Папки-передвижки

Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Елена Загуляева
Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена обоснованию понятия «безопасное поведение» у детей дошкольного возраста. Рассмотрены этапы формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова. Безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения, этапы формирования навыков безопасного поведения.

Публикация «Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Annotation. The article is devoted to the justification of the concept of "safe behavior" in children of preschool age. The stages of the formation of safe behavior in everyday life at the age children.

Keywords. Secure, safe behavior, the experience of safe behavior, stages of formation of safe behavior.

Введение. Вопросы безопасности человека приобрели особую актуальность в настоящее время. В современном мире все больше внимание уделяется вопросам изучения проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

Согласно Закона РФ «О безопасности» понятие «безопасность» рассматривается как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

С первоначальными знаниями по вопросам безопасности дети знакомятся в дошкольных образовательных учреждениях.

Работа по вопросам основ безопасности жизнедеятельности в системе образования влияет на формирование у детей дошкольного возраста умения видеть опасность, осведомленно подходить к вопросам личной безопасности, правильно действовать в экстремальных ситуациях, помочь обрести модели поведения в природе и обществе, т. е. у ребенка идет накопление опыта безопасного поведения.

Современные социально-философские исследования рассматривают проблему обеспечения безопасности через сохранение, олицетворении в человеке многовекового опыта народа, воплотившегося в многообразных формах и моделях безопасной жизнедеятельности.

Анализ исследовательского поля позволяет определить понятие «обеспечение безопасности жизнедеятельности» как создание определенных условий в комплексе, при которых случайные факторы вызывающие появление опасности сводится к минимуму.

Необходимо отметить, что в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека широко используется термин «безопасное поведение», под которым понимается поведение человека в социальном мире в данный момент не несущим угрозу жизни ни его, ни другим окружающим.

Безопасное поведение применительно к детям старшего дошкольного возраста это, прежде всего, осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для ребенка ситуациям, умение ориентироваться в информационном пространстве и применять знания в решении исследовательских задач для познания окружающей действительности [3].

Проблема формирования опыта безопасного поведения детей-дошкольников, связана с расширением спектра источников опасности в окружающем мире и отсутствием навыков поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.

Реализация работы по формированию навыков безопасного поведения в каждом дошкольном учреждении может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных направлений работы методических приемов, материалов, оборудования должен определяться конкретными условиями.

В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми не может быть предложено единой модели планирования педагогической работы. Каждое дошкольное образовательное учреждение должно определить свои возможности (имеющиеся специалисты, используемые программы и методики, материальная база, а также более широкие — климатические, социокультурные и другие региональные особенности.

Основное направление работы по формированию у детей знаний и умений безопасности является накопление опыта безопасного поведения дошкольниками.

Ученый Голованова Н. Ф. определяет источники опыта детей : собственные действия ребенка в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций; наблюдение за поступками других людей и их переживание; косвенный опыт других людей, заключенный в произведениях художественной литературы, кино, переработанный им и «присвоенный». В своем исследовании автор доказывает, что овладение социальным опытом у ребенка происходит тремя взаимосвязанными путями:

1) стихийно (в результате самостоятельного общения с окружающей средой);

2) целенаправленно (в специально организованном взрослыми воспитательно-образовательном процессе);

3) спонтанно (в результате взаимодействия стихийного и нормативного начала, как внутренняя предпосылка активности личности ребенка) [2].

Рассматривая опыт безопасного поведения как часть более широкого опыта ребенка, мы полагаем, что его накопление возможно при условии целенаправленного использования специальных педагогических средств, учитывая стихийный и спонтанный планы формирования этого опыта, обеспечивая активную позицию ребенка.

Для этого должно быть определено содержание доступных дошкольнику знаний и умений безопасного поведения; выстроены в логике усложнения методы и приемы воспитательно-образовательной работы по освоению ребенком этого содержания, окружающие взрослые должны быть готовы к целенаправленной деятельности в данном направлении; требуется инструментарий для измерения и оценки достигнутых результатов.

Выше изложенный анализ литературы позволяет выделить структуру методического сопровождения формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста :

- последовательность освоения доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту;

- поэтапная методика формирования опыта безопасного поведения дошкольников в быту :

- взаимодействие родителей и воспитателей с ребенком [5].

Эффективность методического сопровождения в большей мере определяется отношением педагогов и родителей (уровнем знаний, умений и опыта) и их готовностью к целенаправленному взаимодействию по данной проблеме.

Целесообразно сгруппировать в блоки по видам опасных ситуаций в быту, в зависимости от имеющегося у дошкольников опыта, а также сложности и распространенности самих потенциально опасных предметов.

При этом можно предположить, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в доме. Избежать формализации поможет использование специально подобранных дидактических игр, содействующих активному усвоению каждым ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности. На следующем этапе ситуативно-имитационное моделирование может выступить в роли «пускового механизма», способствующего формированию умений безопасного поведения на основе освоенного содержания. В дальнейшем будет возможен переход к реальным действиям с доступными ребенку дошкольного возраста потенциально опасными предметами быта.

В учебно-воспитательном процессе целесообразно использовать следующие формы, методы и приемы работы : познавательные минутки, беседы, чтение литературы, акции, тренинги, моделирование и анализ достоверных ситуаций, обучающие и развивающие игры, развлечения, викторины, оформление тематических альбомов и выставок, просмотр видеороликов, презентаций по ОБЖ, рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий, изготовление атрибутов для занятий по данной тематике.

Выводы. Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на воспитание у детей умения оказать себе и другим потерпевшим помощь на случай травмирования, сознательно использовать правила поведения на улице во время встречи с незнакомцами, в чрезвычайных ситуациях, использование опыта безопасного поведения.

Таким образом, происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.

Литература

1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

2. Голованова Н. Ф. Психолого-педагогическая характеристика социального опыта ребенка как основы его социализации // Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб. : Специальная Литература. - 1997. - C.63-78.

3. Косолапова Н. Г. Содержание личного опыта дошкольника, его организация и использование в процессе обучения: Л. - 1980. - 20с.

4. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, Учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

5. Хромцова Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения ПДД Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе их обучения ПДД. Актуальность данной темы объясняется.

Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего возраста Дети получают реальные представления о различных ситуациях возникающих при определенном поведении их причины и следствия; активизируются.

Презентация «Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Очень трудно заставить детей соблюдать правила безопасности в повседневном быту, когда они наиболее расслаблены. В связи с этим проблемы.

Инновационный педагогический опыт «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» Инновационный педагогический опыт «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления.

Конспект НОД по формированию ПДД у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогеКонспект НОД по формированию ПДД у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Тема: «Засветись» в темноте и стань заметным на дороге. Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД».

Проект по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста «Юный пожарный» Вид проекта: творчески – игровой. Продолжительность: среднесрочный. Участники: воспитатели, дети, родители. Образовательная область: безопасность,.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Визитка проекта. Образовательное учреждение:.

Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах Аннотация Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей.

Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста. Сложившаяся современная социальная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2019 в 21:10
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД