Папки-передвижки

Методика коррекции заикания у дошкольников

Ольга Коломиец
Методика коррекции заикания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проявления заикания у детей дошкольного возраста

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [19].

Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). Характеризуя заикающихся детей, он делит их на две группы. К первой группе (таких заикающихся большинство) он относит детей, которые начали заикаться «внезапно и бурно» в результате острой психотравмы. Для этой же группы детей характерны преждевременное развитие речи, обширный, не соответствующий возрасту запас слов, правильное синтаксическое оформление высказываемой мысли. Ко второй группе он отнес детей, начавших заикаться вследствие травмы черепа или инфекционных заболеваний. Они отличаются поздним развитием речи и замедленным постепенным началом заикания [30].

Публикация «Методика коррекции заикания у дошкольников» размещена в разделах

Таким образом, заикание – это сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка.

1.2. Поведение заикающихся детей разного возраста в играх

У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Подробное исследование данной проблемы представлено в работе Г. А. Волковой «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» [10].

Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билет, няня кормит детей. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Играют непродолжительно и не до конца.

Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один или два человека, и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети играют 50-60 минут, игра у них развивается с достаточно сложным сюжетом, в ней принимает участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от игровых ситуаций.

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.

В целом для заикающихся детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обуславливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей. Известно, что общественное поведение присуще уже детям преддошкольного возраста в так называемых играх рядом. И эта ранняя ступень общественного поведения свойственна заикающимся детям 4-7 лет. Среди них малочисленны объединения по интересам, нехарактерны устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к другу. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов, диффузностью играющих групп, несформированностью игровых умений.

По мере «стажа» заикания у детей с заиканием появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. В связи с этим заикание начинает влиять на характер общительности детей. Несмотря на то, что большинство детей 4-5 лет легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, тем не менее выделяются дошкольники с неустойчивыми формами общения, а также имеющие негативное или аутистическое поведение

2.1. Значение игры в развитии дошкольника и ее виды

Игра – ведущий вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности, выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в трудах Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, А. В. Запорожца и других [20, 22].

В своих работах вышеперечисленные авторы утверждают, что именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. По мнению Н. К. Крупской, игра является «серьезной формой учения» и выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка, становления у него умения соотнесения игровых навыков и реальной жизни, выражения его основных потребностей. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; в игре ребенок берет на себя роль взрослого, стремясь подражать тому образу, который сохранились в его опыте. Поэтому игра в силу своих характеристик представляет собой лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения [33].

Дидактические игры. Данные игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, – обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй, познавательные процессы. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. Целый ряд игр направлен на развитие сообразительности. В играх с картинками дети классифицируют предметы, явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, обобщения. Все это способствует развитию наглядно-образного мышления.

Игры с пением. В играх с пением – хороводах, играх-инсценировках – широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В них у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Кроме того, игры с пением совершенствуют просодические компоненты (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение).

Подвижные игры. В играх с простыми движениями – с мячом, обручем, лентой, флажком – дети передают общий характер движения, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью. Подвижные игры с сюжетом могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления-подчинения; в первом случае каждый ребенок вносит посильную долю в общую игру, во втором – требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детей организаторские качества. Подвижные игры спортивно-развлекательного характера (кегли, мячи, шары) проводятся для закрепления активного поведения и речи, способствуют общению детей и вне игровой деятельности.

Игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажа, с рисованием, конструированием декораций. Они развивают у детей фантазии, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские способности. Совершенствуется внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности. Данные игры готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.

Творческие игры. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словами в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому данный вид игры формирует у детей умение выполнять правила, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты. Творческие игры обогащают социальный опыт детей, способствует воспитанию у них активного поведения и самоорганизации в любой деятельности, прежде всего в речевой.

Обобщая теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, можно сказать, что игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, то есть социальных явлений.

2.2. Методика коррекции заикания у дошкольников

в игре И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской

Методика «Устранение заикания у дошкольников в игре» И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. И. Успенской [11] включает систему игр и расслабляющих упражнений, которые систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей. Авторы считают, что создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи и помогает им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях.

Коррекционная работа условно разделена на 9 направлений.

Раздел 1. «Расслабляющие упражнения (релаксация)» включает упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как во всех органах артикуляции, так и во всем теле. Система расслабляющих упражнений представлена в игровой форме, сопровождается рифмованными фразами.

Релаксация «Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…з асыпают(2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-а-аб-ле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляются (2 раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело(2 раза)

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губы тёплые и вялые,

Но нисколько не усталые…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется(2 раза)

Нам понятно, что такое…

Состояние покоя(2 раза)»

Хорошим помощником для расслабления служит воображение. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения.

Педагог предлагает: «Давайте притворимся, что мы – свечки на торте. Мы разноцветные: оранжевые, жёлтые, зелёные, красные, голубые, фиолетовые, белые. Мы стоим, высокие, прямые, выглядим как деревянные солдатики. Тела наши крепкие. Огонёк над головой припекает всё сильнее и жарче. Вы начинаете плавиться. Сначала падает голова… Теперь плечи… руки… Воск, из которого вы сделаны, медленно тает. Ваши ноги оседают… и медленно… медленно… вы становитесь лужицей воска на полу. А теперь поднимается холодный ветер и дует на вас: ф – ф – у… ф – ф – ф – у – у – у, и вы снова становитесь стройными и красивыми».

Раздел 2. «Режим относительного молчания» включает игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить; в игре ребенок охотнее будет соблюдать режим относительного молчания и говорить однословно или короткими фразами. Эти игры для детей называются «молчанки».

Продолжительность этих игр разная – от 10 до 40 минут в зависимости от сюжета. Перед началом игры следует рассказать о ее содержании, объяснить, что главное условие – молчать. Молча можно рисовать, вышивать, делать аппликации, играть в разведчика, в подводное плавание. Выполнение главного задания должно поощряться. Это либо нарисованное в специально заведенном альбоме солнышко, либо получение звездочки и пр. Иногда детям предлагаются «ключики», с помощью которых они закрывают ротики на замочек либо, наоборот, открывают. Каждые 2-3 дня подбирается новая игра.

Игры для периода относительного молчания

«Молчанка».

Взрослый ставит на видном месте часы (лучше песочные) и объявляет: «Долго язычок болтал, он устал и замолчал, а кто первый заговорит – с того фант». В течение определенного времени ребятам предлагается молча спокойно заняться рисованием. Далее фанты разыгрываются.

«Аквалангист».

Эта игра-молчанка начинается с рассказа взрослого: «В морях, на разной глубине, очень интересно, там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы… Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – можно захлебнуться…» К этому сюжету подбирается игровой реквизит: ракушки, камешки, можно сделать маску и ласты. После ряда «погружений» на «берегу» можно рассмотреть дары моря. Дети называют их кратко и четко. В конце игры ребенок получает звание «Лучший аквалангист», в его альбом «заплывает золотая рыбка».

«Маятник». Дети сидят по-турецки, руки на затылке. Спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед – выдох. Возврат в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.

«Сыграем на гармошке». Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону – медленный выдох. Правый бок растягивается, как гармошка. В исходное положение – вдох. Пауза в три секунды. Аналогично – с левым боком.

«Лошадки». Дети-лошадки стоят долго на морозе, им надо согреться. Дети держат руки перед грудью несколько напряженно, стоят на одной ноге. Вторая нога, согнутая в колене, касается носком пола. Роняют расслабленные руки, меняют ногу. Возвращают в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

«Услышишь звук – покажи направление». Дети сидят с закрытыми глазами, логопед подает тихий сигнал погремушкой или колокольчиком. Открыв глаза, дети смотрят на логопеда, кто-то один по сигналу показывает направление услышанного звука.

«Космонавты». Логопед напоминает, какими выдержанными, спокойными, собранными должны быть космонавты, и предлагает детям ничего не выполнять без сигнала «выполняйте». Логопед предлагает детям встать, они сидят. Затем он произносит: «Выполняйте» - дети встают. Аналогично выполняются иные движения.

Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Ребенок молча слушает, изображает действия персонажа или произносит отдельные слова, затем молча рисует или мастерит поделку по теме.

Примеры литературных игр-молчанок: басня И. Крылова «Ворона и лисица» : «Пока ворона молчала, у нее был кусочек сыра, а как каркнула, сыр выпал из клюва…». Или сказка Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» : «Элиза молчала до тех пор, пока она не сплела из крапивы 11 рубашек, чтобы спасти братьев от злой колдуньи». Сюжетами для игр может быть и сказка Гаршина «Лягушка-путешественница», и сказка К. Ушинского «Ворона и рак», и мультфильмы с подобным сюжетом.

Раздел 3. «Речевое дыхание» включает приемы для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

Авторы считают, что наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи остаются практически неподвижными. При постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы. Легкая полуулыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет ладонь ребенка, если ее положить на область диафрагмы. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Приведем примеры некоторых игр-упражнений.

«Шину прокололи».

Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком ШШШ…).

«Жук».

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук (со звуком ЖЖЖ…, одновременно руки опускаются вниз.

Раздел 4. «Общение короткими фразами» включает игры и игровые приемы для начального периода работы по устранению заикания. Они помогают обучить ребенка технике правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные; слитно произносить слова в смысловом отрезке; пользоваться паузами и логическим ударением. Для детей этот период занятий носит название «В стране коротких ответов». Приведем примеры некоторых игр-упражнений.

«Найди главный звук».

На столе разложены картинки, в названиях которых разноместное ударение. Дети по очереди берут любую из них, показывают ее всей группе и называют ударный гласный, выделяя его голосом. Затем произносят этот звук отдельно. Выигрывает тот, кто больше получит карточек с соответствующими буквами.

«Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Логопед читает стихотворение, не заканчивая стихотворные строчки. Ребенок подбирает недостающие рифмы.

Наша козочка скакала, да и ноженьку … (сломала).

Правда!

Но скажу тебе по чести:

Ведь нельзя сидеть на … (месте).

Это всем давно известно –

Без игры … (неинтересно).

Трудно!

Наша козочка поплачет,

А поправится – … (заскачет).

Чудно!

(Ю. Тувим)

Раздел 5. «Активизация развернутой речи» содержит игровые приемы для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания. Игры этого раздела помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название этого периода – в «Стране полных ответов». Приведем примеры некоторых игр-упражнений.

«Посмотри, подробнее расскажи».

Логопед достает из картинки две предметные картинки, показывает их детям и говорит: «Вот две картинки, еж и яблоко. А предложение с ними нужно придумать одно, например «У ежа на иголках яблоки». А кто придумает интереснее?»Выигрывает тот, кто соберет больше картинок.

«Маша-растеряша».

Логопед заранее прячет вещи в разных местах. Затем он говорит: «Жила-была на свете девочка Маша. Она не убирала на место свои вещи и всегда долго их искала. За это Машу прозвали растеряшей. А вы – аккуратные ребята, давайте поможем Маше отыскать ее вещи. Каждый, кто найдет что-нибудь, пусть принесет мне и подробно скажет, где нашел эту вещь».

Раздел 6. «Куклы-петрушки». Ожившие куклы (с ручным управлением или бибабо) помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все его движения становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи.

«Расскажи о кукле».

Куклы служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребенка. Речевой материал должен соответствовать уровню логопедической работы (отдельные слова в начальный период; короткие предложения; сложные предложения; рассказы). Например, в начальный период проводится однословное описание куклы с помощью вопросов взрослого. Ребенок произносит на выдохе и с удлинением ударного гласного отдельные слова. При этом артикулирующая кукла ребенка открывает рот соответственно ударному гласному звуку: «Это Буратино. Он был поленом. Потом он стал мальчишкой. У него на голове колпачок».

Раздел 7 «Инсценировки» и раздел 8 «Сюжетно-ролевые игры» посвящены играм-драматизациям, в которых используется способность детей к творческому перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения. В инсценировках дети-артисты учатся непринужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения») у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. Становясь «взрослыми» во время игры, они обретают уверенность речевого общения.

Инсценировка «Наш театр».

Обычно игры начинают с разыгрывания диалогов. На первом этапе овладения правильной речью более доступны диалоги в стихах. При их инсценировке каждый актер должен знать свой текст наизусть, общается он только с одним партнером. Сначала это могут быть короткие стихотворные диалоги, где каждый выступает с несколькими репликами.

В гостях у королевы

- Где была сегодня, киска?

- У королевы английской!

- Что видала во дворце?

- Видала мышку на ковре.

(С. Маршак)

Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Портной: Открыто ателье для кукол и зверей. Пожалуйста, заходите. Что

вы хотите сшить?

Заказчица: Вот моему зайчишке Тишке нужны трусишки.

Портной: Материал у вас есть?

Заказчица: Вот, пожалуйста.

Портной: Стой, Тишка, спокойно. Нам нужно снять мерку.

Заказчица: Спасибо!

Портной: Приходите за заказом завтра после обеда.

(Берет ножницы и изображает, как он кроит. При этом говорит: «Сейчас я скрою трусишки для Тишки. Теперь сошью. Вот и готовы трусишки»)

Раздел 9. «Заключительные занятия» включает советы по организации и проведению детских праздников. Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал.

Публикации по теме:

Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное Президентом Российской.

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.

Я патриот своей страны. Методика работы по патриотическому воспитанию дошкольниковЯ патриот своей страны. Методика работы по патриотическому воспитанию дошкольников За что я люблю город Ижевск Знакомство дошкольников с родной страной начинается с родного города. Я хочу, чтобы дети гордились своим городом,.

Консультация для специалистов и педагогов ДОУ: «Пение как один из способов коррекции заикания у детей дошкольного возраста» .

Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности».

Методика формирования правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников Видео Во время занятий физической культурой с ребенком необходимо тщательно следить за тем, чтобы у него была правильная осанка, особенно надо.

Методика обучения дошкольников изображению разных предметов, героев сказокМетодика обучения дошкольников изображению разных предметов, героев сказок С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией,.

Методика организации коллективной формы художественно-творческой деятельности старших дошкольников. Коллективная форма организации художественно-творческой деятельности дошкольников имеет большую ценность, т. к. ребёнок, в силу своих возрастных.

Программа «Комфорт лого» как универсальная методика коррекции и развития адаптационных возможностей школьников с ОВЗ ПРОГРАММА «КОМФОРТ ЛОГО» КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ Компьютерные технологии.

Методика использования степ-аэробики в процессе физического воспитания дошкольников Стафеева А. В., кандидат педагогических наук, доцент, Реутова О. В., старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика коррекции заикания у дошкольников
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 20:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика коррекции заикания у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Коломиец (УИ 1452804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД