, заработает 1очко;

2) По дороге мы внимательно смотрим по сторонам, запоминаем все дорожные знаки, встречающиеся нам на пути.

Беседа

«Поговорим, сидя на завалинке…»

Цель: обогащать знаниями, развивать речь.

Как растут деревья?

Деревьям для роста требуется питание.

Из почвы растение получает воду и минеральные соли. Из воздуха – углерод, а зеленые листья перерабатывают солнечную энергию в крахмал, сахар, целлюлозу. В атмосферу выделяется кислород. Происходит процесс, обеспечивающий рост и развитие дерева. Диаметр дерева увеличивается постоянно, а кора нет – она лопается, отмирает и отваливается. Со временем рост веток замедляется. Новые клетки становятся твердыми, похожими на чешуйки, постепенно превращаясь в почки. Весной почки раскрываются или опадают, и отросток снова начинает расти.

По количеству колец на древесине можно определить возраст дерева.

Зачем деревьям кора?

Кора защищает внутреннюю часть дерева или корня от высыхания и повреждений. Кора образуется в течение всей жизни дерева. Если дерево лишится тонкого слоя коры вокруг ствола, оно погибнет. Советуем на зиму обертывать их стволы старыми тряпками, что защищает кору от объедания животными. Из коры деревьев изготовляют посуду и другие декоративные вещи

Какие бывают листья?

Листья похожи на круг, эллипс, яйцо, ромб, иглу и другие формы.

Почему листья окрашены в разные цвета?

С наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, хлорофилл (зеленый цвет) разлагается. С его исчезновением прочие пигменты (краски) становятся видимыми. И мы наслаждаемся разнообразием окраски деревьев. К осени клетки у основания листа разъединяются, порыв ветра срывает листья. Вечнозелёные деревья не сбрасывают листья целиком. Это происходит постепенно. Поэтому они всегда остаются зеленые.

Конкурсы

Цель: развивать внимание, память, закреплять ПДД.

Задания: 1) Каждый участник оббегает все деревья, пронумерованные цифрами от одного до десяти, коснувшись каждого из них рукой, победитель зарабатывает 3 очка;

2) Кто назовет наибольшее количество дорожных знаков, заработает 2 очка.

Подвижная игра «Следопыты»

Цель: закреплять внимание, ловкость, быстроту реакции.

Содержание: к домику мы идем следующим образом: воспитатель идет впереди, а дети, спрятавшись так, чтоб она их не видела, идут за ней на расстоянии 20 метров. Изредка воспитатель оглядывается и тот, кого она заметит, выбывает из игры. Победитель зарабатывает 2 очка.

Игра с шишками

Цель: учить сохранять равновесие, ловкость; развивать и тренировать глазомер.

Задание: 1) пройди по бревну с 20 шишками, если шишки падают – начинаешь сначала;

2) стрельба шишками по мишени.

.

Подвижная игра «Городки»

Цель: развивать и тренировать: глазомер, меткость, ловкость, силу.

Подвижная игра «Беличьи хвосты»

Цель: развивать и тренировать внимание, ловкость, мелкую моторику рук, скорость движения.

Содержание: ребята делятся на две команды. Каждая команда выбирает белку с хвостом определенного цвета. Воспитатель прячет в лесу отрезки шерсти разного цвета. Дети по команде ищут хвосты своего цвета и привязывают их друг к другу. Побеждает белка с самым длинным хвостом. Победители зарабатывают по 2 очка.

Беседа

«Поговорим, сидя на завалинке…»

Цель: учить бережному отношению к ней, прививать любовь к природе.

Как лес может превратиться в болото?

Заболачивание леса – естественный процесс или схватка леса и болота. Начало сражения – поселение зеленого мха – кукушкина льна, образующего на поверхности почвы плотные ковры. Он препятствует просачиванию воды в корни деревьев. Со временем исчезает, уступая место сфагнуму – белому мху. С его появлением корням деревьев все меньше достается кислорода. Сфагнум поглощает воду, не допуская ее к корням, она начинает скапливаться в верхнем слое почвы.

Как в лесу заживает ожог?

Все мы любим ходить в поход, сидеть у костра. Но никто не задумывается о том, что от костра на лесной поляне остаётся не заживающая рана. Для того чтобы её залечить, лесу понадобится время. Сначала ветер приносит споры мха, через год появятся первые травы. Несколько позже появятся всходы деревьев.

Задание

Собрать гербарий и другой природный материал для поделок и выставок.

3. Поход следопытов.

Цель: расширять знания детей; развивать наблюдательность, логическое мышление, умение бесшумно двигаться; распознавать следы.

Оборудование: карандаши и блокноты, бинокли, фотоаппарат, инвентарь для игр, наденем соответствующую одежду.

Рекомендации воспитателям: составить план прогулки и её организацию; перед походом показать детям иллюстрации, фото животных, обитающих в нашей местности, их следы, рассказать чем питаются, где обитают; перед прогулкой познакомить воспитанников с историей города.

Несколько добрых советов ребятам:

Оденьтесь соответственно.

Идите организованной группой, в колонне по двое.

При пониженной видимости пользуйтесь фонариком.

Соблюдайте правила дорожного движения.

Будьте вежливы, уступайте дорогу.

Игра следопытов

Цель: учить пользоваться условными знаками, тренировать самообладание; развивать наблюдательность.

Содержание: при ходьбе мы не будем разговаривать друг с другом – лучше пользоваться условными знаками. Нора, небольшое пёрышко, остатки еды, пучок шерсти, помёт, гнездо, обломок рога и настоящие следы животных многое могут нам рассказать об обитателях леса.

Дидактическая игра «Чьё перо?»

Цель: познакомить детей с различными видами перьев.

Задание: попросить отгадать какой птице оно принадлежит.

Победителю 2 очка.

Игра «Ловкий зверёк»

Цель: развивать ловкость, координацию движений.

Содержание: 1\2 часть команды с завязанными глазами стоит, расставив ноги, другая часть команды старается проползти между ногами, не задев соперников. Тех, кого задели - выходят из игры. Остальные получают 1 очко.

Игра «Охотники» (Приложение 1)

Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, кругозор.

Содержание: в песке, у озера можно обнаружить следы (сделанные специальным резцом, похожие на оленьи. Немного дальше несколько кровавых пятен (красная краска). Здесь прошел раненый зверь. Осторожно продвигаясь вперёд по следам раненого зверя, три раза теряется след, и три раза счастливчик, вновь его обнаруживший, получал ценное очко. следы: мятая трава, капли крови (краска) на утоптанной земле, привели нас к цели– у озера стоял раненый олень (макет).Игра закончилась стрельбой по мишеням.

Игра «Самый зоркий»

Цель: тренировать внимание.

Содержание: на расстоянии, на котором ещё можно различать простые движения, один из игроков через произвольные промежутки времени быстро выполняет различные движения: чистит зубы, поднимает руки и т. п. остальные игроки должны запомнить каждое его движение. Выигрывает тот, чьи движения окажутся наиболее точными.

Игра «Чего здесь не должно быть?»

Цель: закреплять знания, тренировать логическое мышление.

Содержание: на определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что – либо такое, чего там быть не должно. Например, к пихте крепится веточка сосны, к лиственнице еловая шишка и т. д.

Подвижная игра «Незаметно к цели»

Цель: развивать пластичность, внимание.

Содержание: выбираем площадку на краю редкого леса на ровной местности. В очерченном квадрате на расстоянии 20 метров от крайних деревьев становится водящий. На одном из деревьев висит свисток. Остальные игроки, спрятавшись, подкрадываются к дереву со свистком, если наблюдающий замечает кого – либо, он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает тот, кому удается свиснуть раньше, чем его заметят.

Подвижная игра «Слепой сторож»

Цель: развивать пластичность, внимание.

Содержание: на пень кладем несколько небольших предметов. Одному из игроков – «сторожу» - завязываем глаза и ставим его на расстоянии двух шагов от пня. Остальные игроки должны незаметно взять какой - либо предмет с пня. Того, кто при этом выдаст себя шумом, сторож выводит из игры.

Задание

Собрать интересные экспонаты для экспозиции выставки в группе.

4. Прогулка по парку.

«Путешествие в царство растений».

Цель: формировать бережного отношения к природе, прививать чувство прекрасного; развивать и тренировать память, наблюдательность, воображение; развивать речь, активизировать словарь; расширять кругозор.

Рекомендации воспитателям: во время ботанической прогулки следует не только сообщить детям элементарные сведения о природе, но и предоставить им возможность на практике проверить некоторые теоретические знания. Перед прогулкой познакомить детей с картой, на которую нанесены все заповедники нашей страны. С помощью заповедников государство охраняет редкие растения от исчезновения. Показать иллюстрации, фотографии растений нашего края. Рассказать об их пользе и вреде.

Оборудование: инвентарь для игр, карандаши, блокноты, коробку для интересных находок и гербария.

Конкурс

Цель: тренировать память, обогащать словарный запас.

Задания: 1) назвать цветы, которые мы знаем. Победитель зарабатывает 2 очка;

2) в близи детского сада, обнаружив гриб, можно узнать, сколько ему понадобилось времени, чтобы вырасти. Для этого нужно воткнуть линейку – на ней мы будем делать контрольные отметки, чтобы проследить, как быстро растет гриб.

Беседа

«Поговорим, сидя на завалинке…»

Что такое растение?

Это то, что растет. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они работают на протяжении всей жизни растения. Чем больше у растения корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием. Растения малоподвижны. Они могут передвигаться, но иным способом. Лианы обвивают опоры. Подсолнух поворачивает свой цветок вслед за солнцем. Цветок открывает и закрывает свои лепестки. Главное отличие растений от всего живого – способность к фотосинтезу. При помощи воды и света, а так же углекислого газа образуется кислород.

Что такое цветок?

Самое прекрасное создание природы. Цветки отвечают за образование плода. В цветке происходит опыление (обычно насекомыми, здесь образуется и развивается плод. Ученые считают, что цветки произошли от воспроизводящих побегов древних растений, которые заканчивались шариками со шпорами. Лепестки – самая красивая часть цветка. Их задача – привлекать насекомых для опыления. Запах издают не сами лепестки, а нектар – сладкая, сахарная жидкость. Им питаются многие насекомые, в том числе и пчёлы. Они перерабатывают нектар в мед.

Конкурс

Задания:

• нашедшего причудливой формы растение, кустарник или корягу – зарабатывает 3 очка;

• насобиравшего больше всех листьев различной формы – ждет приз (3 очка). Можно предложить детям сделать гербарий из листьев.

Рекомендации педагогам: в группе можно показать, как делаются оттиски листьев. Изготовление оттисков листьев:

1. Краску распределить валиком на бумагу.

2. Лист положить на краску рёбрами вниз. Прикрыть бумагой и прокатать валиком.

3. Лист снять, положить на чистую бумагу. Прокатать валиком, осторожно снять лист с бумаги.

Листья сушить между листами промокательной бумаги под грузом:

1. Расправленные листья прикрепляют клейкой лентой к листу бумаги и надписывают.

2. Расправленные листья помещают между двух стекол, края стенки заклеивают изоляционной лентой и подвешивают полученную картину за петельку.

Предложить детям зарисовать в блокноты листья разных форм.

«Растительная» игра

Цель: закрепить названия цветов, тренировать память, быстроту реакции. Задание: определить по картинкам названия цветов.

Игра «Каждому свое»

Цель: закреплять строение и названия цветов.

Содержание: рисунки с изображением цветов, листьев, стеблей – перемешать. Собравшему наибольшее количество цветов 3 очка.

Беседа

«Поговорим, сидя на завалинке…»

Как растения предсказывают погоду?

На траве блестит роса – дождя не будет.

Берегись дождя. Если клевер, одуванчик. Фиалка закрыли венчики своих цветов. На краях листьев клена и каштана выделяются капельки воды. Поникает перед дождём и ботва моркови.

Растения могут рассказать о погоде на много месяцев вперёд. Урожай рябины – к холодной зиме, а много жёлудей на дубе – к тёплой. Если задержались в лесу грибы, к поздней зиме.

Поздний гриб – поздний снег.

Как определить время по растениям?

Цветы растений открываются и закрываются в определённом ритме, поэтому, если не дет дождь, то вокруг нас всюду цветочные часы.

В 4 часа – раскрываются цветы шиповника, 5 ч. – мак, 6 ч. – полевая гвоздика и одуванчик, в 7 часов «просыпается» колокольчик и огородный картофель. 8 – бархатцы, 9 – 10 часов мать – и – мачеха.

В 13 ч. закрываются цветы картофеля, 14 – мак, 16 – мать – и – мачеха, 18 – шиповник.

О лекарственных растениях.

Сидя под кустом брусники, пополнить знания детей о лекарственных растениях и их значении. Собирать лекарственные растения можно только при сухой погоде; цветы собирают до того, как они раскроются, растения нельзя складывать в целлофановые мешочки, так как они могут отсыреть. Сразу после возращения в д\с разложите их тонким слоем на бумаге и высушите. Растения следует сушить на воздухе, не переворачивать. Правильно высушенное растение сохраняет свой первоначальный цвет и не распадется на части. Как только растения окончательно высохнут, растения складывают в бумажный мешок и перевязываются шпагатом.

О растениях – компасах

Они сами даже, когда оно закрыто тучей (цветы подсолнечника).

Увидев мухоморов, рассказать детям, как нужно вести себя в лесу, познакомить с правилами сбора грибов. Грибы нужно собирать лишь те, которые хорошо знаешь.

Подвижная игра «Угадай, какой цветок»

Цель: закреплять названия цветов, тренировать память, быстроту реакции.

Содержание: группа детей делится на две команды. Ребята одной команды получают листки с изображением цветов. Ребята другого – листки с их названиями. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает тот, кто найдет его раньше всех.

Подвижная игра «Слепой ботаник»

Цель: развивать память, обоняние, внимание.

Содержание: несколько хорошо известных и имеющих типичный запах цветов дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать цветок, предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названное растение игрок получает по очку.

Возвращаясь в группу предложить нарвать обычных цветов для украшения группы. Принесённые цветы не сразу ставить в вазу, так как в этом случае они быстро бы завяли бы: вначале в воде нужно обрезать стебли примерно на один сантиметр (чтобы в сосудистые пучки не попали пузырьки воздуха).

В группе можно подготовить небольшую выставку с названиями отдельных цветов.

5. «Поход робинзонов»

Цель: расширять знания детей; развивать наблюдательность, логическое мышление; учить бесшумно передвигаться, распознавать следы; тренировать глазомер, координировать движения.

Оборудование: инвентарь для игр, еда, верёвки, блокноты, карандаши.

Задание: выложить 20 различных предметов и предложить детям выбрать из предметов те, которые нужны для похода.

Добрые советы ребятам:

Не срывайте редкие и охраняемые растения.

Не надо собирать для гербария ничего лишнего.

Не надо сбивать незнакомые грибы ногами.

Обратите внимание на кусты, деревья, ягоды, цветы, травы.

Содержание: наши приключения начинаются с сооружения навеса из того, что оказалось под рукой. В то время как одни ребята сооружают шалаш, другим можно дать задание оборудовать по всем правилам место для костра, зажечь огонь с помощью лупы. Ещё одной группе ребят можно дать задание приготовить для группы чай из лесных ягод. Когда подошло время обеда, воспитатель показывает, как надо обжаривать сосиски на огне. После обеда дети получают задание перечислить травы, ягоды, листья деревьев, из которых можно заваривать чай в течение года. Кора старого поваленного дерева послужила материалом для изготовления ложек. Воспитатель показывает, как сделать для себя ложку. Из четвертушки листа бумаги каждый может сделать себе стаканчик для воды. Воспитатель делит группу детей на две команды. Первая, используя свою фантазию и полученные знания, должна будет сделать солнечные часы и календарь. Задание второй группы – сделать лук, стрелы, копьё. Очки можно получить за стрельбу по макету волка из сделанного собственными руками лука. Число очков может увеличиться в соревновании в метании копья. Сначала нужно попасть в круг, нарисованный на песке, а затем метнуть копьё через канатную петлю.

Литературная викторина

• Кто написал книгу «Робинзон Крузо»?

• Как назывался корабль, на котором плыл Робинзон?

• Как звали попугая Робинзона?

• Почему Робинзон назвал своего попугая Пятницей?

• Сколько лет провёл Робинзон на острове?

Задание

Прежде, чем собраться в детский сад, нужно убрать вокруг построек. Тот, кто быстрей справится со своим поручением, зарабатывает 1 очко.

Литература

1. Боголюбская М. К., Табенина А. Л.

Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк. Воспитание»/ сост. М. К. Боголюбская, А. Л. Табенкина; Под ред. Е. Е. Зубаревой, - д-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1984 г.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О.

Развивающие игры для детей ст. дошкольного возраста. Кн. для воспитателя д\с. – М. : Просвещение, 1991 г.

3. Венгер Л. А.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя д\с. – Л. А. Венегер, Э. Г. Пимохина; под ред. Л. А. венегера. –М. : Просвещение, 1988 г.

4. Гербова В. В., Максаков А. И.

Занятия по развитию речи в 1 мл. гр. д\с. : Пособие для воспитателя д\с. – изд. перераб. М. : Просвещение, 1986 г.

5. Казакова Т. Г.

Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя д\с. – М. : Просвещение, 1985 г.

6. Мир детства:

Пособие для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитанию и развитию детей от 2 до 6 лет. Дронова Т. Н., Голубев Л. С. и др. ; - М. : 2005 г.

Приложение 1

Настоящий мониторинг позволяет отследить результаты образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников через организацию краеведческой работы.

Диагностические мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года для выявления характера (положительной и отрицательной) динамики коммуникативного развития дошкольников. Виды тестирования: беседа, наблюдение, анкетирование, тест.

Таблица №1

Мониторинг развития коммуникативных

способностей детей подготовительной группы

№ п/п Критерии Инструментарий Показатели Высокий и средний

уровень (%)

Начало года Конец года

1 Самооценка Методика «Лесенка» В. Г. Щур Умение адекватно оценить своё поведение, результаты деятельности

2 Особенности нарушения общения Педагогическое наблюдение по выявлению проявлений поведенческих расстройств Умение участвовать в коллективной деятельности Умение понимать чувства и намерения других и выражать свои

3 Самоконтроль Тест Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина Умение сдерживать негативные эмоции, корректно высказывать своё мнение 62%

4 Способность детей устанавливать и поддерживать контакты Опросник для родителей и педагогов «Отношение детей к сверстникам» Умение вступать в контакт

Умение прийти на помощь

Умение высказать свои мысли

Таблица №2

Мониторинг развития детей подготовительной группы

Педагогическая диагностика интеллектуально–познавательного и физического развития по программе «Развитие» под ред. Л. А. Венгера для детей старшего дошкольного возраста.

Мониторинг развития детей в результате реализации экскурсионной деятельности по методическому пособию «Организация краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста».

№ п/п Виды деятельности

Показатели Высокий и средний

уровень (%)

Начало года Конец года

1 Репродуктивная речь

Продуктивная речь Умение описывать событие, рисунок

Умение составлять рассказ.

Умение сочинять истории на заданную тему

2 Ознакомление с окружающей средой Знание природных явлений

Умение находить закономерности и делать умозаключения

3 Ориентация в пространстве Умение ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Осознание понятия «масштаб».

4 Физическое развитие Обладание двигательными навыками

быстротой реакции глазомером.

Быстрота бега.

Публикации по теме:

Презентация к досугу «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Предлагаем вашему вниманию мультимедийное пособие к досугу: «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Данное дидактическое мультимедийное.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Организация краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 сентября 2012 в 21:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Организация краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Роздорожнюк (УИ 15476) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД