Елена Остроухова
Методы и приёмы индивидуальной работы в физическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование ориентирует нас, педагогов на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка (тип нервной деятельности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, пол ребенка и т. п.) в процессе занятий физическими упражнениями.
Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников в нашем ДОУ является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей. Он реализуется при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.
Публикация «Методы и приёмы индивидуальной работы в физическом воспитании» размещена в разделах
Следует отметить, что нередкой является практика временного освобождения детей, перенесших острые респираторные заболевания, грипп, обострение хронического тонзиллита, пневмонию и др., от физкультурных занятий и прогулок. В результате у таких детей резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, который возник во время болезни. Все это приводит к понижению биологической надежности разных систем, к снижению эмоционального тонуса и тем самым — к более позднему биологическому выздоровлению. Между тем правильно дозированная мышечная нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реакций, т. е. восстановлению сниженных под влиянием перенесенного заболевания функциональных возможностей ребенка.
К детям, перенесшим заболевания, на физкультурных занятиях применяем особый подход. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесённых заболеваний представлены на основании исследований Д. М. Российского, Д. М. Серкина, В. К. Добровольского и Е. И. Янкелевич в методическом издании «Настольная книга учителя физкультуры» (1998 год). Ими я руководствуюсь после назначения сроков возобновления занятиями физкультурой врачом нашего ДОУ. В таком же дифференцированном подходе к нагрузкам нуждаются ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, дети с ускоренным ростом. Величину нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его физического состояния определяет врач на основании его анамнеза и проведения функциональных проб.
Например: с детьми, перенесшими ОРЗ (ОРВИ) я занимаюсь физическими упражнениями с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку дозирую: исключаю упражнения, требующие большого физического напряжения, — бег, подвижную игру, прыжки, лазанье, упражнения с резким изменением положения тела (лежа и стоя, так как вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.
У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теплорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, рекомендую воспитателям одеть детей несколько теплее здоровых.
В процессе занятий физическими упражнениями я также учитываю свойства нервной системы воспитанников. Возбудимые дети характеризуются высоким уровнем физической работоспособности. Они успешно и хорошо выполняют упражнения скоростного характера, но хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Эти ребята выполняют все упражнения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя рисунок движения. Для тренировки нервных процессов у таких детей использую чередование упражнений с разным темпом добиваясь строгого выполнения заданного ритма и рисунка движения. В подвижных играх чаще даю им роли, требующие активного торможения.
Дети со слабым типом нервных процессов отличаются сниженной двигательной активностью, особенно трудны для них нагрузки скоростного характера и упражнения на выносливость. По моим наблюдениям они медленно и с трудом овладевают новыми движениями, поэтому нуждаются в большем количестве повторений трудных упражнений, а для закрепления двигательных навыков — в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр. Стремлюсь таких ребят побуждать к подвижным играм во время самостоятельной деятельности, в организованных подвижных играх поручаю им роли, требующие активного действия. А для укрепления веры в свои силы использую тактику одобрения, поощрения, похвалы.
Очень внимательно подхожу к вопросу оценки деятельности ребёнка на физкультурном занятии. В сердечно-сосудистой и мозговой деятельности ребенка происходят огромные изменения, вызванные тем, как оценил его поступки педагог. Положительная оценка вызывает активизацию деятельности, в то время как отрицательная подавляет и дезорганизует физиологические процессы. По моим наблюдениям разных детей ответные реакции неоднозначны. На самоуверенных ребят, которых часто хвалят, положительная оценка может оказать и слабое воздействие, отрицательная же оказывается более эффективной. Но робких детей отрицательная оценка совсем дезорганизует. Большую ценность имеют мои радостные сопереживания по поводу успехов ребенка. Порицания допускаю лишь в тех случаях, когда это действительно оправданно.
В реализации индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании детей я учитываю особенности физического развития ребёнка каждой возрастной группы, типы нервной деятельности, группу здоровья, состояние здоровья, уровень физической подготовленности детей. С этой целью веду учет детей с отклонениями в состоянии здоровья, табель посещаемости детей на физкультурных занятиях. С привлечением медицинских работников провожу хронометраж физкультурного занятия, совмещая его с построением физиологической кривой динамики пульса обследованного ребёнка и определением моторной плотности занятия, что позволяет определить его эффективность. На перспективу в профессиональной деятельности планирую разработать систему занятий, при проведении которых учитывается специфика пола ребёнка, т. е. черты традиционных свойств личности: мужественности - у мальчиков и женственности - у девочек. Половая принадлежность является одной из главных характеристик личности. Поэтому эта работа поможет моим воспитанникам в адаптации к условиям современной жизни.