Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1)

Любовь Мартынова
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1)
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Программа модифицированная и составлена на основе программ И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Умелые ручки».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „В стране творчества“ (ч,1)» размещена в разделах

Актуальность работы заключается в следующем:

- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью — главные проблемы современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Проблема творчества, развития творческих способностей личности находится в центре внимания философии, педагогической психологии, психологии мышления, теории обучения и воспитания.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни.

По мнению Л. С. Выготского, ведущим свойством творческих способностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптурах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. О. М. Дьяченко призывает приучать ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании».

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности, требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей.

Следует помнить, что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в художественной деятельности способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.

Характеристика нетрадиционных изобразительных техник

В данном параграфе мы остановимся на характеристике нетрадиционных техник рисования (графических, живописных, лепки, аппликации.

Среди техник рисования в детском саду используют следующие: монотипию, кляксографию, граттаж и, точечный рисунок, рисование ладошкой, пальцем.

В аппликации -коллаж, объемная и рванная аппликация и др.

В лепке –пластилин и глина, реже лепка из песка и бумажной массы.

Современные техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

О. А. Белобрыкина рассматривая особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста, отмечает следующее: ознакомление с нетрадиционными техниками идет в двух взаимосвязанных направлениях : знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник.

Например, в технике размытого рисунка (рисование по сырому фону) можно попытаться использовать вместо бумаги ткань – тогда ребенку станут видны различия в оттенках и изображении, получаемом на различном материале. При этом разные по качеству ткани и бумага дают не похожие друг на друга цветовые оттенки, их насыщенность, характер линий изменяют общий тон целостного изображения.

Разнообразить прием кляксографии позволяет раздувание капель по поверхности листа. С помощью этого приема можно получать оригинальные изображения деревьев, животных, сказочных и фантастических персонажей. Прием интересен тем, что позволяет получать совершенно не похожие друг на друга результаты, даже в том случае, когда один ребенок в одной и той же манере выполняет подряд несколько работ.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Можно учить детей рисовать с помощью плоской бумаги, выдуваемой струей воздуха, жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, методом тычка, и т. д. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Рисовать можно не только карандашами и кистью, но и с помощью плотной бумаги. Для этого необходимо вырезать полоску из картона длиной три – пять сантиметров и шириной 0,5 – 1,5 см (в зависимости оттого, что будут дети изображать). Далее обмакнуть край полоски в краску и, изменяя его (края полоски) движение, рисовать различные картины.

Необычна и интересна техника "Водяная печать".

Ребенок сначала на органическом стекле рисует пейзаж. Затем, намочив лист бумаги, сверху кладет его на изображение, слегка прижав лист к оргстеклу. Затем осторожно снимает его с оргстекла. Полученные изображения дополняет, сделав несколько завершающих штрихов.

Если принести с прогулки несколько листочков или травинок, уложить их на лист бумаги, сверху накрыть тонким слоем гуаши, а затем окрашенной стороной положить на подготовленный для открытки лист, то получится отпечаток. Используя эту технику, можно делать открытки к празднику или сюжетные картинки.

Нетрадиционные техники рисования способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Они более творчески всматриваться в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Лепка – техника изобразительного творчества, основное назначение которой – образное отражение действительности. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить "настоящие" орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг, так же как и мускулы, развивается, когда его тренируют. Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения.

И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь более точного и выразительного изображения движения. Поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании, аппликации. Только в процессе конструирования из природного материала – веточек, сучков – глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Изобразительный период начинается у большинства детей с 3 лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки, у него появляются навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два основных условия развития способностей: ребенок с близкого расстояния, без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого; этот материал всегда должен находиться в доступном для ребенка месте. К 5 годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появилось умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.

Несформированность графических умений и навыков мешают ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира затрудняет развивать эстетическое восприятие. Ребенок осознает, что та или иная линия у него не получилась и поэтому стремиться ее исправить. А на бумаге незаметно это сделать очень сложно. Учитывая эту особенность детей можно предложить детям технику пластилиновогоналепа, т. е. или "Пластилиновую живопись". Барельефную картинку можно изменять дополнять деталями, а предметы получаются. Рисуют пластилином не только на картоне, если использовать органическое стекло, то работы получаются, как настоящие картины. Если вложить их в коробку из под конфет, то можно украсить детскую комнату.

Изделия из соленого теста. Техника выполнения та же что из пластилина и глины, но материал для лепки дети готовят сами, используя свойства муки и воды. В ходе подготовки материала достигается различная его консистенция, в зависимости от изобразительных задач. Из соленого теста можно делать картины, вылепливать разнообразные фигурки, Они могут стать частью картины, при изготовлении ее смешанными техниками. Для того чтобы изделия из соленого теста были более интересными тесто можно окрасить с помощью пищевых красителей, а для придания естественных оттенков используется какао-порошок. После высыхания, происходит раскрашивание изделий из простого неокрашенного теста, которое позволяет ребенку совместить несколько видов изобразительной техники, что увеличивает его интерес к процессу творчества.

Пластилинография. Создание лепкой картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Рисунок на гипсе. Для работы используется медицинский или строительный гипс. Он дает возможность изготовить фигурки, барельефы. Для начала детей обучают, как следует замешивать гипс, из которого можно изготовить фигурки или барельефы. После того как поделка застыла, ребенок достает ее из формы и раскрашивает.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как

заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими "как настоящий", если вылеплен, а не нарисован.

Аппликация (от латинского слова applicatio – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т. д.) : сюжетной, отображающей совокупность действий, событий ("Салют Победы", "Каша Родина", "Москва вчера, сегодня, завтра", "Полет в космос", "Птицы прилетели" и т, д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы и шрифтовой.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.

К современным техникам аппликации относят следующие:

Работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай, мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.

Работа с бросовым материалом: аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т. д., работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).

Работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Художественное конструирование. В детском саду используется конструирование из бумаги, конструирование и шитье мягких игрушек. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте возможно участие дошкольников в таких видах художественного творчества, как лоскутное шитье, плетение, ткачество, вышивание.

Таким образом нетрадиционные техники можно применять во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации и лепке.

Изучив теоретические положения использования нетрадиционных техник изобразительно творчества в работе с детьми дошкольного возраста, мы можем с уверенностью говорить о том, что они являются эффективным средством творческого развития детей.

Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения.

Полноценное, гармоничное развитие личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, можно гарантировать только в том случае, если с ним работают грамотные, творческие педагоги.

Современные пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений не содержат в себе подробной информации о возможностях использования разнообразных техник изобразительного творчества в работе с дошкольниками, именно это обстоятельство является причиной невысокого уровня квалификации педагогов в данном вопросе.

Таким образом, рассмотрев разнообразные техник изобразительного творчества, мы можем говорить, что они являются основным средством творческого развития ребенка. Недаром педагоги пытаются все больше внимания уделять внедрению современных техник изобразительного творчества в воспитательный процесс ДОУ. В процессе развития изобразительного художественного творчества у детей главное научить их эмоционально- образному восприятию произведений искусства, изобразительно-выразительных средств. Формирование интересов, предпочтений. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениям навыками, способность самостоятельно их использовать. Всем этим ребенок овладевает. Если ему дают право выбора, экспериментирования.

Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению.

Особенности изобразительной деятельности учащихся 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети создают вариативные образы, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений, передают индивидуальные особенности предметов. Ведущим мотивом изобразительной деятельности также остаются явления, события, которые ребенок пытается передать в изображении, но содержание меняется, это уже события, волнующие ребенка.

Рисунки старших дошкольников более технически грамотны, композиционно оформлены, но в тоже время менее выразительны, это связанно с тем, что дети в своем развитии приближаются к кризису семи лет. По мере овладения навыками творчества у старшего дошкольника формируется внутренний план деятельности, который отсутствует у ребенка раннего возраста.

Реализация Программы

Курс рассчитан на 1 год (общий объем- 72 часа в год)

Формы и режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 1 часу (30 мин).

Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель:

Содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы в художественном творчестве.

Задачи:

1. Формировать и расширять представления о свойствах различных материалов.

2. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, материала и освоению разнообразной традиционной и нетрадиционной технике лепки, рисовании и аппликации.

3. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, возможность создания объемных поделок.

4. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук.

5. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития.

6. Способствовать повышению эмоциональной выразительности и разнообразию создаваемых детьми оригинальных, неповторимых, художественных образов.

7. Способствовать развитию речи, логического мышления, эстетическому отношению к действительности.

1.3. Содержание программы

Содержание образовательной программы направлено наформирование творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников.

Тема : «Насекомые».

1. Знакомство. Техника безопасности

2. Рисование (монотипия) «Божья коровка».

3. Рисование (монотипия) «Стрекоза».

4. Рисование (монотипия) «Бабочка».

5. Аппликация (из салфеток) «Бабочка».

6. Аппликация (объемная) «Бабочки на лугу».

7. Лепка (соленое тесто) «Божья коровка».

8. Лепка (пластилинография) «Стрекоза».

Тема : «Осень золотая»

1. Рисование (монотипия) «Осенний лес».

2. Рисование (по мокрому)«Осень».

3. Рисование (по мокрому, листьями) «Осень».

4. Аппликация «Зайчик»(из листьев).

5. Знакомство детей с техникой «квиллинг».

6. Ручной труд «Осеннее дерево» (квиллинг).

7. Аппликация «Осеннее дерево» (квиллинг, продолжение).

8. Ручной труд «Осенний лес» (картина из крупы).

Тема: «Животные».

1. Аппликация из ниток «Медведь».

2. Аппликация из опилок «Барашек».

3. Рисование (пальцами) «Любимое животное».

4. Рисование (жесткой кистью) «Котята». – 5. Ручной труд «Изготовление соленого теста».

6-8. Картина «Теремок» (соленое тесто, краски)

Тема: «Птицы»

1. Рисование (три техники) «Петушок».-

2. Аппликация (ладошки) «Лебеди на озере».

3. Аппликация (яичная скорлупа, парами) «Чайка».

4. Аппликация (перья) «Сказочная птица».

5. Лепка (масса для лепки или глина) «Лебеди».

Тема: «Новый год».

1. Рисование (вилка, пальцы) «Новогодняя елочка»

2-3. Аппликация + ручной труд (парами) «Елочка-красавица».

Тема: «Зима».

1. Рисование (свеча) «Узоры на стекле».

2. Рисование (свеча) «Дерево».

3. Рисование (свеча) «Сказочный лес».

4. Рисование (соль) «Белая береза».

5. Рисование (манка) «В зимнем лесу».

6-8. Картина «В зимнем лесу» (соленое тесто, вата, краски).

9. Аппликация (салфетки) «Снеговик».

10. Рисование (кляксография с трубочкой) «Дерево»

11. Рисование (зубная паста) «Волшебная зима».

Тема: «23 февраля».

1-2. Стенгазета (аппликация, лепка) «С днем защитника Отечества».

3-4. Ручной труд (валик из картона) «Солдат».-

5. Лепка (пластилинография) «Мой папа в армии служил». -

Тема: «8 марта + цветы».

1-2. Ручной труд «Ваза для мамы». -

3. Ручной труд «Цветы» (в вазу). - .

4-5. Аппликация (квиллинг, коллективная) «Цветы в вазе»

6. Обучение технике «цветной граттаж»

7. Рисование (цветной граттаж) «Цветы в вазе».

8. Рисование (кляксография) «Волшебные цветы».

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Осьминожка» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» Дополнительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол — гимнастика на мячах» АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №50 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области».

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности музыкально-театрализованного кружка «Фабрика звезд» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности музыкально-театрализованного кружка «Фабрика звезд» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (срок освоения программы 1 год) Разработчик :.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный карандаш» (10–11 лет) 1. Пояснительная записка 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный карандаш» (далее – программа) составлена в соответствии.

Дополнительная общеразвивающая программа творческой направленности «Город мастеров» Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Общеразвивающая программа «Город мастеров» разработана в соответствии с.

Дополнительная общеразвивающая программа экологической направленности «Детский экологический театр «В гостях у сказки» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа детского экологического театра " В гостях у сказки" соответствует художественно.

Программа художественно-эстетической направленности «ИЗО-терапия» Программа художественно-эстетической направленности «ИЗО-терапия» Срок реализации 1 год Возраст 5 – 7 лет. Составитель: Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1)
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 11:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Мартынова (УИ 376089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД