Ольга Виноградова
Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Составной частью работы по ознакомлению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с художественной литературой являются занятия по заучиванию стихотворений. На этих занятиях решается ряд взаимосвязанных задач:
• вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,
• помочь понять содержание стихотворения в целом и отдельных трудных слов,
• обеспечить запоминание стихотворения,
• научить выразительно читать стихотворение перед слушателями,
• воспитывать любовь к поэзии.
Публикация «Методика заучивания наизусть стихотворений с детьми с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Стихотворные текста, подбираемы учителем-дефектологом для заучивания, должны удовлетворять следующим основным требованиям:
• стихотворения должны быть небольшими по объему (1-2 строфы,
• стихотворения для заучивания должны быть доступны ребенку по лексике и содержанию, близки опыту детей,
• для младших детей рекомендуется использовать стихотворения, написанные в доступном двусложном размере (ямб, хорей, и лишь старших дошкольников знакомить с произведениями, написанными дактилем, анапестом и амфибрахием,
• необходимо учитывать индивидуальные особенности детей при подборе стихотворений.
В структуре занятия по заучиванию стихотворений выделяют следующие основные части:
Кратковременная вводная беседа для подготовки к восприятию стихотворения. В процессе беседы целесообразно использовать показ предметов, картинок, игрушек, близких теме стихотворения.
Основная часть занятия начинается с выразительного чтения стихотворения педагогом (наизусть). Затем проводится словарная работа, используются приемы, направленные на развитие у детей понимание содержания стихотворения (показ игрушек, картинок и иллюстраций, инсценировка). Для того, чтобы дети могли лучше почувствовать ритмическую структуру стихотворения целесообразно применять вспомогательные движения рук, дирижирование, выразительные интонации.
Далее педагог повторно читает стихотворение с установкой на запоминание, проводит беседу о стихотворении, о форме его чтения. Затем педагог снова читает стихотворение и предлагает детям рассказать его.
Стихотворение заучивается целиком (а не по строфам или строчкам, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. По ходу чтения педагог подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу чтения.
Заканчивается занятие наиболее ярким исполнением. Можно внести игрушку, которой дети прочитают это стихотворение.
Заучивание стихотворения, как правило, не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства.
Следует учесть, что нормально развивающимся дошкольникам достаточно 8-10 повторений для запоминания стихотворения из 1-2 строф. Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии запомнить такое стихотворение на занятии. Поэтому учитель-дефектолог продолжает эту работу в ходе индивидуальных занятий, а воспитатель выполняет ее в соответствии с записью в тетради взаимодействия специалистов.
Учитель-дефектолог планирует ежемесячно 1 стихотворение для заучивания. Помимо этого дети заучивают стихотворения при подготовке к праздникам, утренникам, некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) дети могут заучивать в процессе игр, прогулок.