Получи документы

Методика нейропсихологической коррекции

Наталья Кириллова
Методика нейропсихологической коррекции

По данным различных специалистов, около 90% детей имеют отклонения физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что характеризуется отсутствием сосредоточения, повышенной отвлекаемостью, гиперактивностью и импульсивностью.

Публикация «Методика нейропсихологической коррекции» размещена в разделах

Симптокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудность в обучении и межличностных отношениях. В большинстве случаев для таких детей характерно двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения и мыслей, неспособность учиться на своем опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения, начатого до конца, болтливость, рассеянность, отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношения со сверстниками, тревожность и низкая самооценка Существующая неудовлетворенность решения этой проблемы определяет актуальность разработки новых подходов и алгоритмов в коррекции СДВГ. Сочетание нейропсихологического сопровождения и медикаментозного воздействия наиболее эффективно для решения этих проблем.

Существует несколько теорий возникновения СДВГ у детей. К самым распространенным относят:

• генетическую;

• социально-психологическую (неправильное воспитание, условия проживания в семье, алкоголизм родственников);

• биологическую (травмы при родах, органические повреждения мозга в период беременности).

Дети с СДВГ гиперактивны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем эффективно применять нейропсихологическую коррекцию.

Основы нейропсихологической коррекции представляет учение А. Р. Лурия, о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций. Каждый вид деятельности обеспечивается комплексом мозговых структур, и разделяются на три функциональных блока.

Первый функциональный блок, связан с уровнем регуляции тонуса и бодрствования, энергоснабжения. Он обеспечивается корково-подкорковыми и межполушарными взаимодействиями. У детей с дефицитом данного функционального блока отмечается запаздывание определения ведущей руки, увеличение числа ошибок к концу заданий, неусидчивость, снижение мотивации, двигательной и эмоциональной расторможенности, изменение темпа деятельности. Для гармонизации нейродинамического обеспечения деятельности используют ряд упражнений, направленных на активизацию подкорковых образований головного мозга. К ним относятся:

• дыхательные упражнения и растяжки;

• различные виды массажа и самомассажа (весьма эффективен пальцев рук и ушных раковин);

• телесные упражнения и техники релаксации;

• глазодвигательные упражнения.

Второй блок осуществляет прием, переработку и хранение сенсорной информации. Структуры головного мозга, отвечающие за деятельность данного блока, находятся в задних отделах полушарий мозга. Каждая область отвечает за определенный тип информации (височная — слуховую, затылочная — зрительную, теменная — общечувствительную).

Второй блок включается в себя три надстроенные друг над другом корковые зоны. Вначале, первичные зоны осуществляют прием нервных импульсов. Затем вторичные зоны обрабатывают полученную информацию. Третичные зоны осуществляют логические и грамматические операции, которые требуют участия абстрактного мышления и отвечают за человеческую память.

Для оптимизации данного блока используют упражнения, направленные на:

• улучшение свойств памяти, внимания;

• формирование пространственных представлений и отношений;

• развитие ловкости и плавности произвольных движений.

Морфофункциональные структуры третьего блока включают лобные отделы коры больших полушарий и позволяют выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. У таких детей недостаточно сформирована мелкая моторика, выражены нарушения функции регуляции и контроля, структурно-топологической и координаторной составляющих пространственных представлений, мнестической деятельности в звене избирательности. На данном этапе необходимо расширять адаптационные возможности, развивать коммуникативные навыки, формировать положительную самооценку. У детей с СДВГ процессы не сбалансированы, поэтому рекомендовано применение:

• ролевых игр;

• коммуникативных упражнений с вербальным и невербальным акцентирование;

• упражнений, направленные на повышение саморегуляции, вариативности и рациональности поведения.

В ходе нейропсихологической коррекции происходит интеграция всех психических процессов, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности, исчезают проявления дезадаптации.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

План-конспект по коррекции бокового произношения [С] I подготовительный этап Артикуляционные гимнастики: «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка», «Лопаточка – Иголочка». Дыхательные.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции  нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика нейропсихологической коррекции
Опубликовано: 25 августа 2021 в 09:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД