Папки-передвижки

Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Поклонская
Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для занятий по математике (II младшая группа)

Обучение воспитанников второй младшей группы имеет наглядно – действенный характер. Новые знания дети усваивают на основе непосредственного восприятия, когда следят за действием педагога, слушают его пояснения, и сами при этом взаимодействуют с дидактическим материалом.

Публикация «Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, предметов, прихода «гостей» и др. Это заинтересовывает и активизирует детей. Когда впервые выделяют какое - то свойство или качество, и важно сосредоточить на нём внимание детей, игровые моменты могут отсутствовать.

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный – короткий, круглый – не круглый и т. д.). Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1 – 2 признаками.

Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой, обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру) помогает детям точнее воспринять её форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки (при сравнении по длине) – установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. («Что это? Какого цвета? Какого размера?») Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения.

Важное значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определённой последовательности (накладывать предметы на картинки, карточки образца и др.).

Если ребёнок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог даёт детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приёмы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно чёткими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребёнка.

Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2 -3 раза, обращая внимание ребенка каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить.

В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными. В отдельных случаях ошибки малышей исправляются вообще без пояснений. («Возьми в левую руку, вот в эту! Положи эту полоску наверх, видишь она длиннее этой!» и т. п.). Когда дети усвоят способ действия, то показ становится не нужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции.

Начиная с нового года можно давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. («Посмотрите, какое дерево ниже, и поставьте под него много грибочков!»)

Запоминание материала у детей второй младшей группы характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приёмы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом, прыжками и приседаниями. Но, используя игровые приёмы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть ещё и элементарной, но математической работы).

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на этом этапе только при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети (хором) его повторяют.

Наиболее сложным для детей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всём.

Например: «Сколько палочек на красной полоске? Сколько палочек на синей полоске? А теперь сразу расскажите о палочках на синей и красной полосках». Так ребёнка подводят к отражению связей. Воспитатель даёт образец такого ответа. Если ребёнок затрудняется, педагог может начать фразу – ответ, а ребёнок её закончит.

Для осознания детьми способа действия, им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. («Что надо сделать, чтобы узнать, какая ленточка шире? Как узнать, хватит ли детям карандашей?») Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом воспитатель не допускает употребления слов, смысл которых детям не понятен.

Воспитание элементарных навыков учебной деятельности

С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать своё место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребёнок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы; воспитывают умение вместе заниматься, не мешать друг другу, одновременно начинать и прекращать действие, в случае необходимости спокойно ждать своей очереди. Педагог хвалит детей за хорошее поведение, конкретно указывая, в чём оно выражается.

Маленький ребёнок не может длительно сохранять оду и ту же позу, выполнять одно и то же действие, поэтому воспитатель спокойно относится к отвлечению детей (необходимый кратковременный отдых, не одёргивает их постоянно замечаниями «Сиди спокойно!» и пр.

В младшей группе дети приобретают первоначальные навыки работы с раздаточным материалом. Дидактический материал даётся каждому ребёнку в отдельном наборе. Надо, чтобы до занятия он побывал у детей в руках, тогда будут легче сосредоточить внимание детей на изучаемых свойствах.

Игрушки и другие вещи должны быть не слишком мелкими, не тяжёлыми, не острыми, чтобы детям было удобно ими пользоваться. Малышей нужно приучать бережно обращаться с пособиями, а после работы складывать и убирать их в указанное место.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 18:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы обучения детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Поклонская (УИ 1133530) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД