Валентина Дмитриева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Осьминожка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад №34» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием. Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, служит одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка. Поиск эффективных путей реализации данного направления с учётом современных требований привёл к организации дополнительных образовательных услуг по плаванию.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности „Осьминожка“» размещена в разделах
- Осьминоги и осьминожки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Для оказания дополнительных образовательных услуг по плаванию в МБДОУ «Детский сад №34» организован физкультурно-оздоровительный кружок «Осьминожка».
1.1. Срок реализации программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Организационная образовательная деятельность проводится с сентября по май. Срок освоения программы – 4 года. Процесс обучения организован в форме занятий 1 раз в неделю по 40 минут; в месяц- 4; в год – 36, их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантийных дней. Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять во второй младшей группе – 15 минут, в средней группе – 15-20мин., в старшей группе – 20мин., в подготовительной группе – 25 мин.
1.2. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программы.
Общая трудоемкость программы «Осьминожка» при 4-летнем сроке обучения составляет 144 часов: в год – 36 часов.
Возрастная группа Количество часов
в неделю в месяц в год
II младшая 1 4 36
Средняя 1 4 36
Старшая 1 4 36
Подготовительная к школе 1 4 36
Итого 144
1.3. Цель и задачи программы.
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями; обеспечение всестороннего физического развития.
Задачи:
- образовательные: сформировать теоретические и практические основы
освоения водного пространства; освоить технические элементы плавания; обучить основному способу плавания «Кроль»;познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне); формировать представление о водных видах спорта;
- развивающие: развивать двигательную активность детей; способствовать развитию костно-мышечного корсета; развивать координационные возможности; навыки личной гигиены; умение владеть своим телом в непривычной обстановке; интерес к занятиям физической культуры;
-воспитательные: воспитывать морально-волевые качества; самостоятельность и организованность; бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию; навыки личной гигиены.
II. Учебный план
2.1. Учебный план во второй младшей группе (от 3 до 4 лет)
№
п/п
Разделы Программы Количество часов
Всего в год 1 полугодие 11 полугодие
1. Ознакомление с водой 6 4 3
2. Погружение лица в воду 7 3 4
3. Горизонтальное положение на воде 5 5 -
4. Вдох и выдох 3 3 -
5. Всплывание и лежание на воде 7 - 7
6. Игры и развлечения на воде 5 2 3
7. Диагностика НОД 2 - 2
Итого в год: 36 17 19
2.2. Содержание учебного материала
1. Основы знаний о плавании:
Влияние плавания на состояние здоровья
Значение закаливающих процедур
Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
Правила поведения и техники безопасности на воде
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- роль занятий плаванием для физического развития;
- значение закаливающих процедур;
- правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых
водоёмах;
- гигиенические правила НОД в бассейне;
- условные жесты и сигналы руководителя ФВ, требования медицинской сестры
плавательного бассейна;
уметь:
- применять разученные общеразвивающие и дыхательные упражнения;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: выполнение общеразвивающих и дыхательных упражнений; соблюдение правил
безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.
2. Ознакомление с водой. Специальные плавательные упражнения для освоения с
водной средой:
Имитационные упражнения
Вхождение в воду (по трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна)
Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, вдоль бортика, по кругу).
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- способы передвижения человека в воде;
уметь:
- развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его
использовать для отталкивания;
- сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;
- дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: преодоление водобоязни; свободное передвижение в воде и выполнение
дыхательных упражнений.
3. Погружение лица в воду:
Погружение лица в воду
Задержка дыхания под водой и выдох в воду.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- необходимость правильного дыхания в воде.
уметь:
- погружать лицо в воду;
- сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над
поверхностью и выдыхать воздух в воду.
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: преодоление водобоязни; развитие координационных способностей и
ориентирование в пространстве.
4. Всплывание и лежание на воде:
Всплывание и расслабление в воде
Лежание на поверхности воды с поддержкой
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- действие выталкивающей силы воды;
уметь:
- выполнять тематические упражнения в течение 5 секунд;
- выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах;
5. Игры и развлечения на воде:
Игры на воде: «Кто самый быстрый?», «Торпеды», «Кто проворней?», «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше?», «Катера», «Кто лучше?»
Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- названия и правила игр на воде;
- правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде, свободного плавания.
уметь:
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.
2.3. Учебный план в средней группе (от 4 до 5 лет)
№
п/п
Разделы Программы Количество часов
Всего в год 1 полугодие 11 полугодие
1. Специальные плавательные упражнения 7 4 3
2. Погружение в воду 7 3 4
3. Всплывание, лежание, скольжение на воде 11 4 7
4. Вдох и выдох 3 3 -
5. Игры и развлечения на воде 6 3 3
6. Диагностика НОД 2 - 2
Итого в год:
36 17 19
2.4. Содержание учебного материала
1. Основы знаний о плавании:
Влияние плавания на состояние здоровья
Значение закаливающих процедур
Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
Правила поведения и техники безопасности на воде
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- роль занятий плаванием для физического развития;
- значение закаливающих процедур;
- правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых
водоёмах;
- гигиенические правила НОД в бассейне;
- условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры
плавательного бассейна;
уметь:
- применять разученные общеразвивающие и дыхательные упражнения;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: выполнение общеразвивающих и дыхательных упражнений; соблюдение правил
безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.
2. Ознакомление с водой. Специальные плавательные упражнения для освоения
с водной средой:
Имитационные упражнения
Вхождение в воду (по трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна)
Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук, вдоль бортика, по кругу, поперек бассейна, наклонив туловище вперед и опираясь руками о доску)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- способы передвижения человека в воде.
уметь:
- развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его
использовать для отталкивания;
- сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;
- окунаться и прыгать;
- дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: преодоление водобоязни; свободное передвижение в воде и выполнение
дыхательных упражнений.
3. Погружение в воду:
Погружение в воду с закрытыми глазами
Погружение в воду с открытыми глазами
Задержка дыхания под водой и выдох в воду.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- необходимость правильного дыхания в воде.
уметь:
- погружаться в воду с головой с закрытыми (открытыми) глазами;
- сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над
поверхностью и выдыхать воздух в воду.
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: преодоление водобоязни; развитие координационных способностей и
ориентирование в пространстве.
4. Всплывание, лежание и скольжение на воде:
Всплывание и расслабление в воде
Лежание на поверхности воды, на груди
Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- действие выталкивающей силы воды;
- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры.
уметь:
- выполнять тематические упражнения в течение 5 секунд;
- выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;
- принимать устойчивое положение тела в воде;
- выполнять интенсивное отталкивание от дна и стенки бассейна;
- выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным
положением рук;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах
5. Игры и развлечения на воде:
Игры на воде: «Кто самый быстрый?», «Торпеды», «Кто проворней?», «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше?», «Катера», «Кто лучше?»; упражнения «Медуза», «Звездочка», «Поплавок»
Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- названия и правила игр на воде;
- правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде,
эстафетного плавания и свободного плавания;
уметь:
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах.
2.5. Учебный план в старшей группе (от 5 до 6 лет)
№
п/п
Разделы Программы Количество часов
Всего в год 1 полугодие 11 полугодие
1. Специальные плавательные упражнения 7 7 -
2. Погружение в воду 4 2 2
3. Всплывание, лежание, скольжение на воде 11 4 7
4. Движения ног и рук при плавании способом кроль на груди 6 - 6
5. Дыхательные упражнения. Вдох и выдох 2 2 -
6. Игры и развлечения на воде 4 2 2
7. Диагностика НОД 2 - 2
Итого в год:
36 17 19
2.6. Содержание учебного материала.
1. Основы знаний о плавании:
Влияние плавания на состояние здоровья
Значение закаливающих процедур
Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
Правила поведения и техники безопасности на воде
Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения
Упражнения для общефизической подготовки (строевые упражнения; имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения в воде; упражнения на дыхание)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- роль занятий плаванием для физического развития и закаливания организма;
- правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых
водоёмах;
- условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры
плавательного бассейна;
уметь:
- использовать полученные навыки плавания в повседневной жизни;
- соблюдать правил безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.
2. Используемые специальные плавательные упражнения в процессе НОД:
Имитационные упражнения
Вхождение в воду (по трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна)
Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- способы передвижения человека в воде;
уметь:
- развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его использовать для отталкивания;
- сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;
- окунаться и прыгать;
- дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; свободное передвижение в воде и выполнение дыхательных упражнений.
3. Погружение в воду:
Погружение в воду
Задержка дыхания под водой и выдох в воду
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- необходимость правильного дыхания в воде;
уметь:
- погружаться в воду с головой;
- сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над поверхностью и выдыхать воздух в воду;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; развитие координационных способностей и ориентирования в пространстве.
4. Всплывание, лежание и скольжение на воде:
Имитационные упражнения на суше
Всплывание и расслабление в воде
Лежание на поверхности воды, на груди
Скольжение на груди с разным положением рук
Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- действие выталкивающей силы воды;
- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- выполнять упражнения «Медуза», «Звезда», «Поплавок» в течение 5 секунд;
- выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;
- принимать устойчивое положение тела в воде;
- выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным
положением рук;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с поворотом головы для вдоха и с
задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах; использование приобретенных умений в
экстремальной ситуации.
5. Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на груди:
Имитационные упражнения на суше
Техника работы ног способом кроль на груди
Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на груди
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах.
6. Игры и развлечения на воде:
Игры на воде: «Кто самый быстрый?», «Торпеды», «Кто проворней?», «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше?», «Катера», «Кто лучше?»
Эстафетное плавание
Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- названия и правила игр на воде;
- правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде,
эстафетного плавания и свободного плавания;
уметь:
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах.
2.7. Учебный план в подготовительной группе (от 6 до 7 лет)
№
п/п
Разделы Программы Количество часов
Всего в год 1 полугодие 11 полугодие
1. Специальные плавательные упражнения 3 3 -
2. Погружение в воду 3 3 -
3. Всплывание и лежание на воде 4 3 1
4. Скольжение на груди 4 3 1
5. Скольжение на спине 5 - 5
6. Движения ног и рук при плавании способом кроль на груди 6 3 3
7. Движения ног и рук при плавании способом кроль на спине 6 - 6
8. Игры и развлечения на воде 3 2 1
9. Диагностика НОД 2 - 2
Итого в год:
36 17 19
2.8. Содержание учебного материала.
1. Основы знаний о плавании:
Влияние плавания на состояние здоровья
Значение закаливающих процедур
Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
Правила поведения и техники безопасности на воде
Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения
Упражнения для общефизической подготовки (строевые упражнения; имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения в воде; упражнения на дыхание)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- роль занятий плаванием для физического развития и закаливания организма;
- правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых
водоёмах;
- условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры
плавательного бассейна;
уметь:
- использовать полученные навыки плавания в повседневной жизни;
- соблюдать правил безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.
2. Используемые специальные плавательные упражнения в процессе НОД:
Имитационные упражнения
Вхождение в воду (по трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна)
Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук)
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- способы передвижения человека в воде;
уметь:
- развивать первоначальное «чувство воды» без негативных ощущений и водобоязни;
- выполнять элементарные передвижения в воде;
- ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его
использовать для отталкивания;
- сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;
- окунаться и прыгать;
- дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: преодоление водобоязни; свободное передвижение в воде и выполнение
упражнений.
3. Погружение в воду:
Погружение в воду
Задержка дыхания под водой и выдох в воду
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- элементарные свойства воды;
- необходимость правильного дыхания в воде;
уметь:
- погружаться в воду с головой;
- сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над
поверхностью и выдыхать воздух в воду;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: преодоление водобоязни; развитие координационных способностей
ориентирования в пространстве.
4. Всплывание и лежание на воде:
Всплывание и расслабление в воде
Лежание на поверхности воды, на груди.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- действие выталкивающей силы воды;
уметь:
- выполнять упражнения «Медуза», «Звезда», «Поплавок» в течение 5 секунд;
- выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах; использование приобретенных умений в
экстремальной ситуации.
5. Скольжение на груди:
Имитационные упражнения на суше
Скольжение на груди с разным положением рук
Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- принимать устойчивое положение тела в воде;
- выполнять интенсивное отталкивание от дна и стенки бассейна;
- выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным
положением рук;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без;
- выполнять скольжение на груди с работой ног с поворотом головы для вдоха и с
задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах.
6. Скольжение на спине:
Имитационные упражнения на суше
Скольжение на спине с разным положением рук
Скольжение на спине с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- принимать устойчивое положение тела в воде;
- выполнять интенсивное отталкивание от дна и стенки бассейна;
- выполнять скольжение на спине без работы ног с задержкой дыхания и различным
положением рук;
- выполнять скольжение на спине с работой ног с вспомогательными средствами и без;
- выполнять скольжение на спине с работой ног с поворотом головы для вдоха и с
задержкой дыхания;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах.
7. Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на груди:
Имитационные упражнения на суше
Техника работы ног способом кроль на груди
Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на груди
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах.
8. Движение ног и рук при плавании способом «кроль» на спине:
Имитационные упражнения на суше
Техника работы ног способом кроль на спине
Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на спине
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;
уметь:
- согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на спине;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах.
9. Игры и развлечения на воде:
Игры на воде: «Кто самый быстрый?», «Торпеды», «Кто проворней?», «Гонка мячей», «Буксир», «Кто дальше?», «Катера», «Кто лучше?»
Эстафетное плавание
Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала.
В результате изучения темы воспитанники должны понимать:
- названия и правила игр на воде;
- правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде,
эстафетного плавания и свободного плавания;
уметь:
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной
жизни: купание в открытых водоемах.