Лилия Марушкина
Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной Думой 12 июля 2001 года, беря во внимание Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф (редакция от 21.07. 2014 года; с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2015 года, а также с учетом письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, доработанный на основе методики Н. В. Пятибратовой и технологий Н. А. Зайцева и Домана - Маниченко по обучению чтению детей с рождения до школы. Рабочая программа рассчитана на период, который длится с 1 октября по 31 мая.
Публикация «Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности „Кружок Читай-Ка“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
I. Целевой раздел
Целью данной программы является построение системы работы педагога дополнительного образования по инновационному подходу в обучении чтению детей в возрасте от 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию всех органов чувств воспитанников, формирования универсальных учебных навыков и желания учиться. Учебно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с 3 до 7 лет. Оригинальный способ преподнесения материала обеспечивает развитие письменной и устной речи детей, а также всестороннего гармоничного и психофизического развития воспитанников.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми навыкам письменной речи, что не предусматривает основная программа дошкольного учреждения, и помогает дополнять основную программу образования, формировать осознанную психологическую готовность к обучению вне рамок образовательных учреждений, и обеспечивает «желание учиться» на протяжении дальнейшей жизни.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с программой является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников.
Программа дополнительного образования направлена на:
- создание условий для развития личности воспитанника;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия воспитанника;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности воспитанника, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
II. Содержательный раздел
Учебно - тематический план
Занятия по обучению чтению в «Кружок Читай-Ка!» проводятся два раза в неделю: вторник и четверг в вечернее время. В мини подгруппах по 4 человека, продолжительность одного занятия от 25-30 минут с учетом возраста воспитанников и их психофизического самочувствия (не превышая рекомендованную САНПиНом нагрузку в соответствии с возрастом). Комплектуются группы по уровню готовности к обучению чтению, психологическим особенностям, возрасту воспитанников и планки социализации. Количество часов занятий в неделю – 60 минут, всего 1 час. Итого за период с 1 октября по 31 мая: 36 недель, 72 занятия, 2.160 минут.
Учебно – тематический план для детей, не умеющих читать:
№ п/п Раздел Количество занятий
1. Учим буквы и читаем склады 32 занятия
2. Читаем склады и первые слова 15 занятий
3. Читаем слова разной сложности 15 занятий
4. Читаем предложения и тексты 10 занятий
Для детей, продолжающих совершенствования навыка чтения:
№ п/п Раздел Количество занятий
1. Читаем тексты повышенной сложности, тренируем технику чтения 28 занятия
2. Профилактика оптической дисграфии 12 занятий
3. Профилактика акустической дисграфии 12 занятий
4. Профилактика дисграфии, обусловленной расстройством языкового анализа и синтеза 10 занятий
5. Профилактика аграмматической дисграфии 10 занятий
Примечания:
1. Первым положительным результатом занятий должна быть стойкая мотивация к чтению (воспитанникам нравится совместная работа).
2. Вторым – быстрое запоминание букв.
3. Третьим – чтение через 3-6 месяцев первых слов и фраз.
Время «выхода» в самостоятельное чтение зависит от нескольких факторов:
1. Регулярности занятий.
2. Возраста воспитанников (3-х летке может понадобиться полгода, чтобы зачитать, а шестилетке – пара месяцев).
3. Наличие проблем с развитием или поведением.
III. Содержание изучаемого курса
Раздел «Учим буквы и читаем склады» - 32 занятия, в каждом занятии по 4-6 заданий. Первый раздел самый подвижный.
Последовательность изучения на данном этапе:
А-У-О-Ы-И-П-М-К-Б-Н-Я-Д-Т-В-Э-Е-Г-Ю-Х-Л-Ф-С-З-Ё-Й-Ш-Ж-Ч-Ц-Щ-Р
Порядок изучаемых букв соответствует звукам, которые легче всего произнести по возрастанию сложности. Поэтому в начале самые простые для 3-х лет него возраста: У, А, О, П, М, Н и д. р. А под конец – труднопроизносимые: Ч, Ц, Щ, Л, Р. Даже если малыши еще не чисто говорят и многие звуков нет в речи – в процессе игр с буквами и картинками ассоциациями звукопроизношение может улучшиться.
Раздел «Читаем склады и первые слова» - 15 занятий. Во втором разделе у большинства деток закрепляется так называемый механизм чтения – способность самостоятельно озвучить любой склад, а значит, и простое слово. Бывает так, что ребёнок начинает читать склады и слова самостоятельно уже на самом первом этапе.
Здесь мы используем подход: простые слова без гласных 2 ряда, затем сложные слова с гласными 2 ряда. Ищем прочитанные слова вокруг нас и «подписываем» ими предметы. Соединяем слова в мини книжки, которые гордо называем «Мои первые книги».
На этом этапе используются 8 книг для первого чтения – небольшого формата, короткие, с крупными буквами и интересным сюжетом с цветными картинками. Истории, сотканные из набора слов, где мы больше догадываемся о прочитанном. Сложность книг постепенно повышается: увеличивается количество букв в словах и количество слов в историях, это слова «чувства – ощущения», слова «движения», слова «игры», например: «ох», «ай-яй», «топ – топ», «ку-ку».
8 книг «Первого чтения»
№ книги Название
1. «Ой, тут оса!» 2. «Вот я» 3. «Чей бок?» 4. «Топ-топ» 5. «Ку-ку»
6. «Все спят» 7. «Лужи» 8. «Яма?»
Раздел «Читаем слова разной сложности» - это совершенство навыка чтения, разбитое на 15 занятий. Дети «набивают руку» на чтении знакомых и незнакомых слов всех уровней сложности, длины, звуковой наполняемости. Здесь малыши могут столкнуться с трудностями при чтении, вызванными особенностями фонетики русского языка. Тут и чтение йотированных гласных (юла, вертолёт, мята, чтение слов с мягким и твердым знаком (коньки, кровать, обезьяна, въезд, оглушение звонких согласных на конце слов (хлеб, нож) и многое другое, что затрудняет восприятие читаемого.
Раздел «Читаем предложения и тексты» открывает массу возможностей для игр и нескучных интерактивных тренингов и состоит из 10 занятий.
В начале пробуем читать простые предложения – просьбы, далее воспитанники познакомятся с разными типами предложений, научится читать коротенькие тексты с пониманием прочитанного. Этот раздел хорош для ребят от 4 лет, у которых просыпается интерес к языку, собственной речи и речи окружающих. Например, такая особенность детской речи, как неологизмы, нашла отражение в заданиях четвёртого раздела. Неологизмы – это образование новых слов на основе использования грамматических норм языка: «На ногах – ногти, значит, на руках – рукти», «петушонок», «рукоманлир».
Раздел «Читаем тексты повышенной сложности» .Совершенствование техники чтения на основе текстов энциклопедического содержания поможет будущему первокласснику расширить кругозор и одновременно преодолеть ошибки в читаемых словах. На занятии мы будем использовать книжки – стихи и книги - небылицы. Книги – небылицы – помогают выйти в понятийное чтение. Каждая книга – это сказка с картинками. Только картинки в книжке есть правильные (соответствующие предложению) и неправильные (небылицы). Книги пронумерованы – уровень сложности каждой книжки определяется количеством предложений в ней.
Книжки – стихи
№ книги Название Количество слов:
1. «Маринка – картинка» 17
2. «Повар – лещ» 17
3. «Летний день» 17
4. «Нарядная семейка» 18
5. «На прогулке» 18
6. «Козёл и баран» 19
7. «Утята» 20
8. «Праздник у кота» 20
9. «Хор лягушек» 23
10. «Почему дырявый сыр?» 23
11. «Ёжик с удочкой сидел» 24
12. «Все растут» 24
13. «Ладушки» 27
14. «Скажи, чего боишься ты?» 28
15. «Мама – тигрица» 29
16. «Ветерок» 30
17. «Бормотало – Булькаток» 35
18. «Рыжая книжка» 38
19. «Глаза» 41
20. «Фломастеры» 41
21. «Дырка от бублика» 42
22. «Вверх ногами» 44
23. «Мой любимый самосвал» 45
24. «Малышка Ёж» 49
25. «Новоселье» 51
26. «Не получается» 62
27. «Хвастливая лягушка» 66
28. «Радость» 68
29. «Про ленивую Соню» 76
30. «Собеседники» 78
31. «Трудный выбор» 85
Книжки – небылицы (проза)
№ книги Название Количество предложений:
1. «Большой кусок сыра» 8
2. «Волшебная каша» 8
3. «Ёжик находит друга» 8
4. «Лунный кролик» 10
5. «Ледяная простынка» 10
6. «Я сам!» 10
7. «Дождик и солнышко» 10
8. «Чудесная погода» 12
9. «Как зайчик шубку менял» 12
Информационно-методическое обеспечение рабочей программы:
1. Новый Букварь по методике Н. В. Пятибратовой – развивающий игровой набор, РОБИНС, Москва, 2014 год;
2. Татьяна Руссита «Чей бок?» - серия «Четыре буквы», Манн, Иванов и Фербер, 2015 год;
3. «Книжная разминка. Часть 1» - программа развития интеллекта по методике Домана – Маниченко, Умница, 2014 год;
4. «Книжная разминка. Часть 2» - программа развития интеллекта по
методике Домана – Маниченко, Умница, 2014 год;
5. Комплект занимательных карточек. Обучение грамоте. Серия «Занимательные карточки», автор – А. А. Штец. Издательство «АЙРИС-пресс», Москва, 2012 год;
6. Наталия Пятибратова «Домашняя тетрадь» к занятиям по «кубикам Зайцева» ИФ «Унисерв», Москва, 2013 год;
7. «Я научу тебя читать. Уровень 1» Федин Сергей Николаевич, серия «Письма для тебя», Издательство «АЙРИС-пресс», Москва, 2015 год;
8. «Учимся читать с удовольствием» система быстрого обучения чтению детей 5-6 лет по методике Зайцева, Пятибратова Н. В., «Гном и Д» 2012 год;
9. Комплект "Изучаю и запоминаю буквы" (комплект картинок ассоциаций) - первая часть методики обучения чтению Н. В. Пятибратовой, РОБИНС, Москва, 2013 год;
10. Слоговая система обучения чтению ребенка, развивающие карточки и пазлы - «Учимся читать по слогам», РОБИНС, Москва, 2015 год;
11. «Зверобуквы» - чтение от природы, настольная игра © Банда умников 2012 – 2016;
12. «Читай – Хватай» - быстрая интерактивная игра © Банда умников 2012 – 2016;
13. Портал «Мирсибо» - сайт развивающих игр для детей от 2 до 10 лет, доступ через интернет и диски специалиста © 2016 Развивающий портал mersibo.ru
14. «Счастливая азбука» (магнитные буквы) автор – дизайнер Марина Воронкова.
15. Набор «Смешарики учатся читать» – книжки задания, магнитные буквы, доска.
16. Самостоятельно изготовленные пособия по чтению специалистом вместе с детьми © «Кружок Читай-Ка!»
Материально-технические средства (оснащение предметно-пространственной развивающей среды):
1. Заламинированные буквы формата А5 – 31 шт.
2. Коробочка букв на крышечках (с заданиями к ним) – 1 шт.
3. Слоги – карточки для игр в буквокарты – 2 набора.
4. Слоги – фишечки для игры в «выбивалки» - 1 набор.
5. Меловая доска с магнитами – 1 шт.
6. Таблицы слогов – 3 шт.
7. Доска «Пиши – стирай» в клетку с черным маркером – 1 шт.
8. Заламинированные полоски – писать и стирать.
9. Длинная полка для кубиков Зайцева – 1 шт.
10. Кубики Зайцева – 1 набор.
11. Две указки разной длинны.
12. Чёрные ручки – по количеству детей.
13. Тетради в клетку – по количеству детей.
14. Пластилин для вылепливания букв – 3 коробки.
15. Цветная бумага для вырезания элементов букв – 1 упаковка.
16. Коробка цветных карандашей – 1 шт.
17. Разноцветные фломастеры – 1 коробка.
18. Подложки для выкалывания букв – 3 шт.
19. Коробка кнопок – гвоздиков – 1 шт.
20. Большая игла для вышивания букв – 1 шт.
21. Набор разноцветных ниток – 1 шт.
22. Краски – 1 упаковка.
23. Кисточки – на подгруппу детей (4 шт.)
24. Счетные палочки для выкладывания букв – 1 набор.
25. Коктельные трубочки для изготовления букв – 1 набор.
26. Письменные столы – 2 шт.
27. Стулья – 4 штуки.
28. Мягкий напольный коврик – 1 штука.