МААМ-картинки

Методическое сопровождение реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы ДОУ

Юлия Бажанова
Методическое сопровождение реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы ДОУ

Методическое сопровождение реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы ДОУ

В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты родился и живёшь.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Публикация «Методическое сопровождение реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы ДОУ» размещена в разделах

Задача современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.

На основании основной образовательной программы и годового плана в нашем детском саду была проведена большая работа.

Воспитатели возрастных групп создали все необходимые условия для изучения родного края в своих групповых помещениях. Развивающая предметно - пространственная среда в группах оформлена в соответствии с требованиями : в подготовительной группе №1 оформлен мини – музей «Красный Холм - моя Малая Родина». Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа мы оформили мини – музей «Русская изба», где у нас живут предметы старины и народного быта. Детям очень нравится проводить досуг в «Русской избе», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению к национальным традициям, русским бытом, ведется кружковая работа фольклорно-краеведческой студии «Горница», так же в этой группе ведётся проект «Символы России», на занятиях у воспитанников формируется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, чувство гордости, уважения и любви к своей стране. В подготовительной группе №2 ведётся долгосрочный проект «Лучше нет родного края!», где воспитанники знакомятся со своей малой родиной, её историей, её достопримечательностями, ходят на экскурсии в Краснохолмский краеведческий музей, ведется кружок «Моя семья», где у детей формируется социально-ценностные отношения к семье как первооснове принадлежности к народу, Отечеству, а также личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа. В 26 апреля 2022 года педагоги детского сада участвовали в Межрегиональной очно-заочной научно практической конференции «Повышение компетентности родителей : как и за счет чего» конференции

В старшей группе воспитатели знакомят детей с животными, растениями, птицами родного края, ведут проект «Птицы- пернатые друзья», работает групповой мини-музей «Россия- родина моя».

В младшей и средних группах педагоги большое внимание уделяют культуре и народным традициям русского народа, так в средних группах работают групповые мини- музеи «Народная игрушка». В младшей группе активно работает мини – музей «В гостях у сказки». Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а также нравственных качеств личности ребёнка, которое определяет его внутренний мир. Значительную роль в использовании нравственного содержания сказки, как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения дошкольника «играет» ДОУ. Сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной и совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Воспитатели знакомят детей с народным календарем. Он помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.

В этом году воспитатели детского сада примут участие в региональном духовно-нравственном проекте «Добрый мир». Педагоги включат в кружки «Моя семья» и фольклорно-краеведческую студию «Горница» цикл бесед, направленных на духовно – нравственное воспитание дошкольников. Пять педагогов детского сада примут участие в региональном конкурсе педагогического мастерства «Святые и святыни Тверской земли», учредителем которого является Русская Православная Церковь Тверская митрополия Тверская и Кашинская епархия.

Важным условием эффективной реализации регионального компонента дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников.

Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации. Семья является главным источником народных традиций. Поэтому необходимо активное взаимодействие с родителями, которые участвуют в народных праздниках, оказывают посильную помощь в оформлении развивающей среды, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенины», «Новый Год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», и др., позволяют формировать у ребят знания о традициях народов проживающих в одном регионе.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, помогают в оформлении развивающей среды являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.

Главное: необходимо, чтобы процесс воспитания любви к родине, её культуре, традициям был двусторонним: детский сад – семья.

Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению - родным местам.

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Видовое разнообразие растительности Сибирского края в рамках реализации вариативной части ООП ДОВидовое разнообразие растительности Сибирского края в рамках реализации вариативной части ООП ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Фоторепортаж «Дикие уточки в Сибири» в рамках реализации вариативной части ООП допо краеведениюФоторепортаж «Дикие уточки в Сибири» в рамках реализации вариативной части ООП допо краеведению В рамках реализации вариативной части ООП ДО, региональный подход в сфере образования позволяет возрождать язык и культуру конкретного региона,.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Видовое разнообразие «Лесные дары Сибири — грибы» в рамках реализации вариативной части ООП ДОВидовое разнообразие «Лесные дары Сибири — грибы» в рамках реализации вариативной части ООП ДО В рамках реализации вариативной части ООП ДО, региональный подход в сфере образования позволяет возрождать язык и культуру конкретного региона,.

Видовое разнообразие растительности «Царство природной аптеки» в рамках реализации вариативной части ООП ДОЧасть 2Видовое разнообразие растительности «Царство природной аптеки» в рамках реализации вариативной части ООП ДОЧасть 2 В продолжении предыдущей публикации хочу дополнить, что на территории Сибири растёт свыше трёх тысяч различных видов растений. Из них, около.

Видовое разнообразие растительности «Царство природной аптеки» в рамках реализации вариативной части ООП дочасть1Видовое разнообразие растительности «Царство природной аптеки» в рамках реализации вариативной части ООП дочасть1 Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные.

Видовое разнообразие растительности «Царство разнотравья и разноцветья» в рамках реализации вариативной части ООП ДОВидовое разнообразие растительности «Царство разнотравья и разноцветья» в рамках реализации вариативной части ООП ДО Уважаемые коллеги! В рамках реализации вариативной части ООП ДО, региональный подход в сфере образования позволяет возрождать язык и культуру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы ДОУ
Опубликовано: 23 января 2023 в 10:41
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД