Получи документы

Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ

Наталья Полухина
Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ.

Выполнила учитель – дефектолог Полухина Н. А.

Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико – интонационных элементов речи, а именно ритм, темп, тембр, модулированность голоса и интонационная выразительность.

1. Формирование ритмических структур.

Такие игры способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, аудиальной памяти, речи, крупной и мелкой моторики.

Игра «Барабанщик»

Публикация «Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

Игра «Дирижер»

Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение

Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

«Медленные стихи.»

Цель: развивать чувство ритма. (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

«Подбор рифмы.»

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Я залез на коня

И держусь руками,

Посмотрите на меня.

Я поехал к. (Дедушке? Маме? Леше)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой. (Трясет? Вертит? Мотает)

В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко,

Взял я палку, и она

Превратилась в. (Лошадку? Скакуна? Коня)

Педагог дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала. (Ехала машина.

Прокололась шина).

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки

Теплые сапожки).

Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз

И вагончики повез).

Детям предлагается не просто подобрать рифму, а с определенным условием.

Например, пара подушка – кукла, детям предлагается к первому слову подобрать рифму, которая является обобщением второго слова. (т. е. кукла – это игрушка, следовательно рифмованная пара получается подушка – игрушка); продукт – яблоко – фрукт, стебель – шкаф – мебель, вещица – ворона – птица. Еще одним вариантом игр на развитие рифмы является подбор слова в уменьшительно – ласкательной форме. Например, птичка – вода – водичка, кошка – рыба – рыбешка.

2. Формирование темповой организации

Такие игры способствуют не только умению двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, но и развитию воображения, инициативы, сообразительности, организованности.

1 упражнение.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

•Как медленно вертится колесо!

•Помогите, человек тонет!

•Как долго тянется зима!

•Скорей бежим домой!

2 упражнение.

Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

•Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорки.

•Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят

Оборудование: Красные ("медленно", желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

«Поезд».

Цель. Учить детей соотносить темп движений и темп речи.

Дети стоят друг за другом, согнув руки в локтях. Слушая стихотворение, делают круговые движения руками и начинают движение вперёд «змейкой» по группе в соответствии с текстом стихотворения.

Тихо едет паровоз,

Он нас далеко повёз.

Слышим мы со всех сторон

Стук колёс и рельсов звон.

Поезд едет побыстрее

Деткам станет веселее!

Поезд едет, поезд мчит,

Он колёсами стучит.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Мчится поезд во весь дух!

3. Формирование модулированности голоса и речевого дыхания.

Такие упражнения способствуют развитию самоконтроля, сосредоточенности, произвольности.

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

1 упражнение.

Произнеси звук (У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).

2 упражнение.

Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

3 упражнение.

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

4 упражнение.

Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

Упражнения на развитие силы голоса.

1 упражнение «Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

2 упражнение «Аукание».

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

3 упражнение «Покричим?»

Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать, например: Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка!

4 упражнение.

Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко):

ОООО

АААА

АУИ АУИ АУИ АУИ

5 упражнение.

Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция):

УУУу

ЖЖЖж

ABA ABA ABA ава

6 упражнение.

Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 12345

Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321

9 упражнение.

Назовем дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;

среда, четверг - шепот;

пятница, суббота - голосом средней силы;

воскресенье - громко;

суббота, пятница - голосом средней силы;

четверг, среда - шепот;

вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.

4. Формирование тембральной окраски речи.

Игры способствуют развитию восприятия психологического состояния людей, развитию мышления. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.

Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

«Произнеси по-разному».

Произнесите маленькое слово «О»:

•Удивленно.

•Радостно.

•Недовольно.

•Испуганно.

«Настроение»

Произнесите данные слова, выражая голосом разные

чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением.

«Скороговорки».

Сказать скороговорку разным тоном.

Проворонили ворона вороненка.

•С сожалением («Жалко вороненка»);

•С осуждением («Вот растяпа эта ворона»);

•С удивлением («Не может быть!»,

На дворе трава, на траве дрова.

•Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);

•Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);

•Равнодушно («Ну и что?»).

5. Формирование интонационной выразительности.

Средствами выражения интонации являются - темп, ритм, высота, сила и тон голоса. Следовательно, формирование интонации происходит после специальной работы по развитию этих компонентов.

Такие упражнения активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умение отвечать и задавать вопросы, вести диалог.

1 упражнение.

Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и? А о_у и!

Аоуи - аоуи? АОУИ - аоуи!

2 упражнение.

Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

3 упражнение.

Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?

4 упражнение.

Отработка интонации восклицательного предложения.

Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

5 упражнение.

Дифференциация различных видов интонации.

Педагог предлагает составить предложение и произнести его с разной интонацией. Пришла весна. Пришла весна? Пришла весна!

Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить.

Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

Используемая литература:

1. Александрова Л. Ю. Спирина Н. П. «Диагностика просодических различий» – Спб – 2000

2. Волкова Л. С. «Логопедия»: Учебное пособие – М. – 1998

3. Глухов В. П. «Особенности формирования просодического компонента речи дошкольников с ОНР» – М. : Издательский дом «ГРААЛЬ», 2001

4. Ефименкова Л,Н. «Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи» М. : Сфера, 2005

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР» – М. 2005

6. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» – М. – 2004

7. Лалаева П. Н. «Нарушение речи у детей с ЗПР» – Спб – 1998

8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Методика развития просодического компонента речи у детей с ЗПР» - М. – 2005

9. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей» - М. : Сфера, 2009

10. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. «Технологии формирования интонационной стороны речи» : Учебное пособие для студентов педвузов – М. : АСТ: Астрель, Харваст, 2007

Публикации по теме:

Развитие просодических компонентов речи у детей через приобщение к русской народной культуре • «РУССКИЙ НАРОД НЕ ДОЛЖЕН ТЕРЯТЬ СВОЕГО НРАВСТВЕННОГО АВТОРИТЕТА СРЕДИ ДРУГИХ НАРОДОВ - АВТОРИТЕТА, ДОСТОЙНО ЗАВОЕВАННОГО РУССКИМ ИССКУСТВОМ,.

Развитие интонационной выразительности речи. Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 23 сентября 2014 в 16:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Полухина (УИ 244750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД