Папки-передвижки

Методы проведения социально-педагогической диагностики

Терехова Вера
Методы проведения социально-педагогической диагностики
▼ Скачать + Заказать документы

Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения педагога в суть процессов, которыми он стремится управлять. Чем богаче арсенал диагностических методов педагога, тем технологичнее, рациональнее и эффективнее его профессиональная деятельность. Запас диагностического инструментария педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для педагогических целей методов других наук.

Публикация «Методы проведения социально-педагогической диагностики» размещена в разделах

В современной образовательной практике применяется немало различных диагностических методов. Среди них есть ориентированные на количественный результат и на получение качественных данных о состоянии изучаемых явлений и процессов. В последнее время утвердился подход, при котором методы этих двух групп взаимно дополняют друг друга и используются в зависимости от имеющихся конкретных задач. Более того, эти группы методов тяготеют друг к другу: стандартизированные методы в процессе их совершенствования становятся все более комплексными, дающими как можно более полное представление об объекте, а результаты нестандартизированных методов все чаще выражаются в числовом виде, чтобы стало возможным применять математические и статистические методы их обработки.

Учитывая эти тенденции, перейдем к рассмотрению наиболее распространенных методов диагностики [3, C.41].

Наблюдение — это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.

Наблюдение чаще всего применяется в диагностической деятельности, направленной на выявление определенных закономерностей (устойчиво повторяющихся причинно-следственных связей) с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.

Наблюдение используется и как самостоятельный способ диагностики, и как составная часть методов. Оно проводится с целью накопления фактов и их последующего теоретического анализа. Наблюдаться могут поведение учащихся, проведение урока, общий распорядок работы школы, воспитательная работа учителей, поведение и настроения учащихся и т. д.

К наблюдению предъявляются следующие требования [5, C.56] :

1. наблюдение должно быть целенаправленным (например, целями наблюдения могут быть выявление каких-то личностных характеристик, проявляющихся в поведении и действиях человека; проверка частоты каких-то явлений или фактов; определение характера и степени влияния каких-то педагогических действий на состояния учащихся и т. п.);

2. наблюдение должно проводиться по заранее разработанному плану (программе, в котором детализируются и точно определяются объект, предмет, цель, выявляемые параметры и характеристики предметов и явлений (критерии и показатели, предполагаемый результат (модель явления или процесса);

3. количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным и строго соответствовать цели наблюдения, а время и длительность наблюдения — точно определены;

4. заранее должны быть разработаны процедура наблюдения и форма фиксации наблюдаемых фактов (протокол наблюдения) и формулирования промежуточных выводов;

5. объекты должны наблюдаться в естественных для них условиях и через равные промежутки времени;

6. получаемые сведения должны подвергаться сравнению, измерению и систематизации;

7. наблюдатель должен знать причины появления ошибок в наблюдении и способы их минимизации.

Опыт и эксперимент. Изучение опыта - еще один метод диагностической деятельности педагога, имеющий теоретическое и практическое значение, — изучение педагогического опыта. Опытная работа выражается в том, что педагог эмпирически (путем проб и ошибок) в собственной практике вырабатывает, проверяет или адаптирует к конкретным условиям отдельные методы и приемы работы, пособия, рекомендации и пр., целую методическую систему, анализирует их эффективность, применимость, посильность для учащихся или учителя. Опыт — основа поисковой исследовательской деятельности педагога-практика.

Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В. Ф. Шаталова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые В. Ф. Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, к совершенствованию технологий обучения.

Обобщение педагогического опыта становится научным методом в том случае, если посредством его открывают нечто новое, имеющее объективное значение, и этому новому дается точная педагогическая характеристика (выясняются тенденции, затруднения, новинки, состояние решения какой-либо проблемы).

Диагностический эксперимент. Диагностический эксперимент — это строго контролируемое диагностом педагогическое наблюдение, проводимое в естественных или искусственно созданных и управляемых условиях, метод поиска способов решения педагогической проблемы.

Эксперимент как метод диагностики подразумевает [6, C.35] :

• изучение объекта как в естественных, так и в специально созданных и контролируемых условиях;

• воспроизведение отдельных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях для изучения их без сопутствующих обстоятельств;

• научно-объективную и доказательную проверку правильности гипотезы исследования.

Эксперимент — это также комплекс методов исследования для выявления противоречий, постановки исследовательской проблемы или для решения проблемной задачи. Он проводится для исследования педагогических фактов и явлений, решения педагогических проблемных задач.

В педагогической литературе и массовой образовательной практике нередко понятия «эксперимент» и «опыт» смешиваются, что выражается в устоявшемся термине «опытно-экспериментальная работа». Этим объясняется то, что опыт и эксперимент являются разновидностями поисковой деятельности. Однако эксперимент отличается от опыта наличием предварительно разработанной теоретической модели исследуемого феномена или процесса, которая проверяется в практике.

Таким образом, анализ опыта также может рассматриваться как эксперимент, если он проводится на основе предварительно разработанной теоретической модели, хотя в этом варианте он ближе к контент-анализу.

3. Профессионально-этические принципы проведения социально-педагогической диагностики.

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие особые категории добра, такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права, и, следовательно, человек нарушающий этот кодекс не подлежит суду в соответствии с законом. Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса человека, специалиста, ведущего деятельность в области психологического, психолого-педагогического, социально-педагогического консультирования и диагностики. Это философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология, политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса.

Основными этическими принципами при проведении социально-педагогической диагностики, являются [3-4] :

• Принцип конфиденциальности.

• Принцип компетентности.

• Принцип ответственности.

• Принцип этической и юридической правомочности.

• Принцип квалифицированной пропаганды диагностической работы.

• Принцип благополучия клиента.

• Принцип профессиональной кооперации.

• Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

• Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога, педагога, социального педагога.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми по всему миру.

1. Принцип конфиденциальности.

Суть этого принципа состоит в том, что человек, ведущий деятельность в области социально-педагогической диагностики, не имеет права разглашать личную информацию, которая касается его клиента. Специалист не имеет права намеренно ее разглашать, и не должен случайным образом ее преподносить кому-либо (бессознательно). При необходимости предоставить кому-либо сведения о своей профессиональной деятельности, а также в случае проверки, социальный педагог должен предоставить все сведения в таком виде, в котором они не затронут прав и интересов клиента, а также исключат возможность его идентификации, распознавания другими лицами.

В том случае, если лица участвуют в психологическом или социально-педагогическом исследовании, и информация будет в дальнейшем обрабатываться и использоваться, с клиентами сразу же должен быть оговорен объем тех данных, которые могут применяться и разглашаться. Должно быть подписано письменное соглашение.

Участие лиц, а также организаций в проведении любых социально-педагогических исследований, вне зависимости от формы его проведения должно быть добровольным. Это распространяется на диагностические, коррекционные, развивающие мероприятия, психотерапию, консультирование. Клиент должен понимать и осознавать цель вмешательства, его объем, а также знать, какие именно данные и где будут использоваться в дальнейшем.

Специалист, проводящий социально-педагогическое консультирование, имеет право на сбор и обработку только тех данных, которые касаются непосредственно проводимого исследования и требуются ему для решения поставленных задач. Такая информация может определяться не только самим социальным педагогом, но и диагностическим или консультационным центром, от имени которого работает специалист.

2. Принцип компетентности.

В ходе своей профессиональной деятельности, специалист, проводящий социально-педагогическую диагностику должен стремиться повысить свою квалификацию, должен следовать передовым технологиям, применять новейшие методики. При этом нужно учитывать, что на практике можно применять только проведенные, апробированные методики, которые хорошо зарекомендовали себя как надежные и валидные методы исследования, позволяющие получить достоверные данные и качественно их обработать.

Границы собственной компетенции специалист должен определять сам. Он может работать с человеком в том случае, если опыт и уровень компетенции позволяет ему это делать. Вместе с тем, если социальный педагог ощущает, что не может справиться с решением какой-либо проблемы, лучше посоветовать обратиться к тому специалисту, который компетентен в этом вопросе. Кроме того, можно постараться привлечь экспертов, или третьих лиц, но только в том случае, если клиент дает свое согласие.

Процедуру исследования и наиболее рациональные методы, специалист, проводящий диагностику, выбирает самостоятельно. Он должен заранее подготовиться к исследованию, выработать его план, подобрать оптимальные методики. Вместе с тем, ход диагностики может принимать и непредвиденный оборот, если того требует ситуация. Социальный педагог должен уметь быстро и адекватно реагировать на меняющуюся обстановку и ситуацию и предпринимать меры в соответствии с новыми условиями.

По поручению иных организаций, социальный педагог имеет право проводить исследование или оценивать компетентность других участников консультирования, педагогов и психологов, и делать свои заключения.

3. Принцип ответственности

Специалист в области социально-педагогической диагностики, должен в полной мере понимать свою ответственность за ту информацию и рекомендации, которые он дает клиентам. Также он должен понимать всю полноту ответственности, которую он несет перед обществом.

Социальный педагог должен понимать свою ответственность и за необходимость тщательного анализа ситуации, подбора различных вариантов решения проблемы, за влияние на клиента.

Ответственность за выбранные методы диагностики и достоверность их результатов также всецело лежит на социальном педагоге. Для того чтобы иметь возможность оценить и проанализировать существующие проблемы и пути их преодоления, используют различные качественные методы диагностики. К таким методам относят интервью, анкетирование, наблюдение.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

Все исследования должны проводиться исключительно в рамках действующего законодательства, не должны нарушать прав и свобод человека. Также должны соблюдаться профессиональные требования и условия к проведению диагностики.

В случае, если от специалиста требуют реализовать меры, которые противоречат Этическому Кодексу, он должен отказаться. Если руководство предъявляется требования, которые расходятся с Этическим Кодексом, должны все равно соблюдаться принципы этики.

Также необходимо учитывать, что эти требования распространяются не только на профессиональные отношения социального педагога с общественностью и клиентами. Социальный педагог обязан выполнять свои профессиональные обязанности в полной мере и в соответствии с законом. В противном случае он несет ответственность за свои действия. Если необходимо профессиональное заключение, социальный педагог выступает в роли должностного лица.

5. Принцип квалифицированной пропаганды социально-педагогической диагностики.

Делая сообщения и доклады на социально-педагогическую тематику для широкого круга общественности, нужно избегать употребления терминов и конкретных названий методик. Также не допускается раскрытия информации о том, каким образом проводится диагностика, и как обрабатываются полученные данные. Такая информация может быть доступна только для специалистов.

6. Принцип благополучия клиента.

В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, учащихся, супервизоров и других участников диагностики. В случаях, когда обязанности специалиста, проводящего социально-педагогическую диагностику, вступают в противоречие с этическими нормами, он разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом “не навреди”.

7. Принцип профессиональной кооперации.

Работа социального педагога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

Социальный педагог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если он имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда социальный педагог узнает об этических нарушениях другого специалиста, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будет нарушено право на конфиденциальность.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах диагностики.

1. Социальный педагог информирует клиента о целях и содержании диагностической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда диагностическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе диагностики социальный педагог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с данным социальным педагогом и обратиться к другому специалисту.

3. Социальный педагог должен информировать участников диагностической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий.

1. При проведении социально-педагогической диагностики, специалист должен делать все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда диагностическим инструментом пользуются непрофессионалы или когда диагностика болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности, как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус.

2. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих социально-педагогического образования, социальный педагог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практическим нуждам человека.

Таким образом из анализа основных принципов социально-педагогического и психологического консультирования становится очевидным, что соблюдение отмеченных этических принципов находится в прямой зависимости от индивидуальности самого специалиста.

Публикации по теме:

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Открытое занятие в рамках текущей диагностики «По щучьему велению» 1. Цель занятия: выявить полученные знания, представления, умения детей по блокам «Считалочка», «АБВГДЕйка», «Окружающий мир», «Родное слово».

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Сценарий проведения педагогической игры КВН для педагогов дошкольных учрежденийСценарий проведения педагогической игры КВН для педагогов дошкольных учреждений Педагогический КВН (для педагогов дошкольных учреждений) Цель: создание условий для активизации деятельности педагогов и самореализации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы проведения социально-педагогической диагностики
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 12:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы проведения социально-педагогической диагностики» (включая файлы) размещена пользователем Терехова Вера (УИ 1886808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД