Папки-передвижки

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель»

Млада Сидорова
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель»

(новая редакция)

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлая карусель» художественно-эстетической направленности

Пояснительная записка

В основу настоящей программы положена программа Т. С. Григорьевой «Маленький актёр» и программа М. Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Направленность программы: художественно-эстетическая

Актуальность:

Публикация «Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности „Весёлая карусель“» размещена в разделах

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.

В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.

Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.

Адресат программы:

старший дошкольный и подготовительный к школе возраст (5-6, 6-7 лет)

В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным.

Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.

Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.

Срок реализации: 2 года

На полное освоение программы требуется 72 часа

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в кружок – свободный. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в первый год обучения – 36, второй год – 36. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 30 минут.

Педагогическая целесообразность

Программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно - исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.

Практическая значимость.

Участвуя в театрализованных занятиях, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, звуки, краски. Театрально – игровая деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию детей, развивает интерес к литературе, увеличивает словарный запас, разговорную речь, обогащает детей новыми знаниями, умениями, впечатлениями. С переходом в школу, ребёнок сталкивается трудностями - эмоциональной адаптацией. Театральная же игра эмоционально раскрепощает ребёнка, снимается его «зажатость».

Ведущие теоретические идеи.

Ведущая идея данной программы — создание современной практико-ориентированной высокохудожественной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать театрально-музыкальную деятельность детей.

При этом осуществляются следующие подходы: развивающий; системно-деятельностный; личностно – ориентированный.

Цель дополнительной общеразвивающей программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Образовательные:

- Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).

- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск.

- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

2. Развивающие:

- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

- Развивать память, внимание, воображение, фантазию;

- Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

- Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

- Развивать желание выступать перед родителями.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.

- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

- Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

3. Воспитательные:

- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

- Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

- Воспитание коммуникативных способностей детей

Принципы:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические и практические:

• объяснение;

• чтение воспитателя;

• беседы;

• просмотр презентаций и видео;

• разучивание произведений устного народного творчества;

• обсуждение;

• наблюдения;

• словесные, пальчиковые и подвижные игры;

• пантомимические этюды и упражнения;

• артикуляционная и дыхательная гимнастика;

• импровизация;

• инсценировки и драматизация.

Методы организации образовательного процесса:

- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);

- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т. д.);

- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);

- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);

Основные направления программы (структура занятий):

1. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.

2. Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю»

(обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций).

К работе над спектаклем широко привлекаются родители

Здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• физкультминутки, динамические паузы.

Прогнозируемые результаты:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Планируемые результаты к концу первого года обучения:

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Должен уметь:

- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;

- уметь подобрать рифму к заданному слову;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией

Планируемые результаты к концу второго года обучения:

Ребёнок должен знать:

- все основные виды театров;

- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- основные жанры театрального искусства;

- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т. д.)

Должен уметь:

- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;

- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;

- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;

- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;

- уметь сочинить рассказ от имени героя;

- уметь составлять диалог между сказочными героями;

- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.

Формы подведения итогов реализации программы

Формой подведения промежуточных и заключительных итогов реализации программы являются выступления детей на праздниках и досугах внутри ДОУ и участие детей в ежегодном городском музыкально-театральном фестивале «Музы и дети».

Механизм оценивания образовательных результатов.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Диагностика проводится на основе творческих заданий.

1. Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Психолого-педагогические условия

- Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- Защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Материально-техническое обеспечение реализации программы

1. Театральная ширма

2. Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- настольный

- конусный

- би-ба-бо (перчаточный)

- магнитный

- масочный

- варежковый

- ростовой

- театр матрёшки

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

3. Ноутбук, колонки, музыкальный центр;

4. Проектор, презентации

5. Костюмерная

6. Декорации

7. Атрибуты к играм и инсценировкам

8. Музыкальные инструменты

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

NSPORTAL

Портал Маам

Портал Мультиурок

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное музыкально-педагогическое образование.

Дидактическое обеспечение реализации программы: схемы, плакаты, дидактические игры, репертуарные сборники, видео-, аудиофонд, картотеки артикуляционных, дыхательных, речевых, театральных игр и упражнений

Методическое обеспечение программы:

1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» для детей 5-7 лет. - М., Сфера, 2012.

2. ГончароваО. В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. - М., Сфера, 2010.

3. Гавришева Л. Б. Музыка, игра – театр!- С. -П., «Детство-Пресс», 2004

4. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки - СПб, Детство-Пресс, 2009

5. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. - М., Сфера,2010

6. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. - Санкт-Петербург, 2008

7. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. - М., ЦГЛ, 2003

8. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. –

М., сфера, 2010

9. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. - М., Сфера, 2009

10. Насауленко С. Г. Музыкальные игры и новые песни -Колокольчик №38-2007

11.. Пименов В. А. Театр на ладошках. - ВГУ, 1998

12. Погребинская М. М. Музыкальные скороговорки/ СПб, «Композитор», 2007

13. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., Владос, 2001

14. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. С. -П., «Союз», 2001

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1) Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.2) Тема: «Космос». 1. Рисование (цветной граттаж) «Космос». - Продолжать знакомить с новой техникой «граттаж». Учить аккуратно процарапывать.

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 165» Программа дополнительного образования по художественно.

Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет по художественно-эстетическому развитию «Юный фантазер» .

Программа дополнительного образования по художественной направленности «Волшебный мир красок» Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником.

Программа дополнительного образования по социально-педагогической направленности «Лукошко» Актуальность Дошкольный возраст время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждение нравственных чувств. воспитание.

Программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности Программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста художественно – эстетической направленности «Радуга» Автор программы:.

Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 2–3 лет Рабочая программа дополнительного образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для детей 2-3 лет Содержание:.

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» художественно-эстетической направленности Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» художественно-эстетической направленности (составлена на основе парциальной программы Лыковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель»
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 21:32
+172Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 53.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД