Юлия Бажанова
Методическое сопровождение реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сопровождение реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы ДОУ
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты родился и живёшь.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.
Публикация «Методическое сопровождение реализации регионального компонента вариативной части образовательной программы ДОУ» размещена в разделах
Задача современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам).
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
На основании основной образовательной программы и годового плана в нашем детском саду была проведена большая работа.
Воспитатели возрастных групп создали все необходимые условия для изучения родного края в своих групповых помещениях. Развивающая предметно - пространственная среда в группах оформлена в соответствии с требованиями : в подготовительной группе №1 оформлен мини – музей «Красный Холм - моя Малая Родина». Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа мы оформили мини – музей «Русская изба», где у нас живут предметы старины и народного быта. Детям очень нравится проводить досуг в «Русской избе», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению к национальным традициям, русским бытом, ведется кружковая работа фольклорно-краеведческой студии «Горница», так же в этой группе ведётся проект «Символы России», на занятиях у воспитанников формируется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, чувство гордости, уважения и любви к своей стране. В подготовительной группе №2 ведётся долгосрочный проект «Лучше нет родного края!», где воспитанники знакомятся со своей малой родиной, её историей, её достопримечательностями, ходят на экскурсии в Краснохолмский краеведческий музей, ведется кружок «Моя семья», где у детей формируется социально-ценностные отношения к семье как первооснове принадлежности к народу, Отечеству, а также личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа. В 26 апреля 2022 года педагоги детского сада участвовали в Межрегиональной очно-заочной научно практической конференции «Повышение компетентности родителей : как и за счет чего» конференции
В старшей группе воспитатели знакомят детей с животными, растениями, птицами родного края, ведут проект «Птицы- пернатые друзья», работает групповой мини-музей «Россия- родина моя».
В младшей и средних группах педагоги большое внимание уделяют культуре и народным традициям русского народа, так в средних группах работают групповые мини- музеи «Народная игрушка». В младшей группе активно работает мини – музей «В гостях у сказки». Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а также нравственных качеств личности ребёнка, которое определяет его внутренний мир. Значительную роль в использовании нравственного содержания сказки, как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения дошкольника «играет» ДОУ. Сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной и совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Воспитатели знакомят детей с народным календарем. Он помогает нам построить свою работу с детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.
В этом году воспитатели детского сада примут участие в региональном духовно-нравственном проекте «Добрый мир». Педагоги включат в кружки «Моя семья» и фольклорно-краеведческую студию «Горница» цикл бесед, направленных на духовно – нравственное воспитание дошкольников. Пять педагогов детского сада примут участие в региональном конкурсе педагогического мастерства «Святые и святыни Тверской земли», учредителем которого является Русская Православная Церковь Тверская митрополия Тверская и Кашинская епархия.
Важным условием эффективной реализации регионального компонента дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников.
Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации. Семья является главным источником народных традиций. Поэтому необходимо активное взаимодействие с родителями, которые участвуют в народных праздниках, оказывают посильную помощь в оформлении развивающей среды, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенины», «Новый Год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», и др., позволяют формировать у ребят знания о традициях народов проживающих в одном регионе.
В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, помогают в оформлении развивающей среды являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.
Главное: необходимо, чтобы процесс воспитания любви к родине, её культуре, традициям был двусторонним: детский сад – семья.
Любовь к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению - родным местам.