Мария Орел
Методологические характеристики проекта
Структура проекта. Жизненный цикл проекта как временная структура деятельности
(по В. Н. Буркову, Д. А. Новикову)
Структурные компоненты (фаза, стадии, этап) Содержание
1. Фаза проектирования (включает в себя построение модели проекта и план ее реализации)
Стадия: Концептуальная
1. Выявление противоречия.
2. Формулирование проблемы.
3. Определение проблематики.
4. Определение цели.
5. Выбор критериев. 1. Противоречие в практике. Определение главного звена проблемной ситуации.
2. Проблема как крупная практическая задача.
Публикация «Методологические характеристики проекта» размещена в разделах
3. Проблематика как определение последствий разрешения проблемы как среды, надсистем, подсистем.
4. Определение целей проекта как антипода проблемы: без проблемы нет системы. Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно.
5. Критерии эффективности проекта устанавливаются самими участниками проекта, возможно с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе. Являются «количественными моделями качественных целей».
Стадия: Моделирование
Этапы:
1. Построение моделей.
2. Оптимизация моделей
3. Выбор модели (принятие решения) 1. Прагматические модели как рабочие представления будущего проекта.
Условия дальнейшей реализации моделей:
- согласованность со средой;
- простота модели;
- адекватность цели критериям.
Методы построения моделей :
- метод сценариев
- графические методы
- метод структуризации
- метод дерева целей
- морфологический метод
- деловые игры
- метод мозгового штурма и др.
2. Нахождение среди множества альтернативных моделей наилучших в заданных условиях. Сокращение альтернатив, проверка отобранных моделей на устойчивость.
3. Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы. Методы : экспертизы, оценки качества экспертизы.
Стадия: Конструирование системы.
Этапы:
1. Декомпозиция
2. Агрегирование
3. Исследование условий
4. Построение программы 1. Процесс построения общей цели проекта на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс возникающих задач. Основной метод – построение древа целей.
2. Агрегирование (объединение в целое) как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы – определение конфигуратора, использование классификаций.
3. Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и других условий реализации проекта в целом и по каждой его задаче в отдельности.
4. Создание программы реализации проекта как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные сроки. Основные методы : определение основных вех, календарное планирование, сетевое планирование, диаграмма Ганта.
2. Технологическая фаза
Стадия: Реализация модели системы Опытная работа по реализации проекта. Методы : обучение и воспитание, педагогические (образовательные) технологии, методы оперативного управления, контроль выполнения планов, внесение коррективов, дополнительное ресурсное обеспечение.
3. Рефлексивная фаза
Итоговая оценка (самооценка) результатов, рефлексия.
Самооценка результатов реализации проекта. Экспертиза с привлечением независимых экспертов.
Рефлексия как способ осознания целостности собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «Объективизация», «оборачивание».