МААМ-картинки

Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано

Ирина Черткова
Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано
▼ Скачать + Заказать документы

В основу фортепианной методики выдающегося немецкого пианиста К. А. Мартинсена положена педагогическая система Ференца Листа, подробно изложенная в его знаменитом «Методе». Опираясь на достижения венгерского виртуоза, автор книги «указывает путь, по которому каждого ученика можно привести к вершинам технического мастерства».

Публикация «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» размещена в разделах

Карл Адольф Мартинсен (1881-1955) известен у нас своими тщательно выполненными редакциями фортепианных сонат Гайдна, Моцарта и Бетховена. Его книги возникли из художественного пережитого: в них отражен и закреплен пианистически-педагогический опыт автора, преподававшего игру на фортепиано в высших музыкальных школах Лейпцига, Берлина… Чем объясняется огромный интерес нашей пианистической общественности к наблюдениям и выводам Мартинсена? В первую очередь тем обстоятельством, что его книги написаны педагогом-практиком, свыше 40 лет работавшим с учениками самой различной степени одаренности и самого различного уровня продвинутости; автор этих трудов терпеливо накапливая сотни, тысячи мелких наблюдений, искал объяснения возникавшим на его пути неудачам, пытался сознательно закреплять достигнутые успехи в процессе воспитания учащихся.

Работы К. А. Мартинсена неимоверно трудны для перевода; это хорошо знают все, читавшие оригинал. Читателю придется встретиться в тексте со многими специальными терминами, изобретенными К. А. Мартинсеном. Таково, например, понятие «звукотворческая воля» и составляющие его элементы: «звуковысотная воля», «звукотембровая воля», «линиеволя», «ритмоволя», «воля к форме» и «формирующая воля».

При работе с начинающими первичным на самом деле всегда должно быть правило: от слуха к пальцам; точнее, от звукотворческой воли к клавишам. При чтении нот приказы глаз никогда не должны непосредственно передаваться пальцам. Зачем тогда развивать слух, спросит себя ребенок, не обладающий исключительной музыкальной одаренностью, если все получается и без этого? И будет продолжать играть дальше в той же последовательности: глаз-клавиша-слух, пока в один прекрасный день не потеряет всякую охоту к таким занятиям. И это будет совершенно естественным результатом столь легкомысленно построенного обучения. Или же пока, при ярких моторных способностях, не сформируется в результате подобного начального обучения пианист с весьма резвыми пальцами, который никогда так и не поймет, почему, несмотря на беглость пальцев, его исполнение не приносит радость слушателям. Ответственность за это ложится на учителя, работающего с начинающим.

К изучению нот в процессе занятий с начинающими можно переходить лишь тогда, когда педагог полностью убежден, что ученик действительно способен играть, руководствуясь слухом, и не просто слухом, а одушевленным слухом - «звукотворческой волей». В работе с начинающими важно выработать особый метод - «звук- слово». Даются только легкие наметки в этом направлении. Для квинтового хода снизу вверх можно предложить такую подтекстовку: «Приди!», а сверху вниз: «Уйди!». Для мажорного трезвучия снизу вверх: «По-дой-ди!», для минорного трезвучия сверху вниз: «У-хо-ди!». Играя, можно будет включать в урок и арпеджио и маленькие пальцевые упражнения. При этом вскоре накопится богатый и разнообразный запас упражнений. Так, импровизируя, как бы играя, он будет развивать у учеников и чувство гармонии. Важнее всего, чтобы все это первоначальное обучение проходило без нот. И только, если вы совершенно уверены, что ноты в период начальной музыкальной деятельности учащегося не были для его пальцев первоначальным источником сигналов (вместо того, чтобы воспринимать эти сигналы прежде всего внутренним слухом,- только тогда можно начать вводить в программу урока игру по нотам. Во всех иных случаях нужно сначала научиться заниматься под воздействием звукотворческой воли. Все упражнения, изложенные выше, должны проделываться с постоянным вниманием к ощущению звука, к красоте тона. У детей все эти «Приди!» и «Уйди!» могут быть эмоционально окрашены, в первом случае лукаво-радостным настроением, а в последнем- презрительно-грустным.

Еще один важный момент во время этих первоначальных упражнений- лучше всего поначалу не пользоваться техникой плечевого пояса. Наилучшим образом на первых порах для погружения в звуковой мир фортепиано подходит подушечная техника. Запомните твердо, что все эти колебательные движения, вращения, вытряхивания, качания осуществляются с чуткой опорой на пальцевые подушечки, то есть на то место, где тело под влиянием звукотворческой воли наиболее тесно сливается с инструментом.

Итак, Мартинсен уделяет большое внимание воспитанию у пианиста чувства осязания в кончиках пальцев (подушечках, что так важно для выработки певучей манеры игры. Блестяще подмечено автором часто ставящее в тупик педагогов отсутствие способности у ученика к соединению отдельных звуков в мелодию. Даже учащийся, обладающий прекрасным звуковысотным слухом, иногда почти совершенно не испытывает потребности соединять звуки в линию, мыслить горизонтально. Выделив эту способность и назвав ее «линиеволя», Мартинсен дает практические советы педагогу, каким путем идти к «овладению горизонтально». Итак, схема по Мартинсену: «зрительная сфера- слуховая сфера- моторика- звучание клавиатуры- слуховая сфера» - в противоположность обычной и отвергаемой Мартинсеном: : «зрительная сфера- моторика- звучание клавиатуры- слуховая сфера».

Книга умна, содержательна и полезна. Как и во всем процессе преподавания, успехи всякого рода - личные и профессиональные могут быть достигнуты только в том случае, если вся деятельность учителя будет проникнута важнейшей целью: разбудить в учащемся живую страсть к всевозможным упражнениям, игре на фортепиано. Лишь при соблюдении этого условия связь ученика с фортепиано сохранится нерушимой на протяжении всей жизни.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Тигрой» (автоматизация звука [р]) Цель: комплексное решение всех задач речевого развития с использованием мультимедийных технологий, автоматизация звука [р] в речи. Задачи:.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик»Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 летМетодика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Театрализация на уроках иностранного языка как незаменимый ресурс преподавания «Театрализация как незаменимый ресурс преподавания иностранных языков» «Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано
Опубликовано: 22 мая 2020 в 19:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Черткова (УИ 1723511) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД