Оксана Сотина
Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке. Дидактический материал с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить вашему вниманию дидактический материал с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Название моей работы: «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке».
Данный материал относится к диагностическому инструментарию по разделу «Эмоции и чувства».
Публикация «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке, Дидактический материал с использованием ИКТ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Цель данного дидактического материала : исследование понимания детьми эмоциональных состояний сверстников и взрослых.
Материал представлен в виде презентации Power Point, состоит из 20 слайдов с фотографиями детей и взрослых, у которых ярко выражено состояние основных эмоций (радость, страх, гнев, грусть, удивление и др., а так же слайды с сюжетными картинками с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Используется индивидуально для диагностики детей дошкольного возраста от 4-7 лет.
Данный материал способствует пониманию детьми настроения другого человека (сверстника и взрослого, причины возникновения основных эмоциональных состояний; развитие умения определять их по внешним проявлениям.
Слайды сделаны в едином стиле с минимальным количеством анимационных эффектов, без использования музыки т. к. является диагностическим инструментарием и не должен отвлекать внимание детей дошкольников при ответе на вопросы, и для получения достоверных результатов диагностики.
Последовательность фотографий подобрана по принципу постепенности: первые 6 слайдов содержат фотографии с эмоциями детей и взрослых, которые должен называть ребёнок 4-5 лет (радость, злость, грусть) 3 слайда - дети, те же эмоции – взрослых.
Для возраста 5-6 лет показываются следующие 4 слайда (удивление, страх, аналогично изображения эмоций детей и взрослых.
Для детей 6-7 лет добавляется эмоция спокойствия, могут быть добавлены эмоции-оттенки настроений (например, недовольство).
1 этап диагностики. Проходит он следующим образом: ребё нку последовательно показывают фотографии детей и взрослых и спрашивают:
- Кто изображен на картинке?
- Что он делает?
- Как он себя чувствует?
- Как ты догадался об этом?».
Ответ на каждый вопрос фиксируется.
Во второй части диагностики на слайдах представлены сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы :
- Что делают дети (взрослые?
- Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.?
- Как ты догадался?
- Кому из них хорошо, а кому плохо?
- Как ты догадался?»
Ответы детей фиксируются. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают : взрослого или сверстника. Определяются зависимость этих показателей от возраста детей.
При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он понимает состояние другого.
Результаты мониторинга показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют радость, веселье злость и затрудняются в определении испуга, удивления.
Дети с низким уровнем эмоционального развития не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.
Данный дидактический материал может быть использован на диагностике, на занятии по закреплению эмоций, как дидактическая игра «Изобрази эмоцию правильно», «Угадай настроение», «Хорошо-плохо».