Папки-передвижки

Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями (5 фото)

Людмила Балаценко
Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями
▼ Скачать + Заказать документы

Цель : Пропаганда и распространение разновидностей форм работы с детьми по развитию у дошкольников интегративных качеств личности средствами художественной литературы.

Задачи:

• Обосновать необходимость поиска и разработки новых, эффективных форм работы с детьми.

• Представить собственную систему работы воспитателя по

формированию интереса детей к художественному слову.

Активизировать самостоятельную деятельность слушателей.

Публикация «Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями» размещена в разделах

Хочу начать с высказывания известного российского ученого-литератора Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты,но и понимание-понимание жизни, всех ее сложностей, служат проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей…. Но это дается только тогда, когда… вы читаете с удовольствием….».

А чтоб читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился интерес к книге и к художественному слову. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется речь.

Наша работа над формированием у детей интереса к стихам показала, что дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественные тексты, и полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы остаются с ними на долгие годы. Для ребенка чтение и заучивание стихов всегда должно ассоциироваться с радостью, а не со скукой и принуждением, только тогда стихи стимулируют его умственное развитие, способствуют познанию мира и самого себя, учат ребенка вслушиваться, удивляться, переживать массу положительных эмоций в общении с поэзией.

Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями

Первое, с чего мы начали, это организовали поиск стихов братских поэтов. Оказалось, что о многих из них, мы и не слышали, не говоря уж о том, что не знали их стихов.

Поэтому первый этап нашей работы заключался в сборе информации о поэтах, встреч с ними, знакомстве с их поэзией, отборе стихов доступных по содержанию для дошкольников. Помогали нам в этом работники библиотек, сами поэты, родители, педагоги детского сада, привлекали к этому и наших детей.

Весь материал о поэтах был систематизирован и оформлен в папки. Это информационный материал, их фотографии, вырезки из газет о их творчестве, стихи для детей.

Кроме этого была собрана библиотечка книг.

Мастер представляет материалы по ознакомлению детей с произведениями братских поэтов.

На втором этапе проекта осуществлялись следующие задачи:

Сформировать у детей устойчивый интерес к поэзии А. В. Лисицы, В. В. Корнилова, Ю. В. Розовского, И. Медведева, К. Ермаченко, В. Скробота, Л. С Ященко, И. Тузова, Т. Дякивской и др.

Развивать социально-личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, инициативность, творчество, эмоциональную отзывчивость, гражданственность и др.

Фото №1 Цель Пропаганда и распространение разновидностей форм работы с детьми по развитию у дошкольников интегративных качеств личности средствами художественной литературы

Стихи этих поэтов читаются очень легко и наполняют душу чувством гармонии и гордостью за свой край:

«Искрится снег, и радуга дугой

Взметнулась ввысь веселой русской песней

И, словно лук натянутый тугой

Звенит мороз в сибирском поднебесье.

Так становись на лыжи, на коньки,

Айда гонять с горы крутой на санках!

Мы в Братске, здесь живем – сибиряки

С веселым нравом, с гордою осанкой!

(А. Лисица)

Предложить прочитать стихи слушателям:

«Сколько улиц в городе моем

Из сосновых просек начиналось?.

Солнце утомленным журавлем

Над тайгой разбуженной качалось.

Пусть я житель здесь некоренной,

Не мешал бетона для плотины,

Но мне город все-таки родной,

Братск и я – мы стали побратимы».

(В. В. Корнилов «Побратимы»)

«Я родной Сибирью с детства дорожу,

Никуда мне от нее не деться.

Я к березам, как к невестам, подхожу,

Чтоб глядеть на них - не наглядеться!

(В. П. Громов «Моя Сибирь»)

На этом этапе использовались следующие формы работы:

Чтение и заучивание стихов;

Классификация стихов по темам: «Времена года», «Стихи о Братске»; «Стихи о животных»; «Стихи о детях» «Стихи-шутки, стихи –загадки, басни, страшилки, смешинки и др.»; «Стихи о маме» и т. д. ;

Иллюстрирование стихов;

Изготовление тематических альбомов;

Выпуск тематических газет;

Изготовление макетов по содержанию стихотворений;

Конкурсы чтецов;

Литературные викторины;

Концерты для детей нашего детского сада и других детских садов города, родителей, школьников;

Участие детей в юбилейных встречах с поэтами Братска в библиотеке, и в творческих встречах в детском саду и дома у поэтов.

Фото №2 Задачи Обосновать необходимость поиска и разработки новых эффективных форм работы с детьми

Постановка спектаклей и костюмированных представлений по произведениям поэтов;

Изготовление книг-самоделок;

Проведение интегрированных занятий;

Организация выставок по результатам встреч с поэтами;

Организация чтения стихов детьми на радио и через голосовую рекламу в городских троллейбусах.

Такой комплексно-тематический подход, к ознакомлению с художественной литературой, осуществляемый в технологии проектной деятельности, направлен на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечивает разностороннее развитие дошкольников.

2. Имитационная игра и моделирование

а) Показ воспитателем игровых приемов работы с участием слушателей, где последние находятся на правах ребенка

Помните? Ребенок с удовольствием занимается только тем, что ему самому интересно. Всегда интересно поиграть. Так давайте поиграем!

Чтобы развить интерес к книге самого маленького дошкольника, пойдем в гости к книжке. Шагайте двумя пальчиками, как ножками, и подойдите таким образом к выбранной книжке:

«Топ-топ-топ-топ, в гости к книжке мы идем.

Топ-топ-топ-топ и от всех не отстаем.

Дзынь-дзынь- дзынь-дзынь, открывайте дверь-обложку,

Отдохнем теперь немножко!

Пришли пальчиками в сказку. Что же здесь, на первой страничке книги, давайте рассмотрим и почитаем. Когда страничка прочитана, переходите на следующую, «топайте» к картинке, затем переходите к следующей.

Принесите детям коробочку, в которой «живет» новое стихотворение (в коробочке игрушки или иллюстрации героев стихотворения, которые выставляются по ходу чтения) :

Ты – хомяк,

А я – хорек,

Ты – зайчишка прыг да скок.

Ты – лисица,

Ты – куница,

Ты – бобриха-мастерица.

Ты – охотник…

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Для лучшего запоминания стихов детьми используем картинки-символы, с которыми они впоследствии могут поиграть, самостоятельно сочиняя свое стихотворение, а когда будут играть, обязательно его вспомнят.

Например: стих. «Куличики».

Мы из влажного песка

Делаем кирпичики

И печем в песочнице

Круглые куличики.

Много, много напечем.

Деток в гости позовем.

Рассказывание стихов всем телом и руками неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления:

Фото №3 Представить собственную систему работы воспитателя по формированию интереса детей к художественному слову

Стих. «Гордость» А. Лисица

«Под ногтями земля, а не грязь,

Я картофель копал в огороде,

И иду я, собою гордясь,

«Белоручка» - не скажут в народе.

И мозоли в ладонях моих,

Как у всех, кто работает в поле.

Я иду и любуюсь на них,

Говорят: «Трудовые мозоли».

Игра «Какого цвета герои сказки». Возьмем для примера «Сказку о глупом мышонке» С. Я Маршака. Какого цвета мышонок? Нарисуйте на листе пятнышко серого цвета. Какая мама-мышка? Она может быть пятнышком красного цвета, ведь она беспокоится, волнуется, оставляя сыночка одного дома. Уточки – желтое пятно, лягушка – зеленое, лошадка – коричневое, свинка – розовое, щука – темно-зеленое, кошка – черная или рыжая и т. д.

В итоге получится яркая иллюстрация к сказке в жанре абстрактной живописи.

Игра «Я придумываю фамилии»

Педагог читает стихотворение М. Яснова «Я придумываю фамилии» :

Утенок – Уточкин!

Цыпленок – Курочкин!

Щенок – Собачкин!

Жеребенок – Клячкин!

Барашек – Овечкин!

А я? – Человечкин!

Мастер дает слушателям возможность установить игровую модель с другими персонажами:

Теленок – слушатели - Коровкин

Ягненок - Овечкин

А я? - Человечкин!

В этой игре, придумывая разные варианты, дети учатся рифмовать, закрепляются названия детенышей животных, обыгрывается модель образования слова путем присоединения суффиксов –ин или -ов.

Игра «Кто как ходит» по одноименному стихотворению Е. Череповецкого:

(привлекаются слушатели)

Гуси ходят все гуськом,

Индюшата – индюшком,

Лягушата – лягушком, Слушатели выполняют все движения

Поросята – пороськом. в кругу

Я люблю ходить гуськом

По тропиночке с дружком,

Только сам хожу я чаще

Лягушком и кувырком.

2 вариант:

Стихотворение читается повторно, но только начало строк, дети должны договорить недостающие слова. Попытаться образовать их.

Одновременно в игру добавляются слова из другого списка.

Попробуем!

Гуси ходят все гуськом,

А ребята - ….

Индюшата – индюшком,

А слонята - …

Лягушата – лягушком

А волчата - …

Поросята – пороськом.

А цыплята - …

Я люблю ходить гуськом

По тропиночке с дружком,

А козлята - …

Только сам хожу я чаще

Лягушком и кувырком.

Можно подобрать разные стихи и придумать игры, которые переходят в продуктивную деятельность. Например, стихотворение Г. Ладонщиковой:

У меня друзей не мало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет.

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

Затем детям предлагается продолжить наметившуюся игру: образование однокоренного глагола от имени. Воспитатель предлагает имена (это могут быть имена детей группы) : Валя, Женя, Маша, Света, Лиза и т. д. После этого детям предлагается нарисовать своих друзей.

Вам представлено несколько игровых приемов работы со стихами. Их, конечно можно придумать много (викторины, кроссворды, сочинение собственных стихов и др.). Самое главное – подбор художественных текстов, чтобы они охватывали большую часть образовательных содержаний, которые необходимо освоить детям, и задавали стимул для игры и других видов деятельности.

Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер, вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.

Фото №4 Активизировать самостоятельную деятельность слушателей

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в поэтическую культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщится к духовному опыту человечества посредством поэзии.

б) Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной игровой модели.

Предлагаю объединиться в несколько малых групп. Каждая группа получает задание: придумать стихотворение, которое отражает вашу оценку, и обыграть его.

Презентации стихотворных игровых моделей

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Газета детского сада для детей и сотрудников Вниманию педагогов представлен один из выпусков газеты выпускаемой в дошкольном учреждении. Формат печатного издания печатается в формате.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 05:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Балаценко (УИ 167758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД