Дидактическое пособие «Временная матрешка»

Минзиля Абдулова
Дидактическое пособие «Временная матрешка»

Дидактическое пособие «Временная матрешка»

Сегодня в какой бы среде человек не находился, каким бы видом деятельности не занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение изменений, происходящих в пространстве и времени. Не исключение и дети дошкольного возраста. Им крайне важно, научиться самостоятельно, ориентироваться во времени. Ведь умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в будущем при обучении в школе и в повседневной жизни уже сейчас. Я помню, что в 1 классе мне было очень трудно определять время, я не знала который час и постоянно спрашивала у родителей, в школе на это особенное внимание не уделяли, и поэтому пришлось учиться самой. Было трудно, не интересно, скучно.

Работая в детском саду, я поняла, что я могу научить детей и время определять, и уметь ориентироваться во временных представлениях. Но чтобы достичь каких-либо результатов работы по данной теме необходимо определить план работы. Работа должна быть построена планово, последовательно, систематически и сам педагог должен знать все аспекты данного направления. Но и, конечно, нужна помощь родителей.

Я решила эту проблему, организовав кружок «Колесо времени». Написала рабочую программу кружка на 3 года. Работу начала с детьми 4 лет, где определила наиболее, актуальную и эффективную форму работы с детьми по формирования у детей временных представлений технологию моделирования, экспериментирования и самый эффективный прием – дидактические, словесные, подвижные игры.

Работу по формированию у детей временныхпредставлений я начала с детьми 4 лет и с самого простого: объясняла им, что такое сутки, дни недели.Можно сказать: «Это старо как мир!» Но без таких простых понятий невозможно объяснить детям, что время текуче.

В этом мне не раз помогала любимая игра наших воспитанников, в которую мы я играли «Зеркало Времени». Задача игры заключается в том, что нужно проследить этапы жизни (или существования) данного предмета с помощью «зеркала времени», то есть в обратном порядке от настоящего до прошлого.

Например, у меня в руках обычная шариковая ручка (Показ). Как вы думаете, где я её взяла? (В своей группе) Как она попала в группу? (Купили в магазине) Где была ручка до магазина? (На фабрике) и так далее. А теперь давайте представим, что будет с нашей ручкой в будущем?Дети придумывали различные варианты: можно применить ее для поделки, рыхлить землю в горшках или она станет подпоркой для какого-нибудь растения и т. д. Так, на примере обычных предметов я объясняла детям понятие текучести времени. Причем уточняла, что течет оно только в одном направлении - от прошлого к будущему, ведь по-настоящему в прошлое вернуться невозможно.

С помощью ещё одной игры, «Путешествие на Машине Времени», постепенно расширяла у детей понятия прошлого и будущего, и отправляясь в своих фантазиях во времена всё более отдалённые от нас. Это может быть детство родителей или же вовсе какая-нибудь историческая эпоха. Так у детей развивалось воображение, память, развитие речи. Для систематизации знаний об эталонах времени (сутках, неделях, месяцах, формирования понятия об их последовательности помогла специальная модель «Временная матрёшка», которая состоит из нескольких матрёшек-символов (Сутки, Неделя, Месяц, Год и Век). Изюминка этой матрешки состоит в том, что каждая матрешка имеет свою геометрическую форму и собираются в одну большую. Так самая маленькая имеет 4 грани определенного цвета – это сутки, следующая матрешка имеет 7 граней определенного цвета - это неделя, она больше. Матрешка месяц имеет 4 грани, так как в месяце 4 недели, эта фигура еще больше. Следующие две матрешки обозначают год - у нее четыре грани и матрешка век, она самая большая и имеет цилиндрическую форму. Все матрешки собираются в одну. Используя в играх такую «Временную матрешку», детям проще понять последовательность временных отношений.

Для закреплений у детей знаний о временных эталонах использовала морфологические таблицы (технология ТРИЗ).

К 6 годам дети усвоили все временные эталоны, и мы перешли к знакомству с прибором измерения времени – часами. Для более успешного усвоения материала привлекла к участию родителей. С их помощью в группе был создан мини-музей «Тик-так», дети из других групп посещали наш музей.При изготовлении часов дети и родители проявили выдумку и фантазию: были здесь и часы из пластиковых ложечек, часы - шляпа, часы – космос, часы, изготовленные из зерен кофе. А какую фантазию дети проявили при рисовании часов будущего. Одна девочка нарисовала часы – шапку. Когда я спросила, что это за часы, девочка ответила, что это часы для прохожих. Были съедобные часы - пирожное. А самое главное,мы с детьми стали экспериментировать: изготовили огненные, водяные, солнечные часы, познакомились с песочными часами. Дети научились контролировать свои действия. Стремясь выполнить задание как можно быстрее и лучше, некоторые дети не только следили за часами, но и работали более интенсивно, не теряя минут и секунд. В связи с этим у некоторых из них появилась тенденция начинать подготовку к работе во время выслушивания инструкций, то есть появилось стремление не терять времени даром. В таких условиях дети работали более организованно, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать.

В ходе реализации моей программы «Колесо времени» применение таких технологий как моделирование, экспериментирование, ТРИЗ (морфологическая таблица, мозговой штурм и так далее) дало положительные результаты.

- Выпускники моей группы хорошо ориентируются в отдельных эталонах измерения времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие);

- с лёгкостью определяют временные отношения (день – неделя - месяц – год - век);

- знают различные виды календарей;

- знают приборы для измерения времени: песочные часы, настенные часы, секундомер, будильник, наручные часы и т. д., их назначение;

-определяют время по часам

А самое главное: дети используют полученные знания в практической и интеллектуальной деятельности.

Используя в своей работе, перечисленные выше методы и приемы, известные технологии, я уверена, мои воспитанники используют полученные знания в школе и в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Мой дом»Дидактическое пособие «Мой дом» У каждого есть дом, которому мы радуемся. Дом - это место, где мы живем со своей семьей. Наличие дома - это то, что необходимо каждому.

Дидактическое пособие «Цветы»Дидактическое пособие «Цветы» Для того, чтобы дети лучше усваивали материал по лексическим темам я придумала вот такое пособие. Цель-расширение кругозора детей о цветах.

Дидактическое пособие «Гусеница»Дидактическое пособие «Гусеница» Пособие разработано для детей младшего возраста с целью развития мелкой моторики рук, изучения цветов и геометрических фигур (квадрат, круг,.

Дидактическое пособие «Я пешеход»Дидактическое пособие «Я пешеход» Дидактическое пособие «Я пешеход» Воспитатель Козлова Елена Анатольевна МБДОУ д/с №8 Жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного.

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чом»Дидактическое пособие «Лэпбук «Чом» Лэпбук «Теремок» («Чом») Для детей 3-5 лет Дидактическое пособие Лэпбук «Теремок» («Чом») представляет собой два игровых поля и сундучок.

«Сенсорный куб». Дидактическое пособие«Сенсорный куб». Дидактическое пособие Данное дидактическое пособие создает условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый,.

Дидактическое пособие «Слонёнок» Задачи: 1. Развивать сенсомоторные навыки и способности детей; 2. Учить производить простые действия с предметами; 3. Развивать мелкую моторику.

Дидактическое пособие «Соседи»Дидактическое пособие «Соседи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» с. Вавож Воспитатель: Вильмон Надежда Валентиновна Дидактическое.

Дидактическое пособие «Дни недели»Дидактическое пособие «Дни недели» Самодельное пособие направленное на изучение и запоминание дней недели и их очередности. Регулярное повторение стиха, а так же опора на.

Наглядно-дидактическое пособие «Мой дом»Наглядно-дидактическое пособие «Мой дом» Дом – это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом – это родные и близкие ребёнка, его защита,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Временная матрешка»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 16:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки