Ирина Кущ
Особенности развития речи детей 5–6 лет как психического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. 7
1.1. Характер речевого процесса. 7
1.2. Психофизиологические основы речевого процесса. 16
1.3. Особенности речевого процесса детей 5-6 лет. 22
1.4. Связь речевого процесса с психикой. 30
Публикация «Особенности развития речи детей 5–6 лет как психического процесса» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
II. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. 33
2.1. Описание методик. 33
2.2. Рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. …. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется государственными требованиями и концептуальными положениями относительно языкового образования граждан РФ, реализация которых должна обеспечить свободное владение всеми гражданами государственным русским языком. Важное значение в этом процессе приобретает первое звено образования - дошкольное. Конечным результатом обучения родному языку в дошкольном учреждении является формирование культуры речи и общения детей.
Речь является свидетельством языковой культуры человека, его умственного и личностного развития. С каждым годом жизнь устанавливает все более высокие требования не только взрослым, но и детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им усвоить. Для того, чтобы помочь детям справиться со сложными задачами, которые их ждут, нужно заботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного воспитания и обучения.
Дошкольное детство - короткий, но важный период утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, закладываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из стержневых проблем современной дошкольной лингводидактики. Речевое общение является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает в онтогенезе, оно является универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения в игровой деятельности ребенок познает природный, предметный и социальный мир, который его окружает, в его целостности и разнообразии; формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой образ "Я"; усваивает и создает культурные ценности, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Базовый компонент дошкольного образования определяет конечной целью речевого развития выпускника дошкольного учреждения сформированность у него коммуникативной компетенции.
Речевое развитие ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому происходит социализация ребенка. Одновременно, как показывает практика, распространение компьютеризации, телевидения и иных технических средств, которые стали доступными и детям дошкольного возраста, как в семье, так и в дошкольных учреждениях, ограничивают непосредственное общение детей с другими собеседниками, в результате чего обогащается их познавательная сфера и одновременно тормозится речевая. Таким образом, своевременное и качественное развитие речи - важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Степень разработанности проблемы. Проблемой развития детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие известные ученые: Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Флерина и мн. др. Развитие речи детей как психического процесса изучали такие классики научной мысли, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, О. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, а также современные исследователи - А. Н. Гвоздева, Р. И. Жуковская, А. Л. Корпев, Л. В. Лопатина, С. А. Миронова, Н. В. Нищева, Л. Н. Смирнова, О. В. Трошина и др. Тем не менее, в этой проблеме существует много нерешенного.
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития речи детей в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования - раскрыть особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте; разработать рекомендации по развитию речи детей в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику характеру речевого процесса.
2. Изучить психофизиологические основы речевого процесса.
3. Проанализировать особенности речевого процесса детей 5-6 лет.
4. Рассмотреть связь речевого процесса с психикой.
5. Провести эмпирическое исследования речевого процесса детей старшего дошкольного возраста.
6. Проанализировать результаты исследования речевого процесса детей старшего дошкольного возраста.
7. Разработать рекомендации по развитию речи детей 5-6 лет.
Методологическими принципами исследования выступили положения: научной теории познания о взаимосвязи деятельности и сознания, мышления, языка и речи; рационального и эмоционального, переход количественных изменений в качественные; единство речевого содержания и речевого значения.
Методы исследования:
- теоретические: изучение, анализ и обобщение педагогического, филологического, лингвистического, психолого-педагогической и методической литературы по развитию речи детей в дошкольном возрасте, анализ и обобщение массового и передового педагогического опыта,
- эмпирические: наблюдение, обследование состояния развития речи детей;
- статистические: количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Базой исследования выступило дошкольное образовательное учреждение «МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма».
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики формирования и развития речи дошкольников средствами специально подобранных дидактических игр и игровых приемов, направленных на обогащение, уточнение, активизации словаря детей дошкольного возраста, развитие речи как психического процесса. Материал методического пособия может быть использован в практике работы дошкольных учреждений, при составлении программ, учебно-методических пособий и в лекционных курсах "Методики развития родного языка в дошкольном учреждении" и пр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В. А., Дандарова Ж. К. Психология человека от рождения к смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 411 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения языку дошкольников. : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. –3-е изд, стереотип. – М. : Изд-во Центр "Академия", 2011. –400 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 384 с.
4. Баркан А. Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М. : Педагогика, 2009. – 220 с.
5. Батаршев А. В. Психология личности и общения. - М. : Владос, 2009. - 246 с.
6. Батуев А. С. и др. Психофизиологические аспекты формирования речи в онтогенезе. Вопросы и предложения // Мир психологии. - 2008. - №2. – С. 14-17.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2011. – 365 с.
8. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 2011. – 456 с.
9. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М. : Просвещение, 2007. – 255 с.
10. Вашуленко М. К. Речевое развитие дошкольников - залог их последующей успешности //Детский садик. - 2004. - №20. – С. 7-10.
11. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольного возраста). - М. : Просвещение, 2011. - 365 с.