Светлана Левская
Методы и приёмы работы со сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка занимает особое место в жизни ребёнка. С самого раннего возраста мы знакомим его с миром сказок и волшебства. Не зря ученые называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Через сказку он знакомится с миром человеческих отношений и со всем миром в целом. Сказки важны, потому что в культурном плане они рассказываются маленьким детям, у которых еще нет таких фильтров, которые заставили бы взрослого отвергнуть ошибочную или явно нелогичную идею. Дети «впитывают» сказки, и вместе со сказками они впитывают убеждения, ценности, «мораль» и «уроки», которые скрыты внутри сказки.
Публикация «Методы и приёмы работы со сказками» размещена в разделах
Сказка не учит ребенка напрямую, она как бы «намекает» как нужно поступить в той или иной ситуации. Ведь дети не любят наставлений. Сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ребенок учится быть добрым, честным, отважным.
При восприятии сказки у ребёнка развивается воображение, память, мышление, речь. Сказочные герои - лиса, волк, колобок разговаривают, ведут человеческий образ жизни, что способствует развитию фантазии. А фантазировать очень полезно, так как фантазия помогает развивать интеллект у детей.
Существует много методов и приемов знакомства со сказкой. Рассмотрим некоторые из них:
1. Начинать нужно всегда с чтения - рассказывания новой или уже известной детям сказки. Небольшие по объему сказки желательно рассказывать наизусть, чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка на содержание сказки. Читать следует выразительно, чтобы дети слушали. Выразительность речи можно достичь интонацией голоса, мимикой, жестами. Данные приемы помогают ребенку представить образы героев ярче, красочнее.
2. Повторное чтение. Сказку, которая вызвала интерес у детей, можно повторить. Если после прочтения сказка стала понятна детям, то можно использовать следующие приемы - показ иллюстраций, картинок, элементы инсценировки. Картинки и иллюстрации должны соответствовать содержанию сказки.
3. Рассказывание. Педагог может рассказать сказку своими словами, переставлять слова, включать в рассказ объяснение. Здесь поможет зрительный контакт для эмоциональной подпитки ребенка. Главное - завлечь маленького слушателя в сюжет сказки.
4. Драматизация. Данный метод помогает привлечь ребенка к участию в инсценировке. Драматизация способствует формированию таких качеств, как смелость, уверенность, артистизм. Использование масок, костюмов, нарядов поможет детям быстрее войти в образ героев.
5. Беседа по сказке. Воспитатель к беседе должен подобрать такие вопросы, которые помогут детям проанализировать поступки героев в разных ситуациях, подвести к морали сказки, сделать выводы. Во время беседы нужно акцентировать внимание на поступки героев, на их моральные качества, на мотивы их поступков.
Также можно использовать нетрадиционные методы и приемы работы со сказкой :
1. Составление словаря по сказке. Педагог знакомит детей новыми словами из сказки, дает их лексическое значение, а затем предлагает наклеить картинку с изображением данного слова в словарь, например, слова «амбар», «короб», «сусек», «лавка» из сказки «Колобок». Словарь можно использовать при знакомстве с другими сказками.
2. Изготовление книги по сказке. Воспитатель предлагает детям создать книгу по сказке из различных материалов, в разной технике, например, нарисовать иллюстрации, сделать аппликацию по сказке. Данный метод помогает обогащению речи ребенка, развивает творческое воображение, мелкую моторику рук.
3. Назови действия героя. Дети перечисляют все возможные действия какого-либо сказочного героя. Таким образом дети учатся проводить аналогии в действиях героев разных сказок. Например, сказка «Колобок» - пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель просит назвать действия героя из другой сказки, похожие на действия колобка.
4. Помоги герою из сказки. После прочтения сказки педагог предлагает детям поставить себя на место героя и спрашивает: «Как бы вы поступили в такой ситуации?», «Как можно помочь герою?».
5. Угадай сказку или героя из сказки. Воспитатель дает характеристику герою, или поет песню из сказки, а дети должны отгадать, например, «Петушок, петушок, золотой гребешок…» (Лиса из сказки «Петушок золотой гребешок») .Цель. Способствовать закреплению знаний сказок, развитию речи, памяти.
6. Поможем герою найти свою сказку. Педагог показывает сюжеты из 2-3 сказок и картинки со сказочными героями, а дети подбирают к сюжету сказки сказочного героя. Цель. Способствовать развитию памяти, мышления, внимания.
7. Покажи мимикой и жестами. Воспитатель выбирает водящего и говорит ему героя сказки. Водящий должен мимикой и жестами передать черты характера героя, а дети отгадывают, кого загадал воспитатель.
8. Правильно-неправильно. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например, стоит в поле теремок, прискакала царевна-лягушка…Внучка за кошку, кошка за мышку…
9. Хорошо или плохо? Цель. Способствовать формированию умения находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации. Например, пришел медведь-топтыш и раздавил теремок. Это хорошо или плохо? Почему? Или, рано утром встала лиса, съела курочку и говорит: «А где же моя курочка, давайте мне за неё гусочку». Хорошо ли поступила лисичка? Какая лиса?
Используя в своей деятельности разные методы и приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку пережить много ситуаций, с которыми он встретится во взрослой жизни, а также расширить его мировоззрение, способы взаимодействия с миром и другими людьми.