Получи документы

Методика развития интонационной стороны речи посредством театрализованной деятельности

Дарья Александровна Бебякина
Методика развития интонационной стороны речи посредством театрализованной деятельности

Инсценирование предполагает под собой воплощение текста художественного произведения в действии. Такая реализация слова в действие лежит в основе театральной деятельности.

Театрализованная деятельность, в ходе которой у детей происходит осмысление услышанных или прочитанных художественных произведений, оказывает значительное развивающее и воспитательное воздействие.

Публикация «Методика развития интонационной стороны речи посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Для дошкольника основным видом деятельности является игровая деятельность, поэтому психологически инсценирование воспринимается ребёнком как игра в понравившееся произведение.

Театрализованная деятельность является одним из эффективных средств коррекции интонационной стороны речи у детей со стёртой дизартрией. Подготовка и последующее участие в ней побуждают ребёнка прислушиваться к интонации и тембру голоса (собственного и окружающих людей, определять его высоту для озвучивания того или иного персонажа и самостоятельно использовать необходимые речевые фонетические компоненты.

Главное достоинство театрализованных мероприятий заключается в ненавязчивой форме игры, увлекательности действий, в отличие от планомерных методических занятий наедине с логопедом. В процессе такой творческой практики коррекционного воздействия развивается связная речь, музыкальный слух, легче автоматизируются звуки.

В работе над интонационной выразительностью детей со стёртой дизартрией следует использовать различные игры, относящиеся к театрализованной деятельности.

Игры-драматизации. В таком виде игры ребёнок самостоятельно создает образ с помощью вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей.

Режиссерская игра. В такой игре в качестве актеров выступают игрушки или их заместители, а ребёнок является режиссером – он организует деятельность игрушек. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дети используют различные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых на занятиях: настольный, плоскостной и объемный, кукольный, театр теней и т. д.

На занятиях театрализованной деятельности развивается интонационная сторона речи детей. Для того чтобы полностью отразить специфику речи и характера персонажа, дети должны научиться управлять силой голоса, тембром, темпом речи, правильно и четко говорить. После работы над разучиванием текста необходимо обучить детей передавать характер героев сказок с помощью движений, мимики.

Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения. Это нужно для того, чтобы характер персонажа, его привычки были легко узнаваемы. Маловыразительные интонации, однообразные движения вызывают неудовлетворение собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, следовательно, снижается ее эмоциональное воздействие.

Выразительности речи ребёнка возможно достичь с помощью перевоплощения в персонажа сказок, например, «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.

На подготовительном этапе при вовлечении детей со стёртой дизартрией в театрализованный процесс важно проводить занятия по определению голосовых характеристик персонажей: высота голоса, тембр.

Следует начинать с интонаций, построенных на контрастах. Например, детям легче различать и повторять интонации, с которыми говорят три медведя. При использовании такого приема логопед называет сказку, а дети угадывают, за какого медведя логопед разговаривает. Далее дети сами при помощи интонации загадывают друг другу такие загадки.

После распределения ролей, детей просят проговорить текст персонажа, с использованием таких выразительных средств как мимика, жесты, поза, взгляд. Как отмечают Е. Л. Волосатова и Е. В. Шереметьева, на этом этапе логопедическая работа направлена на развитие основных компонентов просодической стороны речи.

Например, инсценируя сказку «Рукавичка», детям предлагается подражать, как мышке и как волку. При проведении этого задания можно включить элементы соревнования: по очереди попросятся в домик несколько «мышек». Логопед и дети выбирают, у кого получилось жалобнее, кто больше похож на персонажа.

Постепенно задачи усложняются. Ребёнок выполняет действия и проговаривает слова за двоих персонажей. Например, просится в рукавичку как волк, и тут же отвечает за персонажей, кто уже в ней поселился.

Л. В. Артемова отмечает, что в ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняется и активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В ходе театрализованных игр дети подражают высказываниям, поступкам и действиям персонажей. Т. Н. Зелинская пишет, что благодаря этому происходит формирование позитивных эмоциональных отношений в коллективе, выразительность речи приобретает «окраску свободы самовыражения и идентификации себя через призму положительных характеристик персонажа».

Постановка театрализованных представлений способствует интонационной выразительности в части передачи логического ударения, что является важным направлением в логопедической работе с детьми с минимальными проявлениями дизартрии.

Логопед произносит фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например, «Коля, передай сумку», «Коля, передай сумку». Логопед обращает внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова. В дальнейшем необходимо продолжать эту работу с детьми на фрагментах из театрализованных игр, например «Посадил дед репку», «И стала Федора добрей» и т. д.

Театрализованная деятельность положительным образом влияет на эмоциональный фон ребёнка. Она способствует раскрепощению, устранению внутренней зажатости и закомплексованности.

Для развития интонационной окраски и фонационного выдоха можно работать на материале стихотворений. Логопед читает четверостишье с разными интонациями и просит детей повторить. При этом инструкция может быть разной: повторить стихотворение с той же интонацией или найти новые варианты интонации, например: удивленно, насмешливо, грустно, весело. Важно следить, чтобы каждую строчку стихотворения ребёнок произносил на одном выдохе, а постепенно можно удлинять речевую продукцию.

М. И. Кашкина отмечает, что в ходе театрализованной деятельности ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Применяя выразительные средства и интонации, соотносимые с характерами героев и их поступков, ребёнок говорит четче, чтобы все его поняли. Речь становится выразительной, красивой, грамотной.

Таким образом, подчеркивая важность применения логопедом театрализованной деятельности, можно с уверенностью говорить о ней как об инструменте коррекционного воздействия, позволяющем осуществлять преодоление у дошкольников со стёртой дизартрией нарушения интонационной окраски.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельностиВзаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности Чтобы привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в нашей группе мы используем разнообразные.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика развития интонационной стороны речи посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 22:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД