Получи документы

Методика организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ

Ирина Гумерова
Методика организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность подвижной игры – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Что бы организовать подвижную игру необходимо, чтоб дети упражнялись в освоении основных движений. Можно выделить основные движения характерные для детей младшего дошкольного возраста. Это ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание, бросание и ловля. В младшей группе нужно учить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Для этих целей используют различные приемы: указания педагога, его показ, имитацию, игровую форму, зрительные ориентиры. Чтобы научить детей поднимать ноги, следует использовать игры с перешагиванием через шнур, кубики. На третьем - четвёртом году жизни ребёнка нужно учить бегать, сохраняя равновесие и заданное направление, не наталкиваясь на предметы. Для этого можно использовать игры с бегом между двумя линиями, не наступая на них. Дети также учатся бегу с ускорением и замедлением в подвижных играх типа «Догони меня», «Догони мяч». Также в младшей группе вводятся прыжки на двух ногах, с продвижением, в длину и высоту с места. Основное внимание взрослого должно быть направлено на обучение детей отталкиванию двумя ногами, мягкому приземлению на носки при прыжках вверх и в высоту с места. Основными приемами обучения являются показ и объяснение воспитателя, игры с прыжками, зрительные ориентиры.

Публикация «Методика организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах

Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога. Проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые необходимо учитывать воспитателю или педагогу.

Подбор игр нужно осуществлять с учетом возрастных особенностей детей, их представлениями, умениями, навыками, знаниями об окружавшем мире. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка). Важно,чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для использования маленькими детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

Чтобы привлечь внимание детей младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который также подскажет детям движения и заменит в игре правила. Также важно использовать в играх разнообразные двигательные задания, с ходьбой, с прыжками, с бегом. Важно учитывать состояние детей. Если дети возбуждены, следует провести спокойную, малоподвижную игру, которая потребует от детей концентрации и внимания. Если же дети долго сидели на занятиях, то лучше провести игру с многообразными движениями, которые меняются в соответствии с сюжетом.

Подготовка к игре состоит из нескольких моментов. Первый это ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр, что позволяет педагогу подобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей, в зависимости от условий проведения и количества детей. Второй момент это подготовка к проведению конкретной игры, это поможет продумать как распределить играющих, так чтобы они смогли свободно передвигаться и как использовать пособия. До игры детей нужно познакомить с неизвестным им персонажами, с помощью сказки, картинки. Это поможет ребятам быстрее освоить игровые действия. Третий момент подготовки это подготовка помещения к игре. Если игра проводится в групповом помещении, оно должно быть проветренным, нужно провести влажную уборку, освободить помещение от посторонних предметов. Также важное значение имеет одежда играющих, она должна быть удобной и не стеснять движения. Когда все заранее подготовлено и продуманно, воспитатель может провести игру с пользой для детей, а малыши получат множество положительных эмоций.

Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста всегда организует воспитатель. Воспитатель сообщает название игры, излагает ее содержание, объясняет правила. Объясняя игру, он подчеркивает смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. Надо раскрыть только самое главное. Объяснение должно быть кратким, четким, проходить живо. Объясняя игру впервые, воспитатель или сам показывает детям движения, которые могут затруднить их. Подвижная игра предусматривает выполнение основных образовательно-воспитательных задач, таких как развитие и совершенствование движений детей, приучение детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач зависит от того как педагог заинтересует и привлечет детей к игре. Важным условием является общение детей с взрослым и сверстниками. В освоение детьми новых движений воспитателю принадлежит ведущая роль, важно чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником. Дети младшего дошкольного возраста стараются подражать воспитателю в выполнении движений. Однако дети недостаточно владеют своим телом и постоянно допускают ошибки в выполнении движений, не обращая на это внимания. Не стоит быть настойчивым, пока малыш не освоит новое движение. Для совершенствования движений педагог может использовать разные приё мы: личный показ, пояснение, указания. Особенно важно поощрять детей, хорошо выполняющих движение. Активное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей.

Специфика предметно-игровой среды для организации подвижных игр в младшем дошкольном возрасте.

Во всех играх, независимо от направленности или характера, всегда присутствуют игрушки. Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в игре, предоставляют место и время для игры. Игрушка побуждают малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащают чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни.

Предметно-игровая среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности. Соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности, развивать детскую игровую деятельность, отвечать ее задачам.

Для провидения подвижных игр необходимо иметь разнообразное оборудование, которое стимулируют самостоятельную двигательную деятельность детей. Это может быть как физкультурное оборудование - кегли, обручи, мячи, скакалки, так и атрибуты для сюжетных игр – различные маски, элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей. У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Не следует использовать много оборудования – примерно две трети должны быть свободными. Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Яркая аппликация с формами или сказочным сюжетом сделает атрибут еще более привлекательным. Два-три крупных разноцветных надувных мяча и нескольких мячей меньших размеров будут стимулировать ходьбу. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка – это способствует развитию его активности, самостоятельности. Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети пользуются мячами разных размеров, деревянными и пластиковыми шариками, мешочками с песком (вес 150-200 г, а также шишками, камешками и другими предметами. В качестве мишеней можно использовать обручи, корзины, различные сетки. Помимо перечисленных выше пособий и предметов, для проведения игр и игровых упражнений необходимо иметь достаточное количество разных мелких пособий и игрушек, которые можно использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров длинных и коротких, вожжей, обручей, небольших колечек, фанерных или картонных кружков, кубиков, палок, кеглей. Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, изменять условия выполнения двигательных заданий в играх.

Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы малыши сами могли взять из них нужное для игры и положить обратно по ее окончании. Это важно для воспитания у детей самостоятельности, бережного отношения к пособиям, соблюдения определенного порядка.

Методические рекомендации.

Анализ предметно-игровой среды в группах младшего дошкольного возраста показал что, в группах имеется минимум необходимого материала для проведения подвижных игр. Маски однотипные и представлены в одном варианте. Мало атрибутов для подвижных игр с прыжками и метанием. Так как особенностью экспериментального дошкольного учреждения является то, что свои образовательные услуги оно осуществляет не так давно, всего два года, оборудование в группах традиционное, педагоги только начали работу по развитию предметно-игровой среды.

Основные роли, которые используются в подвижных играх для детей дошкольного возраста : волк, кот, курица, медведь. Это роли животных, которые понятны и ясны детям.

Также мы разработали методические рекомендации для воспитателей по формированию предметно-игровой среды в младших группах :

1. Предметно-игровая среда должна быть доступна для детей.

2. Все элементы игрового оборудование должно соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3. Игровой материал, вносимый в игру, должен быть тщательно продуман.

4. Использовать не традиционное, не стандартное оборудование.

5. При организации подвижной игры использовать различные элементы костюмов.

6. Пополнять картотеку разнообразными подвижными играми.

Публикации по теме:

Методика разучивания подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста Независимо от вида подвижной игры, сложности и возрастной принадлежности, её развитие проходит по одним закономерным этапам: Этапы развития.

Роль подвижных игр в организации оптимального двигательного режима с детьми дошкольного возраста. Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Его маленькие жители много знают, многое умеют, многое понимают, но у них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ
Опубликовано: 29 мая 2015 в 17:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД