ЕЛЕНА КАЗАКОВА
Методологический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Методологический аспект проблемы умственной
отсталости в период школьного обучения
Возраст как один из признаков, отличающих индивида-личность в обществе, включает 2 взаимосвязанных составляющих: социальную и биологическую. Оценка социальной составляющей возраста как точки отсчета способности индивида к каким-то действиям, фиксируемой в общественных правовых нормах, в реальной жизни невозможна без учета биологической составляющей. Начало обучения ребенка в возрасте 7 лет (социальная составляющая) определяется соответствующей биологической, включая психологическую, ступенью его развития.
Публикация «Методологический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Проблема диагностики возрастных особенностей является центральной не только в детской психологии в связи с обучением и воспитанием Божович Л. И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б., Binet А., и другие [2, 3, 5, 8, 11], но и в детской психиатрии Сухарева Г. Е., Вроно М. С., Ковалев В. В. и другие [10, 13].
Практика свидетельствует о том, что у ребенка с аномалией психического развития в каждый конкретный возрастной период имеются отличительные и специфические возрастные особенности, которые могут не совпадать с общими показателями возрастного развития детей без психических расстройств.
При психопатологической оценке возрастных особенностей ребенка от 0 до 18 лет с психическими расстройствами учитываются:
1) возрастная «предпочтительность» психического нарушения;
2) наличие патологических возрастных психических феноменов.
Определение предпочтительности того или иного психопатологического нарушения для отдельных возрастных этапов основано на представлениях Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева [14] о преимущественных как для детей, так и для подростков психических расстройствах. К психическим расстройствам, наблюдающимся преимущественно в детском возрасте, относятся невропатия, ранний детский аутизм, гиперкинетические (гипердинамичеcкие) нарушения, страхи, уходы и бродяжничество. Среди психических расстройств, встречающихся в подростковом возрасте, эти авторы выделяли гебоидные, дисморфофобии и сверхценные расстройства.
У ребенка от 0 до 18 лет обнаруженное психическое нарушение необходимо соотнести с психическим нарушением, «предпочтительным» для этого возраста.
К патологическим возрастным психическим феноменам относятся возрастные («нормальные») психические феномены, возникшие при психических заболеваниях.
При разграничении понятия патологического возрастного психического феномена от близкого понятия «возрастного новообразования» Л. С. Выготского [1, 2, 3, 12] следует помнить о том, что их различие принципиально уже потому, что в первом случае речь идет о болезни, а во втором – о нормальном этапе развития.
Переходя к характеристике патологических возрастных психических феноменов, об основных патогенетических механизмах, надо сказать, в действительности достаточно часто имеет место их сочетание друг с другом.
Один из механизмов проявляется тогда, когда патологический процесс затрагивает возрастной психический феномен, типичный для данного возраста.
В этой ситуации патологический возрастной психический феномен – это следствие видоизменения физиологического возрастного феномена психики в результате какого-либо болезненного состояния или усиления имеющихся
возрастных психических феноменов «заострение нормального симптома развития» - Выготский Л. С. [1, 2, 3, 12]
Благодаря другому болезненному механизму возрастные психические феномены у ребенка сохраняются за границами того возраста, в котором они суть норма. В этих случаях патологические возрастные психические феномены, как правило, носят отчетливый ретардатный (задержанный) характер. Например, сохранение патологического фантазирования и связанной с ним игровой деятельности, свойственных младшим дошкольникам, вплоть до юношеского возраста.
Третий механизм формирования патологического возрастного психического феномена – переход психического феномена на уровень, который предшествовал этому возрасту, то есть его регресс. Например, возврат ребенка, говорившего фразами, к лепету.
Таким образом, психопатологическая оценка возраста служит существенным дополнением характеристики возрастного этапа, на котором находится данный ребенок.
Структура возраста – сложное образование. Для ребенка с психическими расстройствами хронологическую (биологическую, психологическую, культурную, социальную характеристики следует дополнить психопатологической; их классификация имеет значение для педагогической практики (решения вопросов диагностики школьной зрелости и колебаний показателей обучаемости у детей с психическими нарушениями).
Одно из центральных мест в исследовании проблемы возраста занимает периодизация в промежутке от 0 до 18 лет. Это связано с тем, что наиболее ярко подобные перемены происходят в указанный возрастной период Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Гальперин Г. Я., Эльконин Д. Б., Божович Л. И., Сухарева Г. Е., Ковалев В. В., Ушаков Г. К., Вроно М. С. и другие, а так же с тем, что возрастные различия определяют общую и индивидуальную стратегии обучения и воспитания детей Эльконин Д. Б. и другие. «Принцип дифференциации развития, - писал Б. Г. Ананьев, - совпадает с принципом дифференциации воспитания в такой мере, что каждая часть воспитания совмещается с соответствующим видом развития (умственное воспитание в процессе обучения – умственное развитие, физическое воспитание - физическое развитие и так далее)». [4,6,7]. Таким образом, теоретический и практический смысл изучения возрастной периодизации в детском возрасте очевиден [15].
Биогенентические теории рассматривают развитие главным образом как раскрытие различных задатков. В их основе лежат биологические модели, базирующиеся на идеях Ч. Дарвина и других. Например, О. Kroh предлагает модель, имеющую три ступени, каждая из которых делится на три фазы. Первая ступень – раннее детство, вторая и третья – созревание. Границы перехода от одной ступени к другой – кризисное состояние.
В работах психоаналитического направления (Freud S., Freud A. и другие) обосновываются последовательные стадии развития полового влечения: (оральная до 2 лет, анальная (2-4 года, фаллическая (4-5 лет, латентная (6-12 лет) и генитальная (12-18 лет). Эти стадии, по мнению авторов работ, данного направления, отражают развитие всех сторон личности и по этой причине могут служить критерием возрастной периодизации.
Эпигенетическая теория психического развития, по Е. Erikson, представлена восемью стадиями психического развития, которые протекают с кризисами, «повторными пунктами», конфликтами между противоположными состояниями сознания и психики в целом как бы внутри каждой из стадий, отражающих становление идентичности личности (отождествление себя с родителями, мальчиками или девочками и тому подобное). При успешном разрешении перечисленных конфликтов происходит образование определенных личностных качеств.
1-я стадия определяется конфликтом между доверием-недоверием к окружающему миру (0-1 год); 2-я – между чувством независимости и ощущением стыда (1-3 года); 3-я – между инициативностью и чувством вины (4-5 лет); 4-я – между трудолюбием и чувством неполноценности (6-11 лет); 5-я – между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующего данному полу (12-18); 6-я – между стремлением к интимным отношением и ощущением изолированности от окружающих (раннее взросление).
J. Piaget основывает периодизацию на приоритете развития главным образом когнитивных функций и в качестве главного процесса в онтогенезе психики ребенка рассматривает развитие мышления.
1. Сенсомоторный период (от 0 до 15 месяцев). Ребенок приспосабливается к миру, познавая его с помощью движений: локомоций и манипуляций.
2. Период недеятельного интеллекта (2-8 лет). Ребенок не может установить закономерности явлений, и его эгоцентризм достигает наибольшего расцвета.
3. Период конкретного интеллекта (9 -12 лет). Возникают операции, связанные не только с предметной деятельностью.
4. Период логических операций (с 13 лет). Интеллектуальные операции принимают абстрактное, символическое выражение.
В качестве основной характеристики детского мышления автор выделил эгоцентризм. Заслугой J. Piaget является то, что он выводит всякую последующую ступень в развитии интеллекта из предыдущей, то есть подчеркивает непрерывность развития психики.
Возрастную периодизацию по Л. С. Выготскому [2,3] следует рассматривать в контексте его культурно-исторической концепции. Развитие ребенка складывается из стабильных и критических периодов. Основными принципами деления детского развития на отдельные возрасты являются новообразования, критические возрасты, исключения из схемы периода эмбрионального развития ребенка и некоторые другие. Возрастную периодизацию по Л. С. Выготскому: кризис новорожденности; младенческий возраст (2 месяца – 1 год); кризис 1 года; раннее детство; кризис трех лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст; кризис 13 лет; пубертатный возраст (14-18 лет); кризис 17 лет.
Возрастная периодизация в рамках деятельтностного подхода у Д. Б. Эльконина выражается в закономерной смене и доминировании двух сфер деятельности в период между рождением и юношеским возрастом: мотивационно-потребностной и когнитивной функций, а также операционно-технических возможностей. в соответствии с этими взглядами автор выделил следующие возрастные периоды : 0-1 год – непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми; 1-3 года – предметно-манипулятивная деятельность, когда ребенок усваивает способы действия с предметами; 3-5 лет – сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольников; 7-11 лет – учебная деятельность младших школьников; 11-13 лет – общественно-полезная деятельность подростков; 13/14-16/17 – юношеский возраст, для которого характерна профессионально-учебная деятельность. Таким образом, каждый возраст имеет характерную ситуацию развития, ведущую деятельность.
Другой подход к возрастной периодизации нашел отражение в теориях об этапах социализации личности. Согласно этим теориям, изменения на этапах социализации столь существенны, что могут быть положены в основу деления на возрастные периоды. В этих теориях наряду с остальными представлениями о значении этапов социализации Bowley J., Spitz R. и другие, таких как переходе от этапа, отражающего полную связь ребенка (в частности, с матерью, до утраты этой связи (например, через обособление) рассматриваются конкретные этапы социализации K Buhler, H. Harbauer, C. Eggers. Авторы выделяют стадии установления (восприятия) контактов, моторной интеграции, критического исследования окружающей действительности, социального включения и новой ориентации в период 0-1 года, 1-3 года, 3-5 лет, 5-10/11 лет соответственно.
Возрастная периодизация по А. В. Петровскому соотносится с развитием личности. В самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. Личность формируется в социальных группах, иерахически расположенных на ступенях онтогенеза. А. В. Петровский выделил следующие возрастные этапы функционирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 лет, детсадовское детство (3-7 лет, младший школьный возраст (7-11 лет, средний школьный возраст (11-15 лет, старший школьный возраст (15-18 лет).
Интегральный подход к возрастной периодизации, базирующийся на данных возрастной физиологии (анатомо-физиологических особенностях психики, убедительно раскрывается в работах ряда физиологов, детских психологов и психиатров. В работах указанного направления проанализирована этапность морфофизиологического созревания психики ребенка и зависимость устойчивости психики ребенка к различным вредностям, особенно в кризисные периоды Сухарева Г. Е. и другие.
Периодизация этапов психического развития ребенка по Г. К. Ушакову основано на представлениях о том, что в основании чувств, аффективных состояний и реакций лежат рефлекторные дуги условных рефлексов. Им выделены этапы:
Моторный (0-1 год, на котором моторные реакции ребенка (крик, плач и прочее) являются рудиментами последующих психических реакций. Созревание моторики, ее совершенствование происходит на протяжении всей жизни индивида;
Сенсомоторного развития (до 6-7 лет, когда моторные реакции ребенка усложняются за счет формирования ощущения и восприятия, а так же внимания, аффективных реакций, мышления и сознания;
Аффективный (3-12 лет, который характеризуется формированием простейших (органических – голода, холода и прочее) и высших (человеческих) аффективных реакций (аффективная окраска разных форм деятельности ребенка);
Идеаторный, который начинается в глубине сенсомоторного, но его истинное начало относится 12-14 годам, и на котором отражено наиболее характерное качество психики – формирование представлений, понятий, суждений, умозаключений.
В. В. Ковалев [9, 10] при построении возрастной периодизации исходил из биогенетического этапности индивидуального развития. При этом в качестве
патогенетической основы преимущественных психических нарушений для разных возрастов им условно взяты качественно различные уровни патологического нервно-психического реагирования детей и подростков на те или иные вредности:
сомато-вегетативный (0-3 года);
психомоторный (4-10 лет);
аффективный (7-12 лет);
эмоционально- идеаторный (12-16 лет).
В соответствии с каждым уровнем автор выделил предпочтительные психопатологические симптомы и синдромы (состояния).
Несмотря на указанные существенные различия между возрастными периодами в возрасте от 0 до 18 лет, отражающие гетерохронность психического развития, между этими различиями существует много общих черт, что обусловлено непрерывностью процесса созревания.
Критерии, позволяющие рассматривать возрастные периоды в возрасте от 0 до 18 лет с единых методологических позиций :
Первый критерий – философский. По G. Hegel, диалектически «… каждый шаг вперед в поступательном движении… удаляясь от неопределенного начала, представляет собой так же и возвратное приближение к последнему…» Такая качественная спираль, отражающая начало, которое уже есть нечто выведенное, показывает разных возрастных периодов, а так же их различие как бы в единстве. Получается, что психические проявления в отдельные возрастные периоды в некотором роде являются повторением психических феноменов предыдущего этапа.
Второй критерий - анатомо-физиологический – отражает соотношение признаков незаконченности развития, незрелости определенных органов\систем и бурной энергии роста, что особенно ярко выражено в кризисные периоды.
Психологический критерий. Несмотря на особенности каждого из возрастных кризов, между отдельными психическими функциями в период 1 возрастного криза, например, в препубертате, имеется много общего в связи с неравномерностью созревания различных сфер психики в сравнении со зрелым возрастом Buhler K., Kroh O., Jung K., Эльконин Б. Д. и другие. Наличие общего признака в возрастные кризы, а именно колебаний уровня устойчивости психики ребенка к разным вредностям, позволяет рассматривать разные возрастные кризы у детей с общих позиций.
Единство различных возрастных периодов так же подтверждается мнением Эльконина Б. Д. - «…психическое развитие заключается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественно формирование операционно-технических возможностей детей, закономерно следует период, в котором идет преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы»
Четвертый критерий – клинический (психопатологический) – так же подтверждает единство периодов детства и пубертата. С одной стороны, психопатологические нарушения в эти возрастные периоды в сравнении с психическими расстройствами у взрослых в целом отличаются неразвернутостью, абортивностью и фрагментарностью Вроно М. С., что большей степени характерно для детей от 0 до 14 лет, чем с 14 до 18 лет. С другой стороны, в рамках одного и того же процесса, например, резидуально-органического церебрального Буторина Н. Е или шизофрении Сухарева Г. Е, именно в возрастные кризисные периоды возможно возникновение или обострение текущего психического заболевания.
В основу последнего – педагогического критерия положена общность задач обучения и воспитания на разных возрастных этапах развития. В эти возрастные периоды происходят начало и окончание обучения и протекает непрерывный воспитательный процесс.
Таким образом, представления о возрастной периодизации в период от 0 до 18 лет, с одной стороны, и о едином методологическом подходе к оценке возраста в эти периоды – с другой, наглядно отражают гетерохронность и непрерывность процесса развития ребенка и объединяют представления о процессе развития как бы по двум осям.
Итак, методологический аспект в изучении детей с психическими нарушениями основан на двух основных подходах:
1. Психопатологическая оценка возрастных особенностей детей с психическими расстройствами;
2. Возрастной подход, описывающий структуру возрастных новообразований у детей с психическими расстройствами, включающий хронологическую (биологическую, культурную и социальную характеристики.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Выготский Л. С. Коллектив как фактор различия аномального ребенка// Собр. соч., т. 5 -М., 1982.
2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства// Собр. соч., т. 5-М., 1983.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии// Собр. соч. : В 6т. -М., 1983.-т. 5.
4. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований - М., 1987. – 312 с.
5. Жуткова Н. В. Учитель о практике психологической помощи–М. ,1998 - 320 с.
6. Замский Х. С. Умственно отсталые дети : История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. – М., 1995. – 290с.
7. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. - – М., 1980. – 290 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2000 – 274 с.
9. Клинико-генетические исследования олигофрении/ под ред. М. С. Певзнера, М., 1999 – 294 с.
10. Ковалеву В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995 – 361с.
11. Леонтьев А. Н. Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности. – М., 1972. – 302 с.
12. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1999 – 215с.
13. Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. - М., 2000 – 311с.
14. Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей// Дефектология, 1997, №1.
15. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе - СПб., 2002 – 496 с.