МААМ-картинки

Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей раннего возраста

Елена Додонова
Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей раннего возраста

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка

является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада

во многом зависит от способности воспитателя создать в группе

благоприятный социально-психологический климат. Замечено, что в группах

даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание

налаживанию положительных взаимоотношений между детьми и созданию

благоприятной эмоциональной атмосферы, малыши жизнерадостны, мало

ссорятся, умеют играть рядом.

Публикация «Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей раннего возраста» размещена в разделах

Кроме того, микроклимат (СПК) в группе один из важнейших факторов

благополучного протекания адаптационного периода, особенно у детей

раннего и младшего дошкольного возраста.

Под социально-психологическим климатом понимается динамическое

поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого

члена группы и тем самым определяющих личностное развитие ребенка и

группы в целом. Социально-психологический климат проявляется как

совокупность психологических условий, способствующих или

препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых

с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.

Социально-психологический климат классифицируют как

благоприятный и неблагоприятный. Характеристиками благоприятного для

личностного развития социально-психологического климата являются

доброжелательность, защищенность, работоспособность, инициативность,

мажор и оптимизм. В условиях детского сада это проявляется в

хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по

отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя

интересным делом, отсутствии детей-аутсайдеров, отсутствии давления и

манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени

эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания и др. Педагогической практикой накоплено множество разнообразных методов и

приемов создания позитивного микроклимата в детском саду, но эти методы

применимы больше для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Что касается малышей, то в группах детей раннего возраста создание

благоприятного микроклимата складывается из налаживания взаимодействия

между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных

взаимоотношений между детьми.

Первым шагом, который делает воспитатель, заинтересованный в

создании благоприятной атмосферы в группе, является осознание и анализ

обстановки в группе, своих собственных взаимоотношений с каждым

ребенком, взаимоотношений между детьми. Для этого можно использовать

социометрический метод оценки неблагополучия ребенка в группе,

например, по форме наблюдения, предложенной Е. Юдиной.

Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо

установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать,

организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и

ребенка, а при возникновении конфликтных ситуаций применять

позитивные способы их разрешения. Этому способствуют такие приемы как :

обращение к каждому малышу по имени и своевременная похвала;

проявление внимания к настроению, успехам, неудачам детей и поддержание

стремления к самостоятельности в играх или при выполнении режимных

процедур; участие воспитателя в совместной деятельности с детьми как

равноправного партнера; отказ от физических наказаний и других

дисциплинарных методов, которые обижают или унижают детей.

Для формирования положительных межличностных отношений,

поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных

контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного

отношения к сверстникам используются различные игры и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова,

видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу

приятное. Созданию доброжелательных отношений между детьми

способствует также совместный просмотр детских работ, фотографий,

беседы о родителях малышей.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой

полезно играть в спокойные хороводные игры: «Пузырь», «Карусель»,

«Зайка беленький сидит», «Заинька попляши» и другие. Дети

охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов,

двигательных заданий.

Можно также организовывать совместные сюжетно-ролевые игры с куклами

и другими игрушками: «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку» и т. д.

Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное

значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного

настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей

внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции.

Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения

возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных

ситуаций. Так, одинаковые или похожие игрушки вносятся в группу по

количеству детей, детям разрешается приносить игрушки в детский сад

погостить, в группе создаются специальные уголки для игр с куклами.

Формированию благоприятной обстановки в группе способствует

создание в группе единой системы традиций и ценностей, чему

способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения

воспитанников, совместное изготовление несложных подарков для

именинников. Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка :

заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать

его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки. Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с

детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной

атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей

каждого ребенка: характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов

и пр. Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются

к детскому саду, чем флегматики, которые не успевают за темпом жизни

детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть,

выполнить задание. Затруднения в адаптации испытывают также левши, что

обусловлено преобладанием у них активности правого полушария, более

чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.

Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе

дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых

детей любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным

типом поведения. Замкнутых детей, которые не общаются с остальными,

нужно привлекать к совместной деятельности группы, чаще хвалить и

поощрять их в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.

Таким образом, одной из первостепенных задач воспитателя является

создание в группе благоприятного микроклимата - эмоционально-

положительной, теплой атмосферы взаимопонимания и принятия каждого

ребенка, что поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать

установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними

и личностному развитию каждого ребенка. Для этого у воспитателя есть

множество разнообразных методов и приемов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника» Консультация для родителей дошкольников: «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольника» Проблема.

Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗдоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приемы создания позитивного микроклимата в группе детей раннего возраста
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 16:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД